Конспект урока литературного чтения
в 1 классе на тему: Почему со мной не дружат? К. Ушинский. Худо тому, кто добра не делает никому
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с рассказом К.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
• продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
• формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
• формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
Воспитательные:
• воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
• воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
• воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
• воспитание умения сотрудничать в совместном решении проблемы;
• формирование умения работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.Конспект урока "Почему со мной не дружат? К. Ушинский. Худо тому, кто добра не делает никому" 1 класс
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе на тему: Почему со мной не дружат? К. Ушинский. Худо тому,
кто добра не делает никому
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с рассказом К.Ушинского «Худо тому, кто добра не
делает никому», его идейносмысловым и художественным содержанием;
продолжить работу над совершенствованием навыка чтения:
правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во
время устной речи.
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной
нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни
талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
воспитание умения сотрудничать в совместном решении проблемы;
формирование умения работать в паре, слушать и понимать точку зрения
другого.
Развивающие
развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих
способностей;
развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и
доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать
аналогии; обобщать и классифицировать);
1Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация
для программы SMART Notebook
Наглядные пособия: карточки со словами помощь, отзывчивость,
беззлобие, ласковость.
Ключевые слова: дети, доброта, взаимопонимание
Рабочие материалы для обучающихся: учебник литературного
чтения 1 класс, толковый, фразеологический словарь; карточки с
качествами, карточки с линеечками для критериального оценивания,
книги серии «Читаем сами»
Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская
Этапы урока
№
п/
п
Содержание этапа,
деятельность учителя
1. 1. Мотивация
Упражнение «Желаю успеха»
(самоопределение)
к учебной
деятельности).
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите уверенность
в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга
перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу,
опустите ладошки.
Что подарили вы своему соседу?
Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта.
Слайд 1
Ответьте на вопрос? А могу ли я назвать себя добрым?Слайд 2
Какие добрые дела вы сделали вчера?
Доброта – (синонимы, которые нам предлагает Ушинский к
этому слову) помощь, отзывчивость, беззлобие, ласковость.
2(Приложение. Прикрепить карточки на магнитную доску)
Очень часто я слышу от вас такие слова: «А он со мной не
дружит?». На вопрос: «Почему?» вы ничего не можете ответить.
Оказывается в течение дня мы делаем много добрых дел, даже
не замечая этого. Иногда мы дарим свою доброту, а иногда…..
наоборот. Вот сегодня нам и предстоит в этом разобраться
«Почему с нами не дружат?» (написать на доске) и поможет
нам в этом новое произведение.
Только ли знакомиться с новым произведением мы будем на
уроке чтения? Какую учебную задачу поставим? Вы можете
обратиться к схемам.
(Приложение 1)
Ответы учся: «Мы будем учиться думать, рассуждать,
высказывать свою точку зрения».
Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а читать
выразительно, а ещё думать, рассуждать, высказывать свою
точку зрения, анализировать поступки героев.
И начнём с выразительного чтения
Логопедическая разминка.
Мимика
Покажите:
«Плакса» зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» надувание щек без сопротивления и с
надавливанием;
«Мы удивились» приподнимание и опускание надбровных
дуг;
«Тигренок» оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» нахмуривание мышц лба и т.д.
«Змеи шипят» шшшшшшшшшшшшшшш
Развитие голоса
Тишина Слайд 3
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение
3стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она.(громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь?(произносится тихим голосом)
Закапал, закапал,(произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
Прочитайте скороговорку. Слайд 4
Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
Найдите в тексте слова, которые обозначают действия мышек.
(Насушили, пригласили, кушать стали, сломали.)
Найди в стихотворении рифмующиеся строчки, соедини их
стрелками.
Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией на
этих словах.
Прочитайте с утвердительной интонацией на этих словах.
Прочитайте скороговорку удивленно,
раздраженно, весело.
восхищенно,
А сейчас прочитайте быстро, еще быстрее.
А зачем нам эти упражнения? Учимся читать выразительно.
4 А какой герой призывал мышей жить дружно?
А кто ему вредничал?
Есть и фразеологизм для этой ситуации: Как мышь на крупу
надулась.
Напечатайте фразеологизм в тетрадь.
2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднения
в деятельности
Слайд 5
А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары
на столе лежит книга. Возьмите её и подготовьте
небольшое сообщение о ней.
Выступление пар.
Вывод: на обложке можно увидеть фамилию автораписателя и
название. Иногда книга является сборником произведений и
автора нет.
А где можем узнать авторов? В содержании.
Молодцы, вы определили, что у вас сборники. Их вы можете
взять в нашей библиотеке.
А что у них общего? Серия – читаем сами Слайд 6
Книги очень старые. Посмотрите год их выпуска.
Но книги ещё хорошо сохранились. Ребята, бережно с ними
обращались. И мы тоже должны бережно обращаться.
5Почему надо беречь книги?
2017 год экологии. Недавно мы с вами помогли деревьям и
сохранили 2 дерева. Как? Что мы собирали?
О чём книги хотят нас попросить? Кто уклеит?
Во всех ваших книгах есть автор, о котором мы сегодня узнаем
Слайд 7 Ушинский
Слайд 8.Глядя на портрет вы можете сказать этот человек
живёт сейчас (то есть он наш современник) или он жил давно?
Он жил давно.
Но, несмотря на это, мы много интересного и поучительного
можем узнать из его произведений.
А с какими писателями мы уже познакомились на уроках
чтения?
Слайд 9 Игра « Определи автора»
Сегодня мы познакомимся с творчеством Константина
Дмитриевича Ушинского.
К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1823 года в Туле. Всю свою
жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении
детей. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал:
учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым
они учились, были скучные и непонятные. И вот, Константин
Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по
которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда
ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится
успешнее. Ушинский составил два таких учебника для
начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский
мир". Слайд 10. Они были совсем не похожи на прежние
скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно.
Уж ихто начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее
узнать, про что написано на следующей странице. Книги
Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны
огромного мира, в котором они только начинали жить, и в
котором так много было незнакомого, непонятного и
таинственного.
А главное они открывали самую большую тайну: в чём радость
6и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было
ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и
трудолюбивый человек. Учебник «Родное слово» переиздавался
164 раза. С помощью него обучались дети более 150 лет назад, и
не смотря на то, что уже прошло столько лет, рассказы
Ушинского и сейчас дети любят читать.
3. Выявление
места и причины
затруднений
(постановка
проблемы,
формулирование
темы урока)
Сегодня мы прочитаем рассказ, который Ушинский написал
для учебников «Родное слово» и «Детский мир». Слайд 11
Прочитайте начало названия произведения.
Кто то может, знает продолжение? Выбираем
“Худо тому, кто добра не делает никому»
Подберите синоним к слову худо. Ведь Ушинский жил давно и
много слов, которые говорили тогда, сейчас не говорят и
наоборот. Слайд 12
Плохо
Прочитайте заголовок, используя синоним.
Выскажите предположения, о чем будет текст.
« О том, как ктото не хотел делать добрые дела».
4. Построение
проекта выхода
из затруднения и
его реализация
Подтвердились ли ваши предположения?
Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.
подтвердились».
Кто герои рассказа? «Герои рассказа дети»
Что произошло с детьми? «Дети поссорились».
Почему они поссорились? «Мальчик Гриша был жадным, не
хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь».
7
«Да,Что интересного заметили в названии текста? «Название
текста – пословица». Напечатать цветными ручками
Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой
пословице? Почему? «Я думаю да, потому что нужно не
отказывать друзьям
в помощи. Если ты никому не
поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и
останешься один».
Прочитайте текст и подчеркните слова, значение которых вам
непонятно, которые говорили раньше, а сейчас употребляют
мало.
Чтение с заменой
Какое слово из предложения можно заменить словом Слайд 13
Чтение с выделением ключевого по смыслу слова
Одолжи мне на минутку карандаш
Чтение с добавлением
В какие предложения можно добавить слово (пожалуйста). И
девочка тоже не права
Обсуждение
85. Физминутка.
6. Обобщение.
Обобщающая беседа.
Теперь попробуем разобраться, чему хотел научить читателей
К.Д.Ушинский?
Ответы учся: «Дружбе, взаимовыручке, быть добрым, не
жадничать»
Этот рассказ написан давно. Скажите, а в наше время
происходят такие истории?
На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и
9хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится
в людях. (Ответы детей.)
Что вам не нравится в людях? (Ответы детей.)
Прочитайте качества из книг К. Ушинского. Распределите
слова из текста на две группы. Поработайте в паре
(Приложение 2)
Проверка Слайд17
В ваших ответах сегодня прозвучали такие слова: нужно
помогать друг другу, уступать друг другу, уметь быть
дружелюбным.
Вернёмся к вопросу, который мы сформулировали в начале.
Попробуем на него ответить. Почему на меня обижаются?
Линеечки (Приложение 3)
Давайте переделаем пословицу из названия произведения ,
используя антонимы.
Что получится?
Хорошо тому, кто делает добро всем.
7. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
Какие учебные задачи ставили в начале урока?
Выполнили мы учебные задачи?
1. Читали рассказ К.Д.Ушинского.
2. Думали, рассуждали, высказывали свою точку зрения в
ходе работы над рассказом, когда отвечали на вопросы,
работали в паре.
3. Анализировали поступки героев произведения.
Вернёмся к нашему в
Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам становится
добрее. И добрее стал тот, кому он помог. Давайте же помогать
друг другу, дружить и творить добро. Слайд 18
10И помните – жизнь дана на добрые дела
8.Домашнее
задание.
(по желанию).
Ребята, а в нашей школьной библиотеке есть книги из серии
«Читаем сами», которые написал К.Д.Ушинский для детей.
(Показ книжек).
Вы можете их взять и прочитать, а также подготовить рассказ о
том, что прочитали и сделать рисунок к прочитанному рассказу,
а мы с удовольствием вас послушаем.
11