Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина».rtf
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»
Цель урока: показать, что «Анна Снегина» — одно из выдающихся произведений
русской
литературы.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в
стране,
И простим, где нас горько
обидели
По чужой и по нашей вине.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Слушаем доклад ученика.
II. Слово учителя
Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме
сплелись
все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь
советская». Сам
поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим
произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считают, что это
определение не совсем точно выражает ее жанровое своеобразие. Вл. Турбин
называет «Анну
Снегину» «повестью в стихах» и находит в ней сходство с «Евгением Онегиным»
(отметим
сходство звучания фамилий заглавных героев). А. Квятковский определяет поэму как
стихотворную новеллу, то есть повествование с напряженным сюжетом и
неожиданной концовкой:
«Мы все эти годы любили, / Но, значит, / Любили я нас».
III. Беседа
— Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?
Тема угасания «дворянских гнезд», начатая И. С. Тургеневым в «Дворянском гнезде»,
развитая А. П. Чеховым в «Вишневом саде», получила у Есенина свою интерпретацию,
можно
сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти
«дворянские
гнезда» исчезли.
Комментарий учителя:
Принадлежащая к московской аристократической элите Т. А. Аксакова-Сиверс
вспоминала: «Я поражаюсь, с какой красивой легкостью мы — я говорю о дворянстве
—
расставались с материальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин в
поэме «Анна
Снегина». Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно
переживает
революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно
воспринимает
судьбу России, свое изгойство, расставание с Сергеем. В ее душе нет ненависти, но
сохранилось
романтическое чувство к герою, который становится не только образом ее любви, но и
образом
Родины. Интимная и патриотическая темы в поэзии Есенина были в таком же
органическом
согласии, как и в творчестве Блока и Ахматовой». — Речь какого героя открывает поэму? Какие ассоциации вызывает этот рассказ?
(Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны
героя в родные места. Из слов возницы мы узнаем печальные вести о том, что
происходит в
тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями — бедными и
вороватыми
криушанами (отметим значимость названий). Вражда эта привела к скандалу и
убийству
старосты (вспомним историю Савелия из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо» и к
постепенному разорению Радова:
С тех пор у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.)
— Как соотносятся автор и лирический герой?
(Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью
отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне
знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в
родные
места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в
автобиографических
подробностях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым
событиям и
людям.)
— Как высказывается отношение к войне?
(Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны
показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно
вызывает
определенную неприязнь, это почти «предатель». Почему же герой чуть не с
гордостью
говорит о себе: «Другую явил я отвагу — / Был первый в стране дезертир»?)
— Почему герой самовольно возвращается с войны?
(Воевать за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» — это не
геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» — не
геройство. Быть
«игрушкой» на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и
дармоеды» сгоняют людей «на фронт умирать» — тоже не геройство. В этой ситуации
«отвагой» действительно было то, что сделал лирический герой, Сергей. Он
возвращается с
войны летом 1917 года.)
— Каким видится прошлое лирическому герою?
(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется
далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: Так мил моим вспыхнувшим
взглядам /
состарившийся плетень», «разросшийся сад», сирень. Эти милые приметы воссоздают
образ
«девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.)
— Каковы настроения земляков поэта?
(Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные
мужицкие войны», а причина — «безвластье. / Прогнали царя...». Мы узнаем про
булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты.
Выясняется,
что «Теперь таких тысячи стало / Творить на свободе гнусь». И как страшный итог:
«Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь».)
— Какие вопросы волнуют мужиков?
(Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи: / Отойдут ли крестьянам / Без
выкупа пашни господ?» Второй опрос — о войне: «За что же тогда на фронте / Мы
губим себя и
других?». Третий вопрос: «Скажи, / Кто такое Ленин?» Ответ героя на этот вопрос
требует
комментария: «Я тихо ответил: / «Он — вы».)
— Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?
(Диалог герое в двух планах: очевидном и неявном, «подводном» (глава 3). Идет
обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики,
жесты,
паузы показывают, что прежние чувства героев живы. Она: «Я даже вздохнула
украдкой, /
Коснувшись до вас рукой»; «Кого-нибудь любите?». Он: «Я слушал ее и невольно /
Оглядывал
стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно! / Найдемте другой язык!»; «Но почему-
то, не
знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да... Да... / Я сейчас вспоминаю...»; «Не знаю,
зачем я
трогал / Перчатки ее и шаль» (Обратим внимание, как эти детали напоминают манеру
Ахматовой); «По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».
Лейтмотив («Мы все в эти годы любили...») звучит уже оптимистично:
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.)
— В чем причина разлада в отношениях героя и героини?
(Прон Оглоблин за думал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял
«важного», как он считал, человека, столичного жителя. Приехали они совсем не
вовремя:
оказалось, только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает
обвинение
Сергею: «Вы — жалкий и низкий трусишка. / Он умер... /А вы вот здесь…». Все лето
после этого
герои не виделись.)
— Как изображается в поэме новая власть?
(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона,
который «от радости чуть не помер», ведь «Теперь мы всех р-раз — и квас! / Без
всякого выкупа
с лета / Мы пашни берем и леса». «Мечта» Прона отобрать землю у Снегиных
сбывалась,
подкрепленная новой властью: «В России теперь Советы / И Ленин — старшой
комиссар».
Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли
первые
бездельники и пьяницы: «Я первый сейчас же коммуну / Устрою в своем селе», —
заявляет Прон.
Брат Прона, Лабутя, от радостного известия о приходе новой власти «в штаны
намочил»,
сам он «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете. /Живут, не
мозоля рук. / И
вот он, конечно, в Совете».) Вспомним, как ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. («Он — вы».)
Прокомментируем это определение.
— Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?
(Проходит шесть лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не
принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофоны» —
играть
«коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас».
О событиях в Криуше герой узнает из письма мельника: Прон Оглоблин расстрелян
деникинцами, Лабутя спасся — «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно
бы
красный орден / За храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря
пошла
в угомон».)
— Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной ее части?
Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме героини ни слова упрека,
ни
жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия:
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель.)
Обратим внимание на внутреннее сходство этих строк со словами Татьяны Лариной из
ХLVI строфы восьмой главы «Евгения Онегина».
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как
будто делает все «по-прежнему», но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся
садом /
Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся
плетень».
Сравним с описанием (почти таким же) из первой главы. Что изменилось? «По-
старому»
заменилось на «по-прежнему»; «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».
IV. Заключительное слово учителя
«Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем
безвозвратно. В концовке поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся
значительно:
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший
(обратимся снова к эпиграфу).
Домашнее задание
Читать поэму «Черный человек».__
Конспект урока "Поэма С.Есенина "Анна Снегина""
Конспект урока "Поэма С.Есенина "Анна Снегина""
Конспект урока "Поэма С.Есенина "Анна Снегина""
Конспект урока "Поэма С.Есенина "Анна Снегина""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.