Конспект урока по теме: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 12 (вариант 2). Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от¬рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет. Оборудование: картинки-иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к любой другой сказке. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала чтение.docx
Урок 12 (вариант 2). Русская народная сказка «Гуси­лебеди» Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный отрывок для чтения и  пересказа; рисовать словесный портрет. Оборудование:  картинки­иллюстрации   к   сказке   «Гуси­лебеди»   и   к   любой другой сказке. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Ход урока I.Организационный момент и сообщение целей урока II.Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию ­ Ребята, какие сказки вы знаете? ­ Откройте   учебник   «Родную   речь».   Найдите   раздел   «Устное  народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто  автор   прочитанных   вами сказок? ­ Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными. ­ Отгадайте, из какой это сказки: 1) «С тех пор и дружба у лисы с журавлем  врозь». (Фла­нелеграфия;  лиса.Журавль, кувшин.) 2) «Жили­были бабушка­старушка, внучка­хохотушка, курочка, мышка­ норушка...» 3) «Жили­были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое  горлышко». ­ Что сказочное в этих сказках? III. Пересказ сказки. Первичное восприятие Сегодня   я   расскажу   новую   русскую   народную   сказку   «Гуси­лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло, кто ей помог ­ обо всем этом мы узнаем, внимательно  прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку   с  помощью  картинок, а вы  постарайтесь  подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске): ­ С какими чудесными предметами встречается героиня сказки? ­ Кто помог девочке спасти братца? 1 .По ходу рассказа проводится словарная работа. ­ Попытаемся объяснить значение слов:кудель ­ пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено ­  приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити;  устьице ­ выходное отверстие печи. 2. Проверка первичного восприятия. ­ Понравилась ли вам сказка? ­ Что понравилось в сказке? ­ Что понравилось более всего? ­ С какими чудесными предметами встречается девочка? ­ Кто помог девочке спасти братца? ­ На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку? IV. Анализ сказки Первая ступень анализа: 1.Работа   над   осмыслением   сюжета, жетным вехам».   чтение   сказки   по   «сю Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске): 1) Начало действия (завязка). 2) Развитие действия. 3) Переломный момент (главное действие). 4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация). 5) Конец действия (развязка). 2.Самостоятельное чтение ­ поиск по частям. Вторая ступень анализа: 3.Проверка   самостоятельной   работы,   работа   над   углублением практического представления о сказке, о жанре. ­ Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются в сказке: а)Жили­были мужик да баба ­ зачин. б) Сказочные   слова   и   выражения:   Чистое   поле,   темный   лес, день   клонится   к   вечеру,   избушка   на   курьих   ножках,   старая   Баба­Яга, серебряные печка­ матушка. яблоня­матушка, яблочки,       девица,   4.Работа над словом «гуси­лебеди»: ­ Почему сказка так называется? ­ Что за птицы «гуси­лебеди»? 5.Словесное рисование: ­ Как же выглядят в сказке слуги Бабы­Яги, волшебные «гуси­лебеди»? ­ Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю? V.Актуализация знаний Выборочное чтение с наглядным комментированием и ответы на вопросы. ­ Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте. ­ Как сестра догадалась, кто унес братца? ­ Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она имответила? ­ Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не помогли девочке? ­ Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы  выручили детей. ­ А почему в этот раз они помогли девочке? ­ Почему не сразу помогли ей? ­ Как изменилось поведение девочки при второй встрече? VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту 1. Представьте себя на месте девочки. 2. Что она могла чувствовать на пороге избушки? 3. Как вела себя девочка в избушке? VII. Подведение итога работы над сказкой ­ Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся? ­ Когда и почему девочка меняется к лучшему? ­ Подходит ли к этой сказке пословица «Недорого начало, а похвален  конец». Объясните. Домашнее задание Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.