В конспекте дается подробный план урока "Сольфеджио" для учащихся 3 класса (8-ми летний курс обучения) для ДМШ и ДШИ. Список литературы, основные разделы урока: вокально-интонационные навыки, теоретические сведения, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, слуховой анализ, домашнее задание.
Разработчик: преподаватель МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»
дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального
искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»
для учащихся 3 класса (8ми летний курс обучения)
Чистые интервалы
Закрепить с обучающимися построение чистых интервалов от всех белых клавиш
Тема:
Цель:
вверх
Задачи: 1. Образовательная:
Чистые интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 – тоновая и ступеневая величина.
Характеристика звучания чистых интервалов: ч.4 – звучит торжественно, призывно, ч.5 –
«пустота» звучания, ч.8 – широкий интервал, одна и та же нота внизу и вверху.
Построить и спеть чистые интервалы от звуков «с», «d», «е», «f» вверх.
Песенки про чистую приму и чистую октаву В. Белобородовой.
Песенки про интервалы ч.4 и ч.5.
Блицопрос по пройденным темам.
Спеть гамму Fdur, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки,
Т5/3, мелодический оборот: III, IIIIII, IVIIIIII, VVIVIII.
Спеть диктант № 34 – наизусть.
№ 23 – сольмизация, пение по нотам сольфеджио с простукиванием ритма,
дирижированием.
№ 25 – сольмизация, пение с листа по нотам с простукиванием ритма.
Слуховой анализ: ч.1, .ч.4, ч.5, ч.8, 3 вида минора, мажор.
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к построению и
интонации чистых интервалов.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: клавиатуры, ластики, карандаши.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», для учащихся 18 классов / Сост. В.В.
Белобородова, И.В. Казанцева. – Срок реализации – 8 лет. – УстьОрдынский, 2019.
2. Музыкальные диктанты для ДМШ / Сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. – 4е изде. –
Л. : «Музыка», 1986.3. Сольфеджио для ДМШ 3 класс / Сост. Е. Давыдова, С. Запорожец. – М.: «Музыка»,
2007.
4. Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности» / Г.Струве. – СПб, 1999.
Перечень учебнометодических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный
«градусник», пособие по ступеням.
2.Карточки музыкальных обозначений: Т5/3, интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8.
Ход урока
Вокальноинтонационные навыки
1. Спеть гамму Fdur, в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые,
вводные ступени, мелодический оборот: III, IIIIII, IVIIIIII, VVIVIII (пение с
помощью ручных знаков); Т5/3.
2.Спеть чистые интервалы от звуков «с», «d», «е», «f» вверх.
3.Спеть диктант № 34 – наизусть:
4.Песенки про чистые интервалы:
Чистая прима
Чистая кварта
Чистая квинта
Чистая октаваТеоретические сведения
1.Чистые интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 – тоновая и ступеневая величина.
ч.1 – чистая прима, в ней одна ступенька и ноль тонов.
ч.4 – чистая кварта, в ней 4 ступени и 2, 5 тона.
ч.5 – чистая квинта, а ней 5 ступеней и 3, 5 тона.
ч.8 – чистая октава, в ней 8 ступеней и 6 тонов.
Характеристика звучания чистых интервалов:
ч.4 – звучит торжественно, призывно;
ч.5 – «пустота» звучания;
ч.8 – широкий интервал, одна и та же нота внизу и вверху.
2.Построить чистые интервалы от звуков: «с», «d», «е», «f» вверх.
Блицопрос по пройденным темам:
1.Как называется I ступень лада? (тоника)
2.Буквенное обозначение гаммы ля минор?
(amoll)
3.Каким словом обозначается слово мажор? (dur)
4.Назовите вводные ступени? (II, VII)
5.Назовите ключевые знаки гаммы си минор?
(фа#, до#)
6.Буквенное обозначение гаммы ми минор? (emoll)
7.Какая ступень изменяется в гармоническом миноре? (VII)
8.Что происходит в мелодическом миноре при построении вверх и вниз? (вверх: VI#, VII#,
вниз знаки отменяются)
9.Что такое гамма? (Ряд звуков от тоники до тоники)
10.Какой по характеру лад минор: грустный или веселый? (грустный)
11.Назовите устойчивые ступени? (I, III, V)
12.Сколько ступеней в секунде?
(2)
13.В м.2 тон или полутон? (полутон)
14.Сколько ступеней в терции? (три)
15.Сколько звуков в трезвучии? (три)
№23 – пение по нотам сольфеджио с простукиванием ритма, дирижированием:
Сольфеджирование и пение с листа№ 25 – пение с листа по нотам с простукиванием ритма:
Воспитание чувства метроритма
№ 23 – сольмизация.
№ 25 – сольмизация.
Определить на слух: ч.4 – гарм. минор – ч.5 – мел. минор – ч.1 – нат. минор – ч.8 мажор
Слуховой анализ
1.№ 25 – выучить наизусть.
2.№ 19 – переписать в тетрадь, стучать ритм, говорить ноты.
3.Построить интервалы: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8 от звуков «g», «а», «h» вверх.
Домашнее задание: