Яковлева Т.Л. Конспект урока. Алгебра 10 класс.doc
Конспект урока
по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"
Цель: Повторить материал темы «Тригонометрические функции их свойства и
графики» и рассмотреть применение изученного материала в процессе решения задач.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
«Тригонометрические функции их свойства и графики». Рассмотреть применение данной
темы в материалах ЕГЭ. Продолжить процесс формирования приемов исследовательской
деятельности учащихся.
Развивающие: развивать интерес к изучению математики, умения, анализировать,
применять имеющиеся у учащихся знания в изменённой ситуации. Развивать культуру
устной и письменной математической речи. Развивать память, логическое мышление
учащихся.
Воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность, любознательность,
оказывать помощь, оценивать свою работу;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедиа презентация.
Линейка, треугольник, цветные мелки.
Структура урока:
Организационный момент(2 минута);
Выполнение тренировочных упражнений(8 минут);
Решение задач(26 минут);
Тема в материалах ЕГЭ(7 минут);
Итог урока(1минута);
Домашнее задание(1 минута).
Ход урока:
І. Организационный момент (слайды №1 № 2).
Проверка готовности учащихся и аудитории к уроку.
Учащимся сообщается тема и цель урока. Завершая изучение темы « Тригонометрические функции их свойства и графики», в
процессе выполнения тренировочных упражнений и решения задач, мы повторим основные
теоретические аспекты темы. Рассмотрим применение материалов темы в решении задач,
предлагаемых в материалах ЕГЭ предыдущих лет и тренировочных материалах для
подготовки к ЕГЭ 2010. ІІ. Выполнение тренировочных упражнений.
Задание №1: (слайд №3)
Сгруппируйте функции по какому – либо признаку: (функции на слайде) Результат
запишите в тетради.
У = cos (x+2); y =
1
3
sinx; y = sin
1
2
x; у = cos2х; у = 2ctgx; у = tg2x; y = sinx+2;
y = sin(x5); у = tgx; у = ctg
1
3
x; у = 4 cos х; у = ctgx +1; у =3 cos х;
Учащиеся группируют функции по следующим признакам:
1) изменение функции, изменение аргумента; (проверка при помощи
слайда № 4)
2) ограниченные и неограниченные функции; (устный ответ учащегося)
3) непрерывные и претерпевающие разрыв
Для каждой функции укажите основной период функции и область ее значений: (
устные ответы учащихся).
Задание №2: (устно)
На слайдах № 5 – №11. изображены графики функций y = 2sinx; y = 3sinx; y =
x
; y = tg 2x. Указать уравнение графика функции.
cos
Задание №3. (слайд № 12)
Построить график функции:
1 Вариант: у = cos2х; 2 Вариант: у = у = cos
1
2
х;
Проверка правильности выполнения выполняется с помощью слайдов №13 № 16.
Задание №4. (слайд № 17)
Исследовать функцию: 1 Вариант: у = cos2х; 2 Вариант: у = cos
1
2
х;
Проверка выполнения задания: Один из учащихся зачитывает свойства, остальные
проверяют по тетради. Далее проверка с помощью слайдов( №18 №19) В материалах для подготовки к ЕГЭ и самого ЕГЭ , особенно в заданиях 2 части ,
Касающейся решения задачи с параметром, не редко требуется построить график
функции, содержащей модуль. Посмотрим, как алгоритм построения графиков,
содержащих модуль, работает при построении графиков тригонометрических функций.
ІІІ. Решение задач:
Задание №5. (слайд № 20)
Постройте график функции у = tgх•| cosх |.
Ученик выполняет задание на доске.
Решение:
y =
sin
cos
x
x
| cosх |; D(y): х ≠
+ к, кπ Z.
2
1) если cosх; х > 0, то у= sinx; 2) если cosх < 0, то у= sinx;
Функцию у = tgх•| cosх |, D(y): х ≠
+ к, кπ Z можно записать в виде:
2
y =
sin
,
xx
sin
,
xx
(
2
(
2
,
2
2
),
Z
2
,
2
3
2
2
),
Z
.
Проверка выполнения задания с помощью слайда № 21
Задание №6 (слайд № 22)
Постройте график функции у = 0, 5(ctgx + ctg| x |).
Ученик выполняет задание на доске.
Решение:
Решение.
D(y):х ≠ к, к
π
Z.
Если х > 0, то у = 0,5(ctg x +ctg х)= ctg x Если х < 0, то у = 0,5(ctg x ctg х) = 0.
Следовательно, функцию у=0,5(ctg x +ctg| x |) можно записать в виде:
Проверка выполнения задания с помощью слайда № 23.
Задание № 7. выполняется учащимися самостоятельно, с последующей проверкой
выполнения.
Построить
график
функции
Решение.
Рассмотрим
D(y):х ≠ к, π Z.
Y =
x
,1
x
2
,
Z
),
;
2(
),
2;
2
2
(
Z
.
,1
функцию
Закончив построение графиков функций с модулем, познакомимся с заданиями части
А ЕГЭ, где также применяются знания, полученные в результате изучения данной темы.
Задание №8 ( слайд № 24 № 25).
Найдите множество значений функции:
1) у = 3sin2x; 2) у = 1.5 cos(
1
2
x +
3
); 3) у = 2 sinx + 4, 4) у = 2 – sin2х;
5) у = 3 tg (
x
3
+
6
); 6) у = cos2х +2sinx – 5.
1), 2), 3), 5) задания выполняются учащимися устно.
4)и 6) на доске.
Решение 6).
у = cos2х +2sinx – 5. D(y)=R.
cos2х + sin2х = 1 (основное тригонометрическое тождество) cos2х = 1 sin2х; cos2х +2sinx – 5 = (1 sin2х) + 2sinx – 5 = sin2х + 2sinx – 6.
у = sin2х + 2sinx – 6. D(y)=R.
Пусть sinx = t; t≥0. Тогда у = t2+2 t6; где t [1;1].
Найдем значение функции на заданном отрезке.
у = t2+2 t6 (квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой
направлены вверх, т. к. а = 1, 1>0, найдем вершину параболы) – словесный комментарий.
Х0=
k
a
; х0 = 1; 1 [1;1]; унаим = 7, при х = 1; унаиб = 3, пои х = 1.
Е(у) = [7;3].
Ответ: Е(у) = [7;3].
IV. Итог урока: Итак, мы закончили изучение темы «Тригонометрические функции
их свойства и графики», но это не значит, что в дальнейшее мы не будем пользоваться
полученными сведениями. На следующем уроке вам предстоит знакомство с обратными
тригонометрическими функциями, которые напрямую связаны с функциями пройденной
темы, да и в дальнейшем вам еще не раз придется пользоваться свойствами
тригонометрических функций, умением строить их графики для решения различных задач.
Выставляются оценки за урок.
V. Домашнее задание (слайд № 27 № 28): п.1620. № 20.25; 18.17;18.14;17.10(б,г).
Литература:
1. Алгебра и начала анализа10 класс. Профильный уровень. Часть 1. Учебник.
А.Г.Мордкович, П. В. Семенов. Мнемозина. 2009.
2. Алгебра и начала анализа 10 класс. Профильный уровень. Часть 2.Задачник.
А.Г.Мордкович, П. В. Семенов. Мнемозина. 2009.
Конспект урока по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"( 10 класс, алгебра)
Конспект урока по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"( 10 класс, алгебра)
Конспект урока по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"( 10 класс, алгебра)
Конспект урока по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"( 10 класс, алгебра)
Конспект урока по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"( 10 класс, алгебра)
Конспект урока по теме "Тригонометрические функции их свойства и графики"( 10 класс, алгебра)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.