Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
23.01.2017
Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)
План урока № 34 по предмету: Русская литература Тема программы: Литература 1970-х – начала 1990-х гг. Обзор. Ч.Айтматов Тема урока: Ч. Айтматов. «Плаха». Добро и справедливость. Социальные истоки зла и жестокости (1 час) Цели урока: Обучающая: Обеспечить усвоение предметного содержания темы, что позволит учащимся сформировать представление о художественном мире Чингиза Айтматова, об особенностях и проблематике литературы последних десятилетий ХХ века на примере романа «Плаха»; через анализ произведения осознать основные проблемы действительности последних десятилетий ХХ века. Развивающая: Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения свободно рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, делать выводы. Воспитательная: Создать условия для воспитания у учащихся правильного понимания общечеловеческих ценностей. Методическая: Использование приема технологии развития критического мышления (трехчастного дневника) (прием на уроке очень эффективен, позволяет сохранить активность учащихся и сделать слушание осмысленным) Тип урока: УФНЗ Вид урока: лекция с элементами беседы Межпредметные связи: история, литературоведение Материально-техническое оснащение урока: раздаточный материал (трехчастный дневник), портреты писателя, выставка книг, мультимедийная установка. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.docx
Ход урока: 1. Организационный момент Слово учителя:   – Здравствуйте, всем добрый день! Пожалуйста, садитесь! (Дежурный на листе подает фамилии отсутствующих). 2. Объяснение нового материала  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Слово  учителя:    Сегодня,     12   декабря,   у   нас   первый   и   единственный   час   – знакомство с писателем Чингизом Айтматовым. Тема урока звучит так: «Ч. Айтматов. «Плаха».  Добро и справедливость. Социальные истоки зла и жестокости».  Этот   урок   будет   похож   на   первые   строки   стихотворения,   первые   страницы произведения. От него очень многое зависит. Об этом очень точно в своё время говорил ещё   Иван   Бунин:  «…первая   фраза…определяет   звучание   всего   произведения   в целом». ­ Так и этот урок определит всё ваше отношение к творчеству Чингиза Айтматова. ­   Давайте   приложим   все   силы   и   старания,   чтобы   это   отношение   было   самым благоприятным. Сообщение либо актуализация техники запоминания (Задание   учащимся   на   урок).  Свои   наблюдения   вы   будете   записывать   в трехчастный дневник, который лежит перед вами на парте. В конце урока вы сдадите работы,   и   каждому   будет   выставлена   оценка   за   сегодняшний   труд.   Пожалуйста, подпишите свой дневник. Слово учителя:  Так было всегда. Перед непосредственным изучением того или иного   художественного   текста,   мы   знакомимся   с   самим   писателем.   В   силу обстоятельств это знакомство всегда было заочное. Таким оно будет и сегодня, но попробуем узнать наиболее важную и интересную информацию, чтобы произведение «Плаха» Айтматова стало нам понятно, а сам писатель – ближе и дороже. А он в ответ поделится с нами теми мыслями и идеями, воплощение которых в жизнь непременно коснётся каждого из вас.  Для   начала   давайте   перенесёмся   в   Бишкек,   столицу   Киргизии,   где   открылась выставка, посвященная жизни и творчеству Чингиза Айтматова. Просмотр видеоролика (5 мин) Слово   учителя:    Я   бы   хотела   обратить   ваше   внимание   на   то,   что   сама   судьба определила   величину   писателя,   послав   ему   такое   имя.   Имя   Чингиз,   по   разным источникам,   означает  «море»,  «солнце».   Да   и   фамилия   подстать:  Айтматов.   У мусульман есть религиозный праздник  «айт». Чингиз Айтматов –  «великий человек, человек­море, человек­солнце, рождённый в праздник». Так можно «определить» его имя. А это значит, что всё было предопределено: он должен был стать и стал «духовной опорой народа». Эту же информацию можно получить, глядя на фотопортрет писателя. Поделюсь возникшей ассоциацией. На мой взгляд, здесь слились, сомкнулись такие разные, на первый   взгляд,   облики:   смотрящего   в   самого   себя   великого   писателя   Ф.М. Достоевского и роденовского мыслителя. Писатель смотрит в себя, прозревает в себе целый мир и размышляет о нём. Выставка книг Слово учителя:   Что же вышло из­под пера писателя­мыслителя? Какие книги стали его   «исповедью»?   В   колледжной   библиотеке,   дома,   у   родных   и   знакомых,   как оказалось, много книг Чингиза Айтматова. И при желании можно прочитать и получить полное представление о творчестве писателя.  Здесь, на выставке, книги расположены в том порядке, в каком они издавались. Получилась   своего   рода   «золотая   полка»,   с   которой   лично   мне   хочется   взять   и прочитать вот эту. Уж очень заманчивое название.  ­  Какие ассоциации возникают у вас с названием романа «Плаха»?  (Плаха – деревянная колода, на которой в старину отсекалась голова приговорённого к казни.  Помост, на котором совершалась казнь. Плаха — это возмездие, плаха — правда и истина).  ­ Что вы ожидаете от романа с таким названием? История создания романа «Плаха» Слово учителя:   Роман «Плаха», появившись в 1986 году в журнале «Новый мир»   вызвал   много   разных   споров.   Споры   не   стихают   и   до   сих   пор.   Как   все неординарное, этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов,   обвиняют   роман   в   бескомпозиционности,   в   бессюжетности.   Много   споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и ненужность линии Понтий Пилат – Христос. Считают самым слабым произведением писателя.  Что касается первых утверждений, то они спорны. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности – это бесспорно.  Как и в прежних своих работах, Айтматов и в «Плахе» не только не отвращает взора   от   «болевых   точек»   нашего   времени,   но,   пожалуй,   еще   обостреннее рассматривает их в близком соседстве друг с другом.  ­ Что же рассматривает в своем произведении писатель?  Краткий обзор содержания романа для вас подготовили учащиеся, получившие индивидуальное домашнее задание. Сообщения учащихся (краткий обзор произведения «Плаха») Сообщение   ученика   №1:  Действующими   лицами   книги   становятся   собиратели   анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, «кулаки», пара волков. В   романе   «Плаха»   можно   выделить   три   основные   сюжетные   линии,   связанные   общей проблематикой. Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара.  Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню — охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата.  Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там волчата погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера.  Акбара   и   Ташчайнар   перебрались   в   горы,   надеясь,   что   там   они   спасутся   от   людей,   но   и последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. Сообщение ученика №2: Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова — молодого   человека,   которого   выгнали   из   духовной   семинарии   за   ересь;   после   чего   он   стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой «гонцов»   (собирателей   анаши),   чтобы   написать   о   них   статью.   Но   газетный   очерк   был   только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят,   почти   мальчишек,   бросить   их   опасный   промысел   и   покаяться.   Когда   Авдий   спросил   у «гонцов», Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом.  Авдию не удалось переубедить ребят, как не смог он и напечатать свои «степные очерки». «Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. После выздоровления разочарованный Авдий возвращается туда, куда он ездил с «гонцами» и где встретил и полюбил биолога Ингу, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой. Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для «сафари» (охоты на сайгаков) «Обер­Кандалов — бывалый человек… в прошлом военный, причем из штрафбата». «Сафари»   описывается   так,   что   становится   ясна   невозможность   мирного   существования человеческой цивилизации и дикой природы степей.  Авдий, стал  случайным  свидетелем  этой  бойни и во  второй раз попытался    пойти против суровой   действительности   и   остановить   бессмысленное   жестокое   убийство   сайгаков.   Когда   он пытался уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, они связали его и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. Сообщение ученика №3: В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базарбай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых волчат, чтобы продать очень дорого. Вернувшись   с охоты   и не обнаружив   в логове   детей,   Акбара   и Ташчайнар   пошли   по следу Базарбая.   Догнав   пастуха,   волки   попытались   отрезать   ему   путь   к приозёрью   и загнать   в горы. Но Базарбаю   повезло —   на его   пути   оказалось   жилище   Бостона.   Этого   колхозного   передовика Базарбай ненавидел и завидовал ему по­чёрному, но теперь выбирать не приходилось. Хозяина   не было   дома,   и жена   Бостона   приняла   Базарбая   как   дорогого   гостя.   Базарбай немедленно   потребовал   водки,   развалился   на ковре,   и стал   рассказывать   про   свой   сегодняшний «подвиг».   Волчат   извлекли   из сумок,   и полуторагодовалый   сынишка   Бостона   стал   с ними   играть. Вскоре Базарбай забрал волчат и уехал, а Акбара и Ташчайнар остались возле Бостонова подворья. С тех пор возле  хозяйства Бостона каждую  ночь слышался  тоскливый волчий вой.  Бостон пытался выкупить волчат у Базарбая, но ничего не получилось.  Волки начали мстить людям: они задрали   много   овец   и   даже   набрасывались   на   людей.  Об Акбаре   и Ташчайнаре   «пошла   страшная слава», но никто не знал настоящей причины волчьей мести, и не подозревал «о безысходной тоске матери­волчицы   по похищенным   из логова   волчатам».   А Базарбай   в это   время,   продав   волчат, пропивал   деньги   и везде   хвалился   тем,   как   здорово   он отшил   Бостона,   «этого   неразоблачённого тайного кулака». Теперь волки выли возле дома Бостона каждую ночь. Наконец, Бостон не выдержал и решил подкараулить волчью пару. Их придётся убить — другого выхода не было. Убить удалось только Ташчайнара, Акбара успела спастись. Мир   для   Акбары   утратил   свою   ценность.   Ночами   она   приходила   к дому   Бостона   и молча принюхивалась в надежде, что ветер донесёт до неё запах волчат. Наступило лето, Бостон перегнал скот на летний выпас и вернулся за семьёй. Перед отъездом они пили чай, а сын играл во дворе. Никто не заметил,   как   подкралась   Акбара   и унесла   ребёнка.   Бостон   схватил   ружьё   и начал   стрелять по волчице, но всё время промахивался — боялся попасть в сына, которого Акбара несла на спине. А волчица тем временем уходила всё дальше.  Тогда  Бостон прицелился тщательней  и выстрелил. Когда он подбежал к упавшей Акбаре, она ещё дышала, а сын был уже мёртв. Не помня   себя   от горя,   Бостон   зарядил   ружьё,   поехал   к Базарбаю   и застрелил   его   в упор, отомстив за всё. Потом он повернулся и ушёл в приозёрную сторону, чтобы сдаться там властям. Слово  учителя:  Теперь   вы   знаете,   что   написано   в   романе   «Плаха».   А   вот   о   чем написан   роман,   вам   предстоит   узнать.   Реплики   действующих   лиц,   их   поведение   и поступки имеют своего рода подтекст (скрытый смысл). Как говорил Антон Павлович Чехов:  «Когда   я   пишу,   я   вполне   рассчитываю   на   читателя,   полагая,   что недостающие элементы он подбавит сам». 3. Первичное  закрепление  Проблемное ориентирование  Слово учителя: Давайте сейчас обратимся к Акбаре и Ташчайнару. ­ Какие  ассоциации у вас вызывает слово «волк»?  хищник зверь Злой Волк Оборотень серый Санитар  природы ­ Какие пословицы и поговорки вы знаете про волков?  (Волков бояться – в лес  не ходить. Человек человеку – волк. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит. Волка зубы  кормят. Отольются волку овечьи слезы. Волк волка не боится, а злой человек человека боится). Слово учителя: Серый хищник в мифах народов мира стал воплощением зла и сил  тьмы, жаждущих поглотить солнце. Слава у этих животных недобрая.  А как  показываются волки на страницах романа «Плаха»? (автор ставит знак равенства между  волчицей и любой человеческой  матерью). ­ Как история жизни волков связана с концепцией всего романа? («Люди хуже  зверей»)?! ­ Давайте теперь рассмотрим путешествие Авдия с гонцами в Среднюю Азию.   К   чему   здесь   этот     мотив?  (Жизненная   философия   Авдия   заключается   в бескорыстном   служении   людям.   Порвав   с   официальной   религией,   он   приходит   в   редакцию областной   комсомольской     газеты   с   желанием   противостоять   злу   и   несправедливости,   но сталкивается с безразличием и формализмом редактора, что и вынуждает его вступить в борьбу в одиночку). Слово   учителя:  Автор   делает   своим   героем   слабого   физически,   но   духовно сильного человека. ­ Как вы думаете, правдоподобен, реалистичен ли образ Авдия?  Можно  ли в жизни встретить таких людей? Как им живется? Не встречали ли вы подобных  среди современной молодежи? Какие чувства они у вас вызывают?  ­ Линия  Авдия не приводит ли вас к мысли о напрасности его жизни? ­ Считаете ли вы Бостона жертвой?  Почему автор так жестоко обошёлся с хорошим   человеком   Бостоном?   В   чём   нравственно­философский   смысл заключительного  эпизода? (Авдий говорит Гришану, что все человечество в ответе за каждое преступление.   3   часть   –   подтверждение   этому:   за   грехи   Базарбая   карается     Бостон.  По   мнению Ч.Айтматова, природа обязательно отомстит человеку за причинённый ей вред. Только неразумная, она не выбирает объект мести, а мстит слепо: её кара падёт как на виноватых (Базарбай, заслуживший кару),     так   и   на   невиновных   (маленький   ребёнок).   Это   предостережение   человеку   разумному   о пересмотре своих взаимоотношений с природой. Ведь в борьбе человека с природой гибнет не только природа, но и человек, если не физически, то духовно и нравственно).   Слово   учителя:  В   этом   романе   автор   поднимает   очень   острые   вопросы   своего времени. Но только ли своего?   ­  Какие проблемы можно выделить в романе?   (­ проблема  совести;­  проблема богоискательства;­ проблема наркомании; ­ экологическая проблема;­ проблема вседозволенности). ­ Что беспокоит писателя? (Ч. Айтматов показал трагедию наркомании: "Мы почему­то все время убеждали себя, что наркомания процветает где­то за рубежом, но только не у нас. Но тем временем оказалось, что и в нашем обществе тоже могут возникнуть такие нежелательные явления. Это просто бедствие..." Больше всего он беспокоится за нашу молодежь. Молодой человек не всегда может ориентироваться на жизненном перекрестке и сбивается на неправильный путь. Молодости надо   помочь   разобраться   и   это   задача   взрослых:   Писатель   обеспокоен   бездуховностью, безнравственностью   определенной   части   общества.   Его   беспокоит   судьба   родной   природы, отношение к ней людей). ­ Но, может быть, автор сгустил краски и человека можно оправдать? Слово учителя:  В этом удивительном произведении писатель сам на 8 странице романа сформулировал главную мысль произведения. («Люди так и не разгадали извечной загадки: отчего зло почти всегда побеждает добро»).   Главные герои упорно размышляют об истоках человеческой несправедливости, о природе подлости и жестокости… Ответов на многие вопросы не находят. Но на то они и «вечные» эти вопросы (о добре и зле). ­ В каком произведении вы уже сталкивались с решением этой проблемы? Как там решалась эта проблема? («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) ­ Почему «зло почти всегда побеждает добро»?  (Зло всегда в «стае», праведник ­ всегда одиночка). ­ Каким путем можно побороть зло?  (Ч.   Айтматов призывает к объединению всех борющихся   с   несправедливостью   сил.   Каждый   может   воспитать   в   себе   нетерпимость   ко   злу, способность   открыто   выражать   свою   точку   зрения,   умение   найти   единомышленников.   И,   если большинство будет отстаивать на земле добро, восхождение на плаху не понадобится. Вот почему роман Ч. Айтматова мы называем повествованием о нравственных исканиях наших дней. Писатель призывал к совести всех и каждого).  4. Итог урока Слово учителя: В финале романа почти все доброе, что в нем есть, погибает. Это страшно. Что будет с нами? А это зависит только от нас. Каждый выбирает для себя, кому служить, чему верить. Помните, что все беды от бездуховности, что только любовь и саморазвитие  спасут этот мир.  Роман   «Плаха»   –   это  роман­крик!   Как   отчаянный   призыв,   обращенный   к каждому   из   нас:   «Люди,   не   будьте   равнодушными!   Вмешивайтесь!   Боритесь!   Ведь главное предназначение человека на земле, как считает Айтматов  вслед  за Толстым, ­ творить  добро!»  ­ Не начать ли это великое совершенствование человека с себя? 5. Рефлексия  Слово учителя: Урок подходит к концу и даже как­то становится грустно,  оттого что мы прощаемся с Чингизом Айтматовым.  ­ Закончите свои дневники, запишите выводы. (Удалось ли вам проникнуться  творчеством Ч.Айтматова? Хотели бы лучше узнать Ч.Айтматова, как личность и писателя? Вам  захотелось после сегодняшнего занятия пересмотреть свои взгляды на жизнь?) ­Завершить урок мне бы хотелось видеороликом «Про Чингиза  Айтматова». (около 5 минут, если успеем). Спасибо за работу на уроке.

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)

Конспект урока по творчеству Чингиза Айтматова (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017