Конспект урока
Тема:
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА
СОЛЖЕНИЦЫНА
Цели:
1. Познакомить с жизнью и творчеством Солженицына,вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
2. Отметить своеобразие произведений писателя;
3. Развивать навыки самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение отбора визуальной и аудиоинформации; развивать устную и письменную речь;
4. Воспитание студентов на основе вечных истин, составляющих основу жизни. Утвердить в глазах студентов незыблемые истинные ценности: нравственность, национальный дух, историческая память.
Уровень усвоения: 3.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия:урок-конференция.
Методы: проектное обучение.
Предварительная подготовка: группа делится на подгруппы и получают задания, впоследствии от каждой группы на «конференции» выступает докладчик.
1 группа – биография А.И. Солженицына;
2 группа – история создания и краткое содержание произведения «Один день Ивана Денисовича»;
3 группа - история создания и краткое содержание произведения «Матренин двор»;
4 группа - история создания и краткое содержание произведения «Раковый корпус»;
5 группа - история создания и краткое содержание произведения «Архипелаг ГУЛАГ».
Оформление занятия: портрет А. И. Солженицына; выставка книг, газетных публикаций, отзывов о писателе; презентации к индивидуальным сообщениям.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход уроков
Эпиграф:Солженицын – пророк в своем отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд. …его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим Национальной идеи…
М. М. Голубков
I. Вступительное слово преподавателя:
Мы свечу, окаянные, На ветрах загасили, А теперь –покаяние. Ты простишь ли, Россия? Нам бы смуту рассеять, Нам бы немочь осилить, Да воспрянет Рассея! Да воскреснет Россия! В ночь с 3 на 4 августа 2008года не стало А.И.Солженицына.
Он скончался в Москве. В последнее время он сильно болел, однако продолжал работать над полным собранием своих произведений. В них уместилась вся его жизнь: война, восемь лет лагерей, изгнание и возвращение на родину. Он мог умереть от рака: такой приговор врачи вынесли ещё в 1952 году, но после операции и лучевой терапии выздоровел. Был сослан с формулировкой «навечно», но освободился и написал «трагическую историю о том. Как сами русские уничтожили своё прошлое и своё будущее…» Многим из вас до сегодняшнего дня, как мне кажется, ни имя, ни творчество Александра Исаевича были незнакомы.
Сегодня мы и попытаемся выяснить, кто же он, Александр Исаевич? Почему до сих пор не смолкают споры о его творчестве?
О себе он писал так: «Я родился в 1918 году, 11 декабря в Кисловодске. Отец мой, студент филологического отделения Московского университета, не окончил курса, т.к. пошёл добровольцем на войну 1914 года. Он стал артиллерийским офицером на германском фронте, провоевал всю войну, умер летом 1918 года, за полгода до моего рождения. Воспитывала меня мать, она была машинисткой и стенографисткой в г.Ростове-на-Дону, где и прошли всё моё детство и юность. Там я кончил в 1936 году среднюю школу. Ещё с детства я испытал никем не внушённое мне тяготение к писательству и писал много обычного юного вздора, в 30-е годы делал попытки печататься, но нигде не были мои рукописи приняты….» Вот так начинается тернистый путь Александра Исаевича в литературу.
II. Индивидуальные выступления студентов - докладчиков.
1 студент: А. И. Солженицын - образованнейший человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).
В 1941 году А. И. Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме.
Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии.За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) - вторая фронтовая награда.
И вдруг... арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем.) Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданного узнал, что смертельно болен.
В 1952 г. лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закончилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули пожить еще», - так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.
Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «Пока я пишу - у меня отсрочка».
Литературный дебют А. И. Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 г.) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая классикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».
А. Т. Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына, необычен... Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного... культа личности...»
Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Денисовича»: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично... Это произведение художественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».
Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.
2 студент: Краткий пересказ повести «Один день Ивана Денисовича».
3 студент: Писатель рассказал об одном дне политического заключенного, но при этом выявилось столько искореженных судеб, загубленных человеческих жизней. Сотни тысяч невинных людей упекали в заключение, где царили произвол и безнаказанность. Сильные люди, кА, например, Иван Денисович, выживали, приспосабливались. Шухов не лебезил, не угождал, но и не лез на острие без надобности. В лагерях подрабатывал чем только мог. Освоил профессию каменщика.
Писатель, пережив восьмилетний кошмар, поведал о рабском труде заключенных, о всех унижениях человеческого достоинства, правдиво показав, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным, счастливым.
Государственная машина переселяла целые нации, перекраивала карты, истребляла мыслящую интеллигенцию, подавляла и даже уничтожала науку (генетику). Ничего не значила судьба отдельного человека, даже если он – лучший сын Отечества (Жуков).
1 студент:В 1959 году А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне МальцевоКурловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
4 студент:Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.
Краткий пересказ рассказа «Матренин двор»
В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений «человека и власти» в российской глубинке. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души».
1 студент: Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же
обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был
страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А.
И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов
человеческого существования. Прежде всего — о смысле жизни. Болезнь не
считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна
своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И.
Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал,
что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель”. После выписки из
Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А. И. Солженицын задумал
написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях,
действиях. Реализована идея была только почти через десять лет. Попытки
напечатать “Раковый корпус” в журнале “Новый мир” успехом не увенчались, а в
свет повесть вышла в 1968 году за границей.
5 студент: Краткий пересказ повести «Раковый корпус».
1 студент:После 1966 года на долгие годы его перестали публиковать. Наружу конфликт выплеснулся «Письмом в 4-му съезду советских писателей», в котором Солженицын потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многих писателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата его личного архива, конфискованного КГБ в 1965 году. После выхода в свет за рубежом романа «В круге первом» и повести «Раковый корпус» кампания в прессе против Солженицына достигает наивысшего накала. «Литературная газета» печатает статью «О предательской деятельности А.И.Солженицына».
В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”.
6 студент:Историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев со всего СССР, документах и личном опыте автора. «ПОСВЯЩАЮвсем, кому не хватило жизниоб этом рассказать.И да простят они мне,что я не все увидел,не все вспомнил,не обо всем догадался».Информацию для этого труда Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек. В издании 2007 года впервые раскрыт список «свидетелей архипелага, чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании этой книги», включающий 257 имён.
Гонорары и роялти от продажи романа переводились в Русский общественный фонд Александра Солженицына, откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи политическим заключённым и их семьям.
1 студент: Это вызвало бурю
возмущений в Советской печати. 13февраля 1974 года Солженицына арестовали,
лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в
Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.
Но все это время Солженицын мечтает вернуться в Россию. “Я не теряю надежды при
жизни вернуться на Родину. Но это не будет возможным до напечатания в России
моих главных книг». В 1989 году отменили решение об исключении из Союза
писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. 11 декабря 1998 года
президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении Александра
Солженицына, отмечающего в этот день свое восьмидесятилетие, орденом Святого
апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой
вклад в мировую литературу.А. Солженицын отказался от ордена, заявив
буквально следующее: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего
гибельного состояния, я принять награду не могу, – и добавил: «Может быть,
через немалое время эту награду примут сыновья мои».
Александр Солженицын скончался в ночь на 4 августа 2008 года в Москве на 90-м
году жизни.
VI. Заключительное слово педагога:
Возвращение в недавнем прошлом из литературного небытия имени Александра Исаевича Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы на устах у всех россиян, его произведения читаются и перечитываются, экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать её надо. И поможет нам в этом писатель А.И.Солженицын. Александр Солженицын – из особой породы людей. Это человек, стремящийся переустроить жизнь. Его жизнь его борьба с государственной машиной, его творчество-подвиг. Ситуацию сегодняшнего дня писатель предвидел его ещё в 1969 году: «Обратный переход, ожидающий нашу страну. Возвратит дыхание и сознание. Переход от молчания к свободной речи тоже окажется труден, долог и снова мучителен…» Жизнь движется вперёд лишь потому, что есть подвижники, есть герои, есть святые души и святые чувства, а значит, и надежда на будущее. Люди должны верить: родники жизни не замутятся никогда, а будут бить из- под земли всё громче, всё отчётливей, разгоняя наносную муть. «Всю жизнь свою я ощущаю как постепенный подъём с колен, постепенный переход от вынужденной немоты к свободному голосу» Таков нелёгкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину.
Сегодня на занятии мы с вами познакомились с жизнью и творчеством А.И.Солженицына. Надеюсь, что вас заинтересовала и личность писателя, и его произведения, и вы выбрали для себя что-то интересное для самостоятельного прочтения.
V. Домашнее задание: Ответить на вопрос в жанре эссе «Современен ли сегодня Солженицын?»
ЛИТЕРАТУРА
1.Жорж Нива. Солженицын. Главы из книги // Дружба народов. 1990. № 4 С. 253.
2.Кравченко Ю. М., Пересунько Т. К. Александр Исаевич Солженицын // Рус. Яз, и литература в средних уч. заведениях Украины. 1989. № 10.
3.Русская литература XX века. Ч. II. / Под ред. В. В. Агеносова. М.: Изд. дом «Дрофа», 1996.
4.Солженицын. А. Рассказы. М.: Современник, 1990.
5.Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.