Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)
Оценка 4.6

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
29.03.2019
Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)
Тема урока «Общение» 6 класс Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни. Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” А.Сент-Экзюпери
9.docx
Тема урока «Общение»  6 класс Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать   знания,   строить   межличностные   отношения   на   основе   дружбы   и формирование умений применять полученные знания  в обычной  жизни. Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”  А.Сент­Экзюпери  Задачи:   Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах  общения и его роли в жизни человека.   Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и  слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в  коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.   Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции  другого человека, культуре речи.  Планируемые результаты:   Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков  самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях  Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и  человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”;  различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.   Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного  общения.   Тип урока: урок формирования новых знаний   Вид занятия: урок­исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)  Средства обучения:  компьютер, учебник,  понятие общения из словарей,   мультимедийная презентация  Power Point Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации,  самостоятельная работа  с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа. Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные,  игровые, метод проблемно­поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое  обучение. Формирование УУД: Познавательные: 1 ­ находить информацию в различных источниках; ­ владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы,  выделяют и  формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Регулятивные:  ­ планировать и ставить цели деятельности в группе; ­ оценивать степень достижения результатов. Коммуникативные: ­ понимать позицию другого; ­ излагать свое мнение, уметь его корректировать; ­ организовать работу в группе; ­ преодолевать конфликты; ­ добиваться поставленных целей ­  умение слушать и слышать своих одноклассников, ­ умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, ­ умение точно выражать свои мысли. Личностные: ­ аргументированно оценивать свое и чужое поведение; ­ воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека,  культуре речи. Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные  средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение,  убеждающее общение, барьеры общения. 1 этап Организационный.  Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения  поставленных задач. Нарисовать смайлик. Приветствие учеников. Проверка  отсутствующих.  2 этап Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к  построению нового способа действия) Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного  сериала «Барбосскины». Видеосюжет  Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас  не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так  происходит?  Предположите,  что будет  проблемой в этой ситуации. Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом?  Чем вызвана обида? Ученики отвечают на вопросы учителя  3 этап. Целеполагание 2 Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент­Экзюпери “Единственная  роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 1) и побуждает к  высказыванию учениками собственного мнения.  Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент­Экзюпери.  Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?  Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 2. тема урока “Общение”.)  Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего  состоит любая деятельность?     Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем  подбираются средства, производятся действия и получают результат.  Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению  цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4) Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.  Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.  План урока:  1. Понятие общения.  2. Способы общения.  3. Правила общения.  Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к  рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову  общение  4 этап. Открытие нового знания Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске  кластер.   ОБЩЕНИЕ общение взаимные деловые или дружеские отношения людей обмен между людьми мыслями, суждениями, оценками, чувствами обмен опытом обмен  информацией Обобщает все сказанное ученикам: Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: ­обмен информацией; ­взаимопонимание; ­взаимодействие   (слайд № 5). 3 Учитель:  Познакомьтесь с высказываниями  ученых,  философов об общении. (Работа в группах) (слайд №7)  Алексей Максимович Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун. Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах. Совершенствоваться можно только в жизни  и в общении с людьми.  Л.Н. Толстой.        Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный,   законченный   человек   и   противоречит   самому   себе,   если   он   живет изолированно. Иоганн Фихте Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Григорьевич Белинский (ученики  Учитель:  Общение­это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает  книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями,  созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по  телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым  тяжким наказанием является одиночное заключение.  Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки.  Давайте их вспомним вместе. (Ученики называют пословицы: 5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.   1 группа                            Перед вами лежит  перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу Качества, помогающие общению Качества, мешающие общению Дружелюбие                              Любознательность Внимательность                        Жадность Высокомерие                             Уважение Равнодушие                                Подлость Отзывчивость                            Зависть  Честность                                  Целеустремленность   Доброта                                      Гнев   Общительность,                        Восторг 4 Чувство юмора Уважение    2 группа  Учитель     Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы. Речевое общение Средства Неречевое общение Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец,  прикосновение, комплимент, мелодия, цветы. 3 группа   Составьте памятку  «Как правильно слушать». Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего – помочь в  выражении проблем говорящего. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет  защищаться или противоречить тебе. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения  говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь. Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит  сам, а не те, которые кто – то подсказал. Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции  отрицательные моменты. 4 группа Учитель: Заполните таблицу «Особенности общения со сверстниками, старшими и с  младшими». Со сверстниками Особенности общения Со старшими С младшими  Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить  от себя). 1) обязательное возникновение конфликта 2) уважение к возрасту старших 3) сложность с пониманием относиться к фантазиям младших 4) общение подразумевает полное равенство 5 5) для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка ­ Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты  проявляешь себя в общении? Физкультминутка.  (Приложение )  Учитель: давайте попробуем сформулировать определение: Что такое общение? (дети  дают свою формулировку)  Запись в тетрадь:  Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит  обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд №  8) Итак,  мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются,  каковы цели  общения?  Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим  средства общения   О них вы узнаете, прочитав  в учебнике с.68­69. (слайд №9). Учитель:  Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью Средства общения речевое неречевое Устная речь Письменная  речь взгляд мимика Голос,  интонации Позы, жесты движения 6 Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека.  Называют средства общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация,  голос, взгляд, поза, движения).  (слайд № 10) Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения  О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11­13) 6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются  средства общения поработаем по­цепочке  (слайд №14) Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:  Привет, спасибо, молодец, здравствуйте. Подводит учащихся к  выводу, о том,  что в общении важно учитывать словесную  информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом  можно войска за собой повести».   Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы  получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение  анализировать диаграмму)   К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы) Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием  эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое  значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % ­  позы и жесты 7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала. Продолжение просмотра видеоролика «Барбосскины» Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения.  Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в  процессе общения.  7 Почему возникают барьеры общения?(слайд №17) Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между  людьми? Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)  8 этап. Этап  обобщения  м коррекции полученных результатов Таким образом, ребята,  при общении важно помнить, что  любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте  сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам   (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со  взрослыми  Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17) 9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.         Тест А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей: А) общение Б) ритуал В) деятельность Г) нормы А2. Какое качество особенно ценится в общении? А) умение интересно рассказывать Б) умение слушать В) умение рассмешить Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами А3.Общение – это а) удовольствие; б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами; в) дружба г) любовь А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое  общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека? а) верно только а            в) верны оба суждения б) верно только б            г) оба суждения неверны 8 А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся  поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является  само общение? а) верно только а            в) верны оба суждения б) верно только б           г) оба суждения неверны 10. Этап коррекции знаний и способов действий. Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.  Ответы: 1­ а 2­ б  3­ б   4­ а 5 – в. (Слайд 19) 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Более 3 ошибок ­ 2 11. Этап подведения итогов занятия.  (Слайд№ 20)  Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение?  Что помогает общению? Какую роль играет общение в  жизни? Почему нельзя прожить  без общения?  Почему без общения нет человека?     ­через общение человек получает знания об окружающем мире;  ­с помощью общения происходит передача опыта;  ­усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые  выработаны  человечеством;  ­благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;  ­усваивают правила поведения и применяют их на практике;  ­такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость,  честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;  ­общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;  ­любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее  круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе. Решение вопроса 9 Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной,  которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся  продолжить мысль. 8.Этап информации о домашнем задании.  Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради.  Составьте список  ваших личных заповедей общения. 9. Этап рефлексии     (Слайд 21)  Мне на уроке было интересно потому, что… Больше всего на уроке мне понравилось… Для меня новым было… Я получил удовольствие от того, что… На уроке я себя чувствовала… Больше всего меня заинтересовала… Для меня было неожиданным… Я узнал… Удивительно было то, что…  Раньше я не знал (а)…                                Список литературы: (Слайд 22 ) 1. Алан Пиз. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его  жесты. Воронеж, 1998г. 2. Алешина М. О вежливости, а также, о деликатности. Лениздат, 1986г. 3. Камычек Л.. Вежливость на каждый день. М., 1988г. 4. Колесов, В.В, Культура речи – культура поведения/ В.В.  Колесов. ­  М., 2005.­163с. 5. Котова, О.А., Лискова,  Т.Е., Обществоведение: рабочая тетрадь/О.А. Котова, Т.Е. Лискова, ­ М.: Просвещение, 2008. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат.­ М.: Академия, 2001.­ 270с. 7.   Обществознание:   Человек,   природа,   общение:   учебник   для   6   класса   под   ред. Л.Н.Боголюбова.­ М.: Просвещение, 2007.  8.   Ярошевский, М.Г.Ярошевский. ­ М: издательский центр «Академия», 2002г. – 346с.  9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова.­ Минск, 1992.­ 209 с. 10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного процесса в педагогике/ Г.И. Щукина.­ М., 1991.­ 232с. 11. Якиманская, И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной школе/ И.С.   Психология/А.В.   Петровский,   Петровский,   А.В.,   М.Г., 10 Якиманская.– М., 1998.­ 321с.        Образовательные интернет ­ ресурсы: ­ http://ipk74.ru/ ­ http://nsportal.ru/ ­ www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru ­ proshcolu.ru                                                                                                                                                                                           http://www.grandars.ru/ https://otvet.mail.ru https://www.youtube.com 11

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)

Конспект урока по теме «Общение» (6 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019