Урок 12 (вариант 2). Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от¬рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.
Оборудование: картинки-иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к любой другой сказке.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 12 (вариант 2). Русская народная сказка «Гусилебеди»
Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный отрывок для чтения и
пересказа; рисовать словесный портрет.
Оборудование: картинкииллюстрации к сказке «Гусилебеди» и к любой
другой сказке.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Ход урока
I.Организационный момент и сообщение целей урока
II.Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию
Ребята, какие сказки вы знаете?
Откройте учебник «Родную речь». Найдите раздел «Устное народное
творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами
сказок?
Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти
сказки и называются народными.
Отгадайте, из какой это сказки:
1) «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь». (Фланелеграфия;
лиса.Журавль, кувшин.)
2) «Жилибыли бабушкастарушка, внучкахохотушка, курочка, мышка
норушка...»
3) «Жилибыли два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое
горлышко».
Что сказочное в этих сказках?
III. Пересказ сказки. Первичное восприятие
Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гусилебеди».
Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло, кто ей помог обо
всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать
сказку с помощью картинок, а вы постарайтесь подумать над следующими
вопросами (вопросы записаны на доске):
С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?
Кто помог девочке спасти братца?
1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.
Попытаемся объяснить значение слов:кудель пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено
приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити;
устьице выходное отверстие печи.
2. Проверка первичного восприятия.
Понравилась ли вам сказка?
Что понравилось в сказке?
Что понравилось более всего?
С какими чудесными предметами встречается девочка?
Кто помог девочке спасти братца?
На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?
IV. Анализ сказки
Первая ступень анализа:
1.Работа над осмыслением сюжета,
жетным вехам».
чтение сказки по «сю
Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):
1) Начало действия (завязка).
2) Развитие действия.
3) Переломный момент (главное действие).
4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
5) Конец действия (развязка).
2.Самостоятельное чтение поиск по частям.
Вторая ступень анализа:
3.Проверка самостоятельной работы,
работа над углублением
практического представления о сказке, о жанре.
Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:
а)Жилибыли мужик да баба зачин.
б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле,
темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая БабаЯга,
серебряные
печка
матушка.
яблоняматушка,
яблочки,
девица,
4.Работа над словом «гусилебеди»:
Почему сказка так называется?
Что за птицы «гусилебеди»?
5.Словесное рисование:
Как же выглядят в сказке слуги БабыЯги, волшебные «гусилебеди»?
Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?
V.Актуализация знаний
Выборочное чтение с наглядным комментированием и ответы на вопросы.
Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.
Как сестра догадалась, кто унес братца?
Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она имответила?
Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не помогли девочке?
Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы
выручили детей.
А почему в этот раз они помогли девочке?
Почему не сразу помогли ей?
Как изменилось поведение девочки при второй встрече?
VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту
1. Представьте себя на месте девочки.
2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?
3. Как вела себя девочка в избушке?
VII. Подведение итога работы над сказкой
Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Подходит ли к этой сказке пословица «Недорого начало, а похвален
конец». Объясните.
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.