Уроки 75 В.А. Осеева. «Почему?»
Цели уроков: продолжать знакомить с творчеством В.А. Осее¬вой; развивать умение прогнозировать текст, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; учить задавать вопросы к тексту, развивать навыки правильного и осознанного чтения; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; совершенствовать умение пере¬сказывать текст подробно по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Уроки 75 В.А. Осеева. «Почему?»
Цели уроков: продолжать знакомить с творчеством В.А. Осеевой; развивать
умение прогнозировать текст, логическое мышление, умение анализировать
и делать выводы; учить задавать вопросы к тексту, развивать навыки
правильного и осознанного чтения; учить подбирать заголовки к частям
рассказа, составлять план; совершенствовать умение пересказывать текст
подробно по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за
свои поступки.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Ход урока 1
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети разгадывают 23 кроссворда, составленных дома.
III. Постановка цели урока
Сегодня мы прочитаем рассказ со странным названием
«Почему?» Почему он так назван? В конце урока мы долж
ны ответить на этот вопрос.
IV. Изучение нового материала
1.Вступительная беседа.
Как вы думаете, о чем нас может спрашивать Валентина Осеева?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, о чем вообще писала
Валентина Александровна. Можете ли вы сделать какойто вывод,
прочитав уже пять рассказов писательницы? (Она пишет о детях, о
человеческих качествах, о плохих и хороших поступках...)
* '
Валентина Александровна работала педагогом в детских колониях для
беспризорников. Заслуги Валентины Александровны Осеевой в деле
воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В
1951 году она получила Сталинскую премию за свою повесть «Васек
Трубачев и его товарищи».
Хватает ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ
«Почему?» (Нет.)
В каких случаях задают вопрос «Почему»? Для чего его задают? (Чтобывыяснить причину...)
Давайте прочитаем начало рассказа.
2.Первичное чтение первой части рассказа по цепочке.
Можете ли вы сказать кратко, что произошло в этой части рассказа?
Теперь можно предположить, о чем спрашивает автор в заглавии?
(Почему мальчик повел себя так? Почему так сильно расстроилась
мама.)
Как бы вы ответили на эти вопросы?
3.Продолжение чтения.
Можете ли вы теперь ответить хотя бы на один из поставленных
вопросов? (Да, про маму. Оказывается папа умер, и все его вещи очень
берегли. И про мальчика. Он сам признается, что очень сильно
испугался.)
Почему же рассказ не закончился, если мы ответили на все «Почему?»
(Возникают еще вопросы: узнает ли мама правду? Признается ли
мальчик? Вернут ли Бума в дом? И т. д.)
Как вы думаете, какое продолжение будет у этого рассказа? Чем все
должно закончиться?
3. Продолжение чтения.
V.Физкультминутка
VI.
Закрепление изученного
Понравился ли вам рассказ?
Ответьте на вопрос учебника на странице 103.
VII. Итог урока
Почему рассказ назван «Почему»?
О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
Домашнее задание
Прочитать рассказ «Почему?» еще раз, отметить в тексте отрывки или слова,
которые показывают переживания мальчика.