Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока «Общение» 6 класс Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни. Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” А.Сент-Экзюпери
Иконка файла материала 9.docx
Тема урока «Общение»  6 класс Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать   знания,   строить   межличностные   отношения   на   основе   дружбы   и формирование умений применять полученные знания  в обычной  жизни. Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”  А.Сент­Экзюпери  Задачи:   Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах  общения и его роли в жизни человека.   Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и  слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в  коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.   Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции  другого человека, культуре речи.  Планируемые результаты:   Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков  самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях  Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и  человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”;  различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.   Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного  общения.   Тип урока: урок формирования новых знаний   Вид занятия: урок­исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)  Средства обучения:  компьютер, учебник,  понятие общения из словарей,   мультимедийная презентация  Power Point Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации,  самостоятельная работа  с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа. Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные,  игровые, метод проблемно­поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое  обучение. Формирование УУД: Познавательные: 1­ находить информацию в различных источниках; ­ владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы,  выделяют и  формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Регулятивные:  ­ планировать и ставить цели деятельности в группе; ­ оценивать степень достижения результатов. Коммуникативные: ­ понимать позицию другого; ­ излагать свое мнение, уметь его корректировать; ­ организовать работу в группе; ­ преодолевать конфликты; ­ добиваться поставленных целей ­  умение слушать и слышать своих одноклассников, ­ умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, ­ умение точно выражать свои мысли. Личностные: ­ аргументированно оценивать свое и чужое поведение; ­ воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека,  культуре речи. Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные  средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение,  убеждающее общение, барьеры общения. 1 этап Организационный.  Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения  поставленных задач. Нарисовать смайлик. Приветствие учеников. Проверка  отсутствующих.  2 этап Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к  построению нового способа действия) Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного  сериала «Барбосскины». Видеосюжет  Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас  не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так  происходит?  Предположите,  что будет  проблемой в этой ситуации. Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом?  Чем вызвана обида? Ученики отвечают на вопросы учителя  3 этап. Целеполагание 2Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент­Экзюпери “Единственная  роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 1) и побуждает к  высказыванию учениками собственного мнения.  Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент­Экзюпери.  Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?  Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 2. тема урока “Общение”.)  Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего  состоит любая деятельность?     Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем  подбираются средства, производятся действия и получают результат.  Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению  цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4) Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.  Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.  План урока:  1. Понятие общения.  2. Способы общения.  3. Правила общения.  Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к  рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову  общение  4 этап. Открытие нового знания Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске  кластер.   ОБЩЕНИЕ общение взаимные деловые или дружеские отношения людей обмен между людьми мыслями, суждениями, оценками, чувствами обмен опытом обмен  информацией Обобщает все сказанное ученикам: Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: ­обмен информацией; ­взаимопонимание; ­взаимодействие   (слайд № 5). 3Учитель:  Познакомьтесь с высказываниями  ученых,  философов об общении. (Работа в группах) (слайд №7)  Алексей Максимович Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун. Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах. Совершенствоваться можно только в жизни  и в общении с людьми.  Л.Н. Толстой.        Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный,   законченный   человек   и   противоречит   самому   себе,   если   он   живет изолированно. Иоганн Фихте Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Григорьевич Белинский (ученики  Учитель:  Общение­это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает  книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями,  созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по  телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым  тяжким наказанием является одиночное заключение.  Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки.  Давайте их вспомним вместе. (Ученики называют пословицы: 5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.   1 группа                            Перед вами лежит  перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу Качества, помогающие общению Качества, мешающие общению Дружелюбие                              Любознательность Внимательность                        Жадность Высокомерие                             Уважение Равнодушие                                Подлость Отзывчивость                            Зависть  Честность                                  Целеустремленность   Доброта                                      Гнев   Общительность,                        Восторг 4Чувство юмора Уважение    2 группа  Учитель     Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы. Речевое общение Средства Неречевое общение Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец,  прикосновение, комплимент, мелодия, цветы. 3 группа   Составьте памятку  «Как правильно слушать». Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего – помочь в  выражении проблем говорящего. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет  защищаться или противоречить тебе. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения  говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь. Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит  сам, а не те, которые кто – то подсказал. Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции  отрицательные моменты. 4 группа Учитель: Заполните таблицу «Особенности общения со сверстниками, старшими и с  младшими». Со сверстниками Особенности общения Со старшими С младшими  Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить  от себя). 1) обязательное возникновение конфликта 2) уважение к возрасту старших 3) сложность с пониманием относиться к фантазиям младших 4) общение подразумевает полное равенство 55) для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка ­ Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты  проявляешь себя в общении? Физкультминутка.  (Приложение )  Учитель: давайте попробуем сформулировать определение: Что такое общение? (дети  дают свою формулировку)  Запись в тетрадь:  Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит  обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд №  8) Итак,  мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются,  каковы цели  общения?  Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим  средства общения   О них вы узнаете, прочитав  в учебнике с.68­69. (слайд №9). Учитель:  Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью Средства общения речевое неречевое Устная речь Письменная  речь взгляд мимика Голос,  интонации Позы, жесты движения 6Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека.  Называют средства общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация,  голос, взгляд, поза, движения).  (слайд № 10) Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения  О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11­13) 6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются  средства общения поработаем по­цепочке  (слайд №14) Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:  Привет, спасибо, молодец, здравствуйте. Подводит учащихся к  выводу, о том,  что в общении важно учитывать словесную  информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом  можно войска за собой повести».   Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы  получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение  анализировать диаграмму)   К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы) Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием  эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое  значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % ­  позы и жесты 7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала. Продолжение просмотра видеоролика «Барбосскины» Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения.  Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в  процессе общения.  7Почему возникают барьеры общения?(слайд №17) Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между  людьми? Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)  8 этап. Этап  обобщения  м коррекции полученных результатов Таким образом, ребята,  при общении важно помнить, что  любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте  сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам   (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со  взрослыми  Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17) 9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.         Тест А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей: А) общение Б) ритуал В) деятельность Г) нормы А2. Какое качество особенно ценится в общении? А) умение интересно рассказывать Б) умение слушать В) умение рассмешить Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами А3.Общение – это а) удовольствие; б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами; в) дружба г) любовь А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое  общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека? а) верно только а            в) верны оба суждения б) верно только б            г) оба суждения неверны 8А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся  поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является  само общение? а) верно только а            в) верны оба суждения б) верно только б           г) оба суждения неверны 10. Этап коррекции знаний и способов действий. Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.  Ответы: 1­ а 2­ б  3­ б   4­ а 5 – в. (Слайд 19) 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Более 3 ошибок ­ 2 11. Этап подведения итогов занятия.  (Слайд№ 20)  Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение?  Что помогает общению? Какую роль играет общение в  жизни? Почему нельзя прожить  без общения?  Почему без общения нет человека?     ­через общение человек получает знания об окружающем мире;  ­с помощью общения происходит передача опыта;  ­усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые  выработаны  человечеством;  ­благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;  ­усваивают правила поведения и применяют их на практике;  ­такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость,  честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;  ­общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;  ­любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее  круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе. Решение вопроса 9Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной,  которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся  продолжить мысль. 8.Этап информации о домашнем задании.  Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради.  Составьте список  ваших личных заповедей общения. 9. Этап рефлексии     (Слайд 21)  Мне на уроке было интересно потому, что… Больше всего на уроке мне понравилось… Для меня новым было… Я получил удовольствие от того, что… На уроке я себя чувствовала… Больше всего меня заинтересовала… Для меня было неожиданным… Я узнал… Удивительно было то, что…  Раньше я не знал (а)…                                Список литературы: (Слайд 22 ) 1. Алан Пиз. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его  жесты. Воронеж, 1998г. 2. Алешина М. О вежливости, а также, о деликатности. Лениздат, 1986г. 3. Камычек Л.. Вежливость на каждый день. М., 1988г. 4. Колесов, В.В, Культура речи – культура поведения/ В.В.  Колесов. ­  М., 2005.­163с. 5. Котова, О.А., Лискова,  Т.Е., Обществоведение: рабочая тетрадь/О.А. Котова, Т.Е. Лискова, ­ М.: Просвещение, 2008. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат.­ М.: Академия, 2001.­ 270с. 7.   Обществознание:   Человек,   природа,   общение:   учебник   для   6   класса   под   ред. Л.Н.Боголюбова.­ М.: Просвещение, 2007.  8.   Ярошевский, М.Г.Ярошевский. ­ М: издательский центр «Академия», 2002г. – 346с.  9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова.­ Минск, 1992.­ 209 с. 10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного процесса в педагогике/ Г.И. Щукина.­ М., 1991.­ 232с. 11. Якиманская, И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе/ И.С.   Психология/А.В.   Петровский,   Петровский,   А.В.,   М.Г., 10Якиманская.– М., 1998.­ 321с.        Образовательные интернет ­ ресурсы: ­ http://ipk74.ru/ ­ http://nsportal.ru/ ­ www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru ­ proshcolu.ru                                                                                                                                                                                           http://www.grandars.ru/ https://otvet.mail.ru https://www.youtube.com 11