Конспект урока по учебному предмету "Сольфеджио" на тему "Чистые интервалы" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В конспекте дается подробный план урока "Сольфеджио" для учащихся 3 класса (8-ми летний курс обучения) для ДМШ и ДШИ. Список литературы, основные разделы урока: вокально-интонационные навыки, теоретические сведения, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, слуховой анализ, домашнее задание.
Иконка файла материала Конспект урока по сольфеджио 3 класс Чистые интервалы.docx
Разработчик: преподаватель МУДО «Усть­Ордынская ДШИ» Белобородова Виктория Викторовна Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»  дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»  для учащихся 3 класса (8­ми летний курс обучения)    Чистые интервалы   Закрепить с обучающимися построение чистых интервалов от всех белых клавиш  Тема:   Цель:   вверх Задачи: 1. Образовательная: Чистые интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 – тоновая и ступеневая величина.  Характеристика звучания чистых интервалов: ч.4 – звучит торжественно, призывно, ч.5 – «пустота» звучания, ч.8 – широкий интервал, одна и та же нота внизу и вверху. Построить и спеть чистые интервалы от звуков «с», «d», «е», «f» вверх. Песенки про чистую приму и чистую октаву В. Белобородовой. Песенки про интервалы ч.4 и ч.5. Блиц­опрос по пройденным темам. Спеть гамму F­dur, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, Т5/3, мелодический оборот: II­I, III­II­I, IV­III­II­I, V­VI­VII­I. Спеть диктант № 34 – наизусть. №   23   –   сольмизация,   пение   по   нотам   сольфеджио   с   простукиванием   ритма, дирижированием. № 25 – сольмизация, пение с листа по нотам с простукиванием ритма. Слуховой анализ: ч.1, .ч.4, ч.5, ч.8, 3 вида минора, мажор. 2.Воспитательная: воспитание у обучающихся  осознанного отношения  к построению и интонации чистых интервалов. 3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление. Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения. Оборудование: фортепиано, доска, мелки. Раздаточный материал: клавиатуры, ластики, карандаши. Список литературы и средств обучения Учебная и методическая литература 1.   Программа   учебного   предмета   ПО.02.УП.01.   «Сольфеджио»   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программы   в   области   музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», для учащихся 1­8 классов / Сост.  В.В. Белобородова, И.В. Казанцева. – Срок реализации – 8 лет. – Усть­Ордынский, 2019. 2. Музыкальные диктанты для ДМШ / Сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. –  4­е изд­е. – Л. : «Музыка», 1986.3. Сольфеджио для ДМШ 3 класс / Сост.   Е. Давыдова, С. Запорожец. – М.: «Музыка», 2007. 4. Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности» / Г.Струве. – СПб, 1999. Перечень учебно­методических материалов 1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособие по ступеням.  2.Карточки музыкальных обозначений: Т5/3, интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8. Ход урока Вокально­интонационные навыки 1. Спеть гамму F­dur, в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые,  вводные ступени, мелодический оборот: II­I, III­II­I, IV­III­II­I, V­VI­VII­I (пение с  помощью ручных знаков); Т5/3. 2.Спеть чистые интервалы от звуков «с», «d», «е», «f» вверх. 3.Спеть диктант № 34 – наизусть: 4.Песенки про чистые интервалы: Чистая прима Чистая кварта Чистая квинта Чистая октаваТеоретические сведения 1.Чистые интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 – тоновая и ступеневая величина.  ч.1 – чистая прима, в ней одна ступенька и ноль тонов. ч.4 – чистая кварта, в ней 4 ступени и 2, 5 тона. ч.5 – чистая квинта, а ней 5 ступеней и 3, 5 тона. ч.8 – чистая октава, в ней 8 ступеней и 6 тонов. Характеристика звучания чистых интервалов: ч.4 – звучит торжественно, призывно; ч.5 – «пустота» звучания;  ч.8 – широкий интервал, одна и та же нота внизу и вверху. 2.Построить чистые интервалы от звуков: «с», «d», «е», «f» вверх. Блиц­опрос по пройденным темам: 1.Как называется I ступень лада?                                                     (тоника)      2.Буквенное обозначение гаммы ля минор?      (a­moll) 3.Каким словом обозначается слово мажор?                                      (dur) 4.Назовите вводные ступени?                                                             (II, VII) 5.Назовите ключевые знаки гаммы си минор?        (фа#, до#) 6.Буквенное обозначение гаммы ми минор?                                      (e­moll) 7.Какая ступень изменяется в гармоническом миноре?                     (VII) 8.Что происходит в мелодическом миноре при построении вверх и вниз?   (вверх: VI#, VII#, вниз знаки отменяются) 9.Что такое гамма?                                                        (Ряд звуков от тоники до тоники) 10.Какой по характеру лад минор: грустный или веселый?          (грустный) 11.Назовите устойчивые ступени?                                                    (I, III, V) 12.Сколько ступеней в секунде?  (2) 13.В м.2 тон или полутон?                                                        (полутон) 14.Сколько ступеней в терции?                                                   (три) 15.Сколько звуков в трезвучии?                                                    (три) №23 –  пение по нотам сольфеджио с простукиванием ритма, дирижированием: Сольфеджирование и пение с листа№ 25 –  пение с листа по нотам с простукиванием ритма: Воспитание чувства метроритма № 23 – сольмизация. № 25 – сольмизация. Определить на слух: ч.4 – гарм. минор – ч.5 – мел. минор – ч.1 – нат. минор – ч.8 ­ мажор Слуховой анализ 1.№ 25 – выучить наизусть. 2.№ 19 – переписать в тетрадь, стучать ритм, говорить ноты. 3.Построить интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 от звуков «g», «а», «h» вверх. Домашнее задание: