Конспект урока по теме,,Мысль народная в романе ,,Война и мир,,
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
21.03.2018
Чтобы произведение было хорошим,
надо любить в нем главную, основную мысль.
В «Войне и мире» я любил мысль народную,
вследствие войны 1812 года
Л.Н.Толстой
Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...
Всем народом навалиться хотят…
Из романа «Война и мир»
Вид урока: практическое занятие; урок-беседа,(класс заранее делится на три группы: дворяне, крестьяне, солдаты, каждая группа готовит материал по своей теме).
Цели:
а) способствовать духовному росту учащихся, прививая любовь к России, раскрывая гражданскую позицию писателя-патриота Л.Н.Толстого, воспитывая в каждом ученике гражданина;
б) анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: "В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г."конспект
конспект.docx
Открытый урок
«Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Чтобы произведение было хорошим,
надо любить в нем главную, основную мысль.
В «Войне и мире» я любил мысль народную,
вследствие войны 1812 года
Л.Н.Толстой
Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...
Всем народом навалиться хотят…
Из романа «Война и мир»
Вид урока: практическое занятие; урокбеседа,(класс заранее делится на три группы: дворяне,
крестьяне, солдаты, каждая группа готовит материал по своей теме).
Цели:
а) способствовать духовному росту учащихся, прививая любовь к России, раскрывая гражданскую
позицию писателяпатриота Л.Н.Толстого, воспитывая в каждом ученике гражданина;
б) анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: "В "Войне и мире"
я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г."
1.Вступительное слово учителя:
Ход урока
На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь
Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с
салоном А.П. Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны и т.д. Мы поняли,
критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости
к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и
Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например,
аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, главная мысль
романа.«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:
в историкофилософском плане в утверждении, что народ ведущая сила истории; и
в моральнопсихологическом плане в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих
качеств.
Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни; по близости к народу, к его
судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.
Вопрос классу: Что такое народ? (версии ребят)
Трактовка словаря (слайд).
Не всякая общность людей, по мнению Л.Н.Толстого, представляет собой народ. Жители Москвы,
обезумевшие при виде императора и способные убить друг друга за кусок бисквита, это толпа.
Воины, готовые защищать свою Родину перед лицом опасности – это народ.
Любимые герои Л.Н.Толстого рано или поздно приходят к осознанию своего единства с народом.
Приобщение к народному началу становится нравственным критерием личности. По мнению писателя,
народный характер наиболее ярко проявляется в годы военных испытаний. Проследим развитие темы народа в романе.
Том I
Война 18051807гг
Война захватническая,цели и
задачи этой войны непонятны,
героический дух русских солдат
(Шенграбенское и
Аустерлицкое сражение)
Том III
Бородинское сражение
Это освободительная война,
цель которой – защита своей
земли, поэтому здесь единение
всего народа
Том IV
Партизанская война
Единение народа во время
Бородинского сражения
вылилось в партизанскую войну,
т.е. в «движение самих масс».
Учитель: На каких страницах романа ярче всего встает образ борющегося народа?
Ученик: Война в Европе 18051807 гг. не отразилась на жизни России: цели ее были чужды простому
народу. И лишь война 1812 г. (а в ней один из самых ярких эпизодов Бородинское сражение)
показала мощь России. Да и количество глав, посвященных Шенграбенскому, Аустерлицкому и
Бородинскому сражениям, говорит само за себя: 7921. "Всем народом навалиться хотят; одно слово
"Москва", объясняет Пьеру старый раненый солдат тот невиданный подъем, каким охвачены
внешне скромные, но истинные патриоты земли русской, такие же, как и он, защитники столицы. Меня
поражают искренние слова солдата, ответившего на вопрос Пьера, не боится ли он погибнуть: "А то
как же? Ведь она (ядро) не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться..." Он погиб,
как тысячи безвестных, "добрых, ласковых, веселых", выступавших грозными мстителями.
Учитель: итак, народ в войне это и солдаты, и крестьяне, и дворяне.
Что дало такое единение людей, когда "всем народом навалиться хотят"?
Ученик: Народная война объединяет людей в дружную семью, поэтому впервые французская
армия встретила сильнейшее сопротивление и почувствовала погибель. Наполеон недоумевал: он
был тот же, что и под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, войска и маршалы были те
же. Но что происходило с его верными солдатами, которые оказались неспособными подавить
отпор русских?!
Я приведу цитату: "В Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа, которая
убеждает противника в своем бессилии". Ведь каждый русский защищал свою землю. Каждый солдат
думал: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую
секунду... Надо их казнить". И князь Андрей был уверен, что так думает Тимохин и вся армия.
Поэтомуто русские крепко держались на своих позициях и производили адский огонь. Кутузову
докладывали, что на батарее Раевского "точно так же стояли при конце его", а французские генералы
просили подкрепления и не способны были атаковать. Вот тутто французское нашествие
почувствовало свою погибель. Князь Андрей с горечью вспоминает поражение под Аустерлицем, но
понимает закономерность этого поражения: "...Нам там незачем было драться. А под Смоленском
дрались так за русскую землю, как никогда раньше"; "Сначала князь Андрей считал своей
обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, но потом убедился, что ему
нечему их учить". Накануне Бородинской битвы каждый был уверен, как и Болконский: Мы выиграем
сражение завтра, что бы там ни было". Битва была кровавая. Тысячи сынов русских остались на поле
битвы (соотношение войск русских и французских до сражения было 5 к 6, а после него 1 к 2). Но
победа пришла. Учитель: Вы говорили о доблести русского солдата. Но ведь в основе своей русская армия
состояла из вчерашнего крепостного сословия. Может быть, воодушевленный идеей победы,
Толстой не отразил в романе сословных противоречий?
Ученик: Писатель, который сам вышел из сословия высокой поместной аристократии, правдиво
показал эти противоречия. Под гнетом помещика в бесправии и нищете жили 9/10 мужиков в имении
Пьера (не худшего из дворян, а "доброго барина"!). Купляпродажа крепостных было делом обычным.
Граф Ростов похваляется, что повара Тараску купил за 1000 рублей. Даже у лучших представителей
класса помещиков сильны и неискоренимы предрассудки их дворянского превосходства перед своими
подданными. Нельзя равнодушно читать эпизод, где рассказывается о том, как старый князь
Болконский приказывает отдать в ополчение своего дворового, который, ослушавшись, подал кофе
сначала княжне Марье, по обычаю, а потом компаньонкефранцуженке. И разве не говорит о
противостоянии крепостных и их хозяев бунт в Богучарове, поместье Болконских? (Подробнее о
богучаровском бунте в т. 3, гл. 9, 11, 14).
Учитель: Да, даже недовольные своими господами крестьяне встали на защиту земли, политой их
потом и кровью. Смогла ли бы одна регулярная армия, руководимая даже таким опытнейшим
полководцем, как Кутузов, победоносно разгромить врага?
Ученик: Я возвращусь к пушкинской цитате о том, что "остервенение народа" решило исход войны. И
снова вспоминаю авторское: "В "Войне и мире" я любил мысль народную". В романе более ста
массовых сцен, где действуют свыше 200 героев из разных сословий (всего 557 действующих лиц). Но
главное, что все события оцениваются Толстым с народной точки зрения. А народная точка зрения на
войну была такова, что война стала Отечественной. Мужики, никого не спрашивая, шли в народное
ополчение, а перед сражением надевали чистые рубахи по русскому обычаю, готовясь к смерти, но не
к отступлению. Именно о них Кутузов сказал: "Чудесный, бесподобный народ!" Скупо, но просто, по
русски выразил чувства защитников России Тимохин: "Что себя жалеть теперь?"
Учитель: Военные историки утверждают, что ни одна армия не удержит победы без помощи
тыла надолго. Правы ли они?
Ученик: Считаю, что да. Подтверждением тому является мировой опыт. И Толстой показал огромную
волну патриотизма русского народа в тылу, патриотизма мирного населения.
"Решилась Россия!" и купец Ферапонтов перед приходом врага в Смоленск кричал солдатам, чтобы
они разбирали товары из его лавки, иначе он все сожжет сам. Не доставайся же ничего врагу!
"Решилась Россия!" и сельские крестьяне жгли сено, чтобы оно не оказалось в руках французов как
фураж лошадям.
"Решилась Россия!" и городское население уходило из Москвы, чтобы не оставаться в плену у врага.
Толстой утверждает, что в силу "скрытого патриотизма" все население, как один человек, бросая свое
имущество, "... потекло из Москвы". Ведь "под управлением французов нельзя было быть: это было
хуже всего".
Учитель: Можно ли, говоря о патриотизме русских людей в войне 1812 г., ограничиться
воспоминанием этого высокого чувства только в народном сословии?
Ученик: Нет, Толстой судит о людях по близости их к простому народу. Он говорит о том, что лучшие
люди из дворянского сословия полны бескорыстного патриотизма. Он противопоставляет их
карьеристам, штабным лакеям, извлекающим из всенародной беды возможность "ловить кресты и
чины". Старший князь Болконский становится во главе ополчения в минуту грозной опасности. Его
сын, князь Андрей, идет добровольно в армию, чтобы служить в полку, а не в верхах. "Твоя дорога
дорога чести, князь", сказал о нем Кутузов. Княжна Марья рвется выехать из Богучарова и
оскорблена даже намеком на покровительство французского генерала Рамо. Пьер Безухов формирует
полк в 1000 человек и остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Полк, сформированный помещиком
Мамоновым, стал ему в восемьсот тысяч. Наташа Ростова приказывает сбросить с подвод добро,
нажитое десятилетиями, чтобы увезти раненых. Четырнадцатилетний Петя Ростов идет на войну и
гибнет.
В контрасте со штабными лакеями и трутнями Толстой изображает Кутузова, "представителя
народной войны", любимца армии. "Кутузов всем своим русским существом знал и чувствовал то, что
знал и чувствовал каждый русский солдат". Он для России "свой, родной человек". Его цель изгнать врага совпадала с волею народа. По Толстому, настоящая историческая личность должна уметь
отречься от личных, эгоистических желаний во имя самоотверженного проникновения в душу, в "дух
народа".
Учитель: Французские историки утверждают, что Наполеон, несомненно, победил бы, если бы
война велась "по правилам" (правда, они обвиняют еще и русскую зиму, "укравшую победу у них"). В
чем русскими были нарушены "правила"?
Ученик: О каких правилах могла идти речь, если "французы разорили мой дом, оскорбили и
оскорбляют меня всякую секунду"? Так естественно, что на защиту своего дома, своей семьи, своей
земли земли предков поднялись все. Месть народа породила партизанскую войну. Партизанские
отряды под руководством Василия Денисова уничтожали французскую армию. Толстой называет
широкое, повсеместное партизанское движение "дубиной народной войны", которая "гвоздила врага
до полного уничтожения". Вчерашние крепостные, а среди них и женщины, и дети, взяли в руки вилы и
топоры и с таким нехитрым вооружением добывали общую победу. Мы читаем о мужицких и
помещичьих отрядах, о старостихе Василисе, побившей сотню французов, о Карпах и Власах,
сжигавших сено, и восхищаемся беззаветной преданностью России простых русских людей. И,
конечно, нас более всего поражает "самый полезный человек" в отряде Денисова Тихон Щербатый,
крестьянин из деревни Покровское. Я думаю, что он достоин быть запечатленным в монументе как
беспримерный символ любви к Родине и ненависти к врагам.
Учитель: Но слепо ли верит Толстой в народ только потому, что это "народ"?
Ученик: Народ, по Толстому, становится просто "толпой" и теряет чувство "простоты, добра и
правды", когда он лишается исторической памяти, отрешается от народных преданий, теряет веру в
высшие нравственные ценности. Мы видим, что "мысль народная" у писателя неотделима "от мысли
христианской", и Божья благодать, или Божественное провидение, осеняет только верующий народ,
связанный в единое целое любовью к родной земле. Мы обратили внимание, что перед Бородинским
сражением Кутузов вместе с солдатами поклоняется чудотворной иконе Смоленской Божьей Матери,
слушая слова дьячков: "Спаси от бед, рабы твоя, Богородице", и кланяется в землю, и
прикладывается к народной святыне. (Заметим, что офицеры в стороне). Или еще пример того, как
Провидение осеняет связанный любовью и верой русский народ. Вот вижу Наташу Ростову в
домашней церкви Разумовских перед вторжением в Москву полчищ Наполеона: "Миром все вместе,
без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью будем молиться", думает она.
Учитель: Мы говорим, что Толстой показывает нам народ как героя, как победителя, как
великую, мощную, могучую силу. Действительно ли понятие "народ" однородно в романе?
Ученик: Нет, достаточно прочитать главы, где рассказывается о Платоне Каратаеве и о его влиянии на
Пьера. В грязи, в голоде он равнодушен к лишениям. Он "ляжет камушком встанет калачиком".
Пьера поражает его простота, ласковость ко всем, даже к врагам или несчастной бездомной
собачонке. Главное в нем благообразие, какаято мягкость, доброта, человечность. И все же мы не
видим в нем начала личного, твердого, деятельного начала русского национального характера.
Полная противоположность Платону Каратаеву Тихон Щербатый. Если у того нас трогают терпение,
смирение, покорность, беззлобие, народная мудрость языка, взятая из многовекового опыта многих
поколений, то у Тихона ненависть к врагу, храбрость. Он выполняет самую тяжелую и "грязную"
работу в партизанском отряде: рана ожесточила его и он не брал французов в плен, а уничтожал их.
Русская армия состояла как из платонов каратаевых, так и из тихонов щербатых. И доказательство
тому сцена под Красным, где Кутузов видит у русских солдат проявление не только ненависти, но и
человечности к поверженному врагу. В первый день Красненского сражения солдаты видят пленных,
изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. И они похристиански жалеют их. Вот
она, Русь, "и могучая, и бессильная"!
Ученики: Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота
патриотизма», умение вес делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к
«миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и
других (примеры). Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего
Какие же качества в народе автор считает лучшими? присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в
справедливость жизни.
Учитель: "Мысль народная" проявляется в романе в великом утверждении, что народ ведущая
сила истории, движимая теплотой патриотизма, что он носитель высших нравственных
качеств, создатель материальных и духовных ценностей, что победитель в Отечественной войне
1812 г. русский народ.
Во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. книга Толстого помогала воспитывать
патриотов родной земли, где подтвердилась и умножилась слава русского солдата.
Итог. Тестирование.
Д/з Составить таблицу Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15–16) и Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33), опираясь на
текст романа.
Кутузов
Наполеон
1. Внешность
2. Поведение во время войны 1805
1807гг
3.Поведение во время
Отечественной войны 1812 года
4.Отношение к побежденным
5. Вывод о полководце
Литература.
1. Четвернина О. Г.Семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и
мир». 10 класс.
2. http://www.testsoch.com/myslnarodnayavromanetolstogovojnaimirnarodilichnostodnaiz
glavnyxproblemvromaneepopee/Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир». Народ и
личность — одна из главных проблем в романеэпопее
Конспект урока по теме,,Мысль народная в романе ,,Война и мир,,
Конспект урока по теме,,Мысль народная в романе ,,Война и мир,,
Конспект урока по теме,,Мысль народная в романе ,,Война и мир,,
Конспект урока по теме,,Мысль народная в романе ,,Война и мир,,
Конспект урока по теме,,Мысль народная в романе ,,Война и мир,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.