Урок 35
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ
Цель: познакомить учащихся с наречием, с его особенностями как части речи.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 35
Ц е л ь : познакомить учащихся с наречием, с его особенностями как части
речи.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Безударные гласные, проверяемые ударением: ____________ .
Парные согласные: _______________ .
Непроизносимые согласные: ______________ .
Окончания в глаголах прошедшего времени: ____________ .
Приставки: ____________ .
– Распределите слова с пропусками букв по месту их расположения в
словах. Объясните правописание.
– Какую орфограмму из домашнего задания мы не озвучили?
(Ь после шипящих.)
– В каких случаях мягкий знак ставится, а в каких нет?
– В форме каких падежей встретились существительные в тексте?
Докажите, называя словосочетания с вопросами.
– Знаете ли вы, к какой части речи относятся выделенные в тексте слова?
(Совсем, ярко, неожиданно, весело.)
III. Изучение нового материала.
1. З н а к о м с т в о с н а р е ч и е м .
– Найдите в тексте упражнения 134 слова, от которых зависят незнакомые
части речи.
Запишите словосочетания с вопросами.облетела (как?) совсем
пела (как?) весело
светило (как?) ярко
затянулось (как?) неожиданно
затянулось (где?) слева
закрыли (когда?) вечером
– Попробуйте зависимые слова изменить по родам, падежам, временам.
– Получилось?
– Какой вывод можно сделать?
(Эти слова не относятся ни к глаголам, ни к именам.)
– Может, это служебные части речи?
Докажите, что это не так.
2. З н а к о м с т в о с п р а в и л о м .
– Прочитайте правило.
– Что вы узнали о новой части речи?
– Откройте с. 6 в тетрадизадачнике.
– Проанализируйте слово ВЕСЕЛО как часть речи (устно).
– Попробуйте найти наречие в тексте из упражнения 112. (Спокойно.)
– А в предложении из упражнения 133? (Скоро.)
– Понаблюдайте, с какой частью речи связаны наречия. (С глаголами.)
– Прочитайте сообщение на с. 62.
– Продолжите ряд наречий, отвечающих на вопрос «как?»?
– Что вы узнали об изменении наречий?
– Какая часть слова на конце наречий?
3. И г р а «Как? Когда? Где?»
На доске записаны глаголы. Нужно добавить к каждому глаголу
соответствующее наречие:
1й ряд – на вопрос КАК?
2й ряд – на вопрос КОГДА?
3й ряд – на вопрос ГДЕ?
прыгал…
играл…
пел…
шел…
прибил…
писал…
Выигрывают учащиеся того ряда, который быстрее других и в то же время
правильно запишет все словосочетания.4. Сообщение на с. 63.
– Как подчиняются наречия главным словам в словосочетаниях?
– Как называется такая связь? (Примыкание.)
5. У п р а ж н е н и е 140.
– Определите, где записаны словосочетания с наречиями, а где – с другими
частями речи.
– Выпишите только словосочетания с наречиями.
– Как вы будете отличать наречия?
– Выделите суффиксы у наречий.
– Какие значения внесли наречия в словосочетания?
– Докажите, что в словосочетании наречия не согласуются, а примыкают к
главным словам.
Зайцы скачут
Скокскокскок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
6. И г р а «Четвертое лишнее». (Работа в парах.)
Детям предлагаются карточки. Одно из наречий в каждой группе слов
лишнее, не соответствующее смыслу глагола. Задача детей – соотнести
наречия с глаголом и зачеркнуть лишнее наречие.
Р а б о т а т ь – быстро, издалека, плохо, много.
П и с а т ь – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.
И г р а т ь – весело, пешком, долго, дружно.
С к а з а т ь – вежливо, ощупью, громко, правильно.
Ч и т а т ь – быстро, вслух, вручную, выразительно.
С п а т ь – крепко, скоро, долго, спокойно.
– С «лишними» наречиями составьте словосочетания, указывайте
зависимость и вопрос
7. Запишите словосочетания в два столбика.
Рано вставать, чудесно сверкать, ранний восход, устный ответ,
великодушный поступок, устно ответить, великодушно поступить, поздно
прийти, чудесное сверкание, поздний приход.
– По какому признаку вы их разделите?– В словосочетаниях с наречием покажите зависимость и запишите вопрос
(Проверка по готовому образцу.)
IV. Итог урока.
– С какой частью речи мы сегодня познакомились?
– Что узнали об этой части речи?
Домашнее задание: упражнение 141.