конспект урока "Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
М.   Ю.   Лермонтов.   «Демон»:   замысел,   особенности   сюжета   и   композиции.   Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. «Демон». «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Десятиклассники   уже   знакомы   с   лироэпическими   произведениями   Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм «Песня про... купца Калашникова» и «Мцыри». Эта работа может быть организована в форме фронтальной беседы или в виде сообщений учащихся на темы: 1.   «Песня   про   царя   Ивана   Васильевича,   молодого   опричника   и   удалого   купца Калашникова»   Лермонтова   в   русской   литературной   критике.   Историческая   и   народно­ поэтическая основы поэмы. 2.   «Мцыри»   Лермонтова   и   «Цыганы»   Пушкина   как   романтические   поэмы. Особенности их сюжетно­композиционной структуры. Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы. В   «Песне   про   царя   Ивана   Васильевича,   молодого   опричника   и   удалого   купца Калашникова» Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах.   Однако   патриархальная   эпоха   гибнет   безвозвратно,   что   усиливает   трагизм мироощущения. В поэме «Мцыри» романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри   как   герой   действия,   дитя   природы,   наследник   отцов   поставлен   в   ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде, он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы. В центре урока изучение поэмы «Демон». Во   вступительном   слове   учителя   или   индивидуальных   сообщениях   учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он   в   1829   г.   создал   стихотворение   «Мой   Демон»,   написанное,   вероятно,   под   явным влиянием   стихотворения   Пушкина   «Демон»,   которое   было   известно   задолго   до   его публикации в 1834 г. После   чтения   этих   стихотворений   возможна   беседа,   включающая   вопросы   и задания для сопоставительного анализа этих стихов. Вопросы и задания к стихотворениям «Мой Демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина 1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины. 2.   Охарактеризуйте   образ   лирического   «я»   в   каждом   стихотворении.   Чем   они отличаются? 3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.? 4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения? 5. Какие черты романтизма можно в них заметить? 6.  Индивидуальное   задание.  Сопоставьте   стихотворение   «Мой   Демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина. Начать разговор о поэме Лермонтова «Демон» целесообразно с рассказа о падшем ангеле   и   чтения   отрывков   из   нее,   что   поможет   «погрузить»   класс   в   эмоциональную атмосферу поэмы. Из I части могут быть выразительно прочитаны главы I—IV, VI—VII, а также   прослушаны   первый   и   второй   романсы   Демона   из   одноименной   оперы   А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно...» и «На воздушном океане...»). Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала...»).Вопросы и задания для беседы с классом 1.   Охарактеризуйте   образ   Демона.   Докажите   текстом,   что   он   отрицает   мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу. 2.   Какой   смысл   придает   образу   Демона   его   любовь   к   Тамаре?   Достоин   ли   он сочувствия? 3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели? 4.   Возможны   ли   возрождение   Демона   и   его   гармония   с   миром,   о   которых   он мечтает, через любовь к земной женщине? 5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла? 6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж? 7. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте образы Демона и Печорина. 8.  Индивидуальное задание 2.  Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара». Для анализа можно выбрать один из нескольких эпизодов, например: — смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII); — похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV); — поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI). Остальные   эпизоды   можно   предложить   для   самостоятельной   интерпретации   в домашней работе. Итог уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От  жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам  лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике. Романтические  поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в  которых намечаются реалистические стилевые искания.

Посмотрите также