Урок 34
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Цель: обучить правильному построению словосочетаний со связью управление, согласование.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 34
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Ц е л ь : обучить правильному построению словосочетаний со связью
управление, согласование.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие орфографические задачи вы решали в упражнении?
– В каких падежах употреблено существительное МАМА?
– Как называется такая связь?
– Какое словосочетание нельзя назвать управлением? Почему?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 129.
– Узнайте о секрете употребления глаголов из сообщения (с. 58).
– При ответе на вопрос КУДА? какие предлоги вы будете использовать?
– А какие – при ответе на вопрос ОТКУДА?
– Составьте словосочетания, грамотно употребляя предлоги.
– Запишите словосочетания парами.
КУДА?
ОТКУДА?
2. У п р а ж н е н и е 131.
– Составьте предложения из данных слов.
– Окончание глагола будет меняться?
– От чего это зависит? Объясните постановку окончания.
– Какую орфографическую задачу мы решаем в слове ШКАФ?
– В каком падеже употреблены второстепенные члены предложения?
– Какие предлоги могут быть употреблены в предложениях?– Какой предлог винительного падежа нельзя включить в предложения?
Почему?
– Проверьте подбор предлогов по учебнику (с. 59).
3. У п р а ж н е н и е 132.
– Составьте предложение.
– Надо ли менять порядок слов?
– Найдите в предложении согласование.
– Что значит: имя прилагательное согласуется с именем существительным,
от которого зависит?
4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
1) где? что сделали? какие? что?
2) какая? кто? что сделала? где? что?
3) откуда? что сделал? какой? что?
– Составьте предложения, опираясь на вопросы.
– Выпишите словосочетания из каждого предложения.
– Укажите признаки, в которых прилагательное согласуется с именем
существительным.
– Над зависимыми существительными в словосочетаниях укажите падеж.
5. У п р а ж н е н и е 133.
– Запишите предложенное предложение.
– Как вы измените слова, записанные в скобках?
– В форму какого падежа вы их поставили?
– В какой форме употреблен глагол в предложении?
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
6. И г р а «Сделай замену».
(На доске записаны фразеологические обороты.)
I вариант
совать нос
клевать носом
зарубить на носу
унести ноги
II вариант
дать стрекоча
выходить из себя
чесать языки
бить баклушинадуть губы
заговаривать зубы
ломать голову
водить за нос
– Нужно заменить фразеологический оборот глаголом, близким по смыслу.
– Записать глагол в словосочетании с именем существительным.
– Указать падеж имени существительного.
7. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Запишите слова в столбик, допишите к каждому имя прилагательное,
указав те признаки, по которым оно подчинилось главному слову.
Картофель, картошка, товарищ, шоссе, улица, цыпленок, растение,
здоровье.
(Проверка по готовому образцу.)
8. К р о с с в о р д (обобщение).
1. «Мирное небо» – определите связь в словосочетании.
2. Как называется связь глагола с именем существительным в
словосочетании?
3. При связи управление главным членом словосочетания является…
4. Глагол дает имени существительному команду чего?
5. При согласовании зависимым словом является…
6. Предлоги ПРО, ЧЕРЕЗ употребляются только в … падеже.
7. Что подсказывает вопрос при согласовании?
8. При согласовании словосочетание обозначает предмет и…
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 134.