Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"
Оценка 5

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.конспект урока литературы
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873—1924).rtf
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873—1924) Цели урока: показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Оборудование урока: портрет В. Я. Брюсова, сборники его стихов. Методические приемы: лекция учителя, сообщение ученика, разбор стихотворений. Ход урока I. Проверка домашнего задания Вопросы: Каковы основные особенности поэтики символизма? — В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»? — Что нового внес символизм в русскую поэзию? II. Реализация индивидуального домашнего задания 1. Слово учителя Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэти ческих дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов — одно из наиболее яр ких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно- издательской дея тельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик». 2. Слушаем сообщение ученика о биографии Брюсова. III. Лекция учителя Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на 14-м уроке. В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Скандально известен моностих Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!». Лирический герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного («Где-то там, на какой-то планете...», «мы на грани снов скользим...»). Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной серной...». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы («Сонет к мечте»). Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь — палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»): Довольно! Надежды и чувства Отныне былым назови, Приветствуй лишь грезы искусства, Ищи только вечной любви. Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно» («Юному поэту»). Прочитаем это стихотворение и прокомментируем его. Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904). Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихи и творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»: Неколебимой истине Не верю я давно. И все моря, все пристани Люблю, люблю равно. Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья. И Господа, и дьявола Хочу прославить я! Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Пить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. Урбанистическая тема иногда заключает в себе переклички с творчеством А. Блока: «В ресторане», «К Медному всаднику». Читаем стихотворения, отмечаем тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни. Некоторые актуальные настроения, события получили в творчестве Брюсова обобщенный, философский отклик. Например, стихотворение 1905 года: (Читает учитель или заранее подготовленный ученик.) На площади, полной смятеньем, При зареве близких пожаров, Трое, став пред толпой, Звали ее за собой. Первый воскликнул: «Братья, Разрушим дворцы и палаты! Разбив их мраморы, мы Увидим свет из тюрьмы!» Другой воскликнул: «Братья, Разрушим весь дряхлый город! Стены спокойных домов Это звенья старинных оков!» Третий воскликнул: «Братья, Сокрушим нашу ветхую душу! Лишь новому меху дано Вместить молодое вино!» Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества. Декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии, является стихотворение «Кинжал» (1903). И название, и эпиграф («Илы никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя. Лирический герой Брюсова — тоже горд, силен, уверен в себе: «Я — песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона». Брюсов — поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» — логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей: Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, — затем, что я поэт. Затем, что молнии сверкали. Соответствует высокому настрою стихотворения и лексика — возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая. Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи. Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом. В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования. (Возможна сравнительная характеристика одноименных стихотворений Лермонтова и Брюсова, хотя бы как индивидуальное задание наиболее подготовленным ученикам или как доклад-сообщение.) IV. Чтение и анализ стихотворений Брюсова, подготовленных учениками в качестве домашнего задания. V. Задания по творчеству В. Я. Брюсова 1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов? 2. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова. 3. Что, с точки зрения В. Я. Брюсова, являлось задачей символизма? 4. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова: Неколебимой истине Не верю я давно. И все моря, все пристани Люблю, люблю равно. Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья. И Господа, и Дьявола Хочу прославить я! 5. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? 6. Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова? а) «Ключи Марии», б) «Тяжелые сны», в) «Ключи тайн», г) «Творчество». 7. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова? а) тема природы, б) тема истории, в) тема любви, г) урбанистическая тема. 8. Сделайте сравнительную характеристику одноименных стихотворений М. Ю. Лермонтова В. Я. Брюсова «Кинжал». VI. Практикум по поэзии В. Я. Брюсова 1. Литературовед Э. С. Литвин утверждает, что мир ранней лирики В. Брюсова — «прежде всего мир утонченных, противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души, страстно отталкивающейся от уродливого обывательского городского быта». — Какие стихотворения ранней лирики В. Брюсова вам знакомы? Какие из них и чем произвели на вас наиболее сильное впечатление? — Как представлен в этих стихах «уродливый обывательский городской быт»? Согласны ли вы с тем, что душа поэта отталкивается от этого быта? — Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что в ранней лирике поэта отражен мир «противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души»? 2. Литературовед Д. Е. Максимов считает, что «в стихах Брюсова 90-х годов... возникает образ «страшного мира» со всеми его гримасами и гротескными атрибутами». — Кем и чем представлен окружающий мир в стихах В. Брюсова 90-х гг.? Согласны ли вы с тем, что поэт создает образ «страшного мира»? — Какие «гримасы» и «гротескные атрибуты» вы заметили в окружающем мире, изображенном поэтом? Противопоставляет ли что-либо им поэт? 3. В предисловии к сборнику своих ранних стихов Валерий Брюсов писал: «...я надеюсь свести действительность к роли простой модели художника; я надеюсь создать поэзию, чуждую жизни, воплотить настроения, которые, жизнь дать не может». — Как вы понимаете стремление поэта «свести действительность к роли простой модели художника»? Ранняя лирика В. Брюсова, по вашему мнению, дает примеры такого «сведения»? — Согласны ли вы с тем, что, к примеру, «Сумасшедший» (1895), «Есть что-то позорное в мощи природы...» (1896), «Творчество» (1895) и другие ранние стихи — пример поэзии, чуждой жизни, поэзии, дающей «настроения, которые жизнь дать не может»? 4. Э. С. Литвин замечает, что в ранней любовной лирике Брюсова «любовь часто влечет за собой мрачный призрак смерти». — Как часто в любовной лирике Брюсова возникает образ смерти? — В каких тонах, с каким настроением говорит о смерти поэт? — Как вы думаете, о чем свидетельствует такое соседство любви и смерти, каким смыслом оно наполняет понимание поэтом этой темы? 5. «Образ любимой женщины в этих стихах, — пишет о любовной лирике Брюсова Э. С. Литвин, — лишен какой бы то ни было психологической конкретности. Меняются имена, обстановка, сама же возлюбленная — лишь источник наслаждения, существо далекое, а порой враждебное». — Каким предстает в стихах Брюсова образ любимой женщины? Согласны ли вы с тем, что он лишен «психологической конкретности»? — Верно ли, что возлюбленная в стихах Брюсова — «существо далекое, а порой враждебное»? Приведите примеры. 6. Критик газеты «Русские ведомости» писал в 1903 г.: «...Брюсов смотрит на труд поэта не как на дань мимолетному настроению, а как на тяжелую и ответственную работу... Брюсов обещает в будущем дальнейшее развитие, потому что он ищет, и сферой его исканий является человеческий мир». — Согласны ли вы с тем, что Брюсов смотрит на труд поэта «как на тяжелую и ответственную работу»? Свидетельствуют ли об этом стихи «Возвращение» (1900), «В ответ» (1902) или какие-либо другие? — Чем понимание труда поэта в указанных выше стихотворениях отличается от того, как понимает его Брюсов в стихотворении «Творчество»? Какое понимание, какое отношение к труду поэта вам ближе и почему? 7. Критик журнала «Вестник Европы» писал в 1904 г. о книге «URBI ET ORBI», в которую вошло и стихотворение «Нить Ариадны» (1902), что оно свидетельствует об убожестве мыслей Брюсова, демонстрирует «тяжеловесную неуклюжесть», «уродливое копанье в грязи», «жалкие потуги сказать нечто глубокомысленное» и поэтому свидетельствует, что почитателем Брюсова является «класс людей, для которых декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип, как нельзя более по сердцу...» — Встречали ли вы в стихах В. Брюсова то, что показалось вам «тяжеловесной неуклюжестью», «уродливым копанием в грязи» и т. д.? — О каких стремлениях поэта свидетельствует стихотворение «Нить Ариадны»? — Есть ли в творчестве В. Брюсова стихи, свидетельствующие о том, что ему близко «декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип»? — Как вы думаете, что более всего близко, дорого поэту Валерию Брюсову? 8. Литературовед А. В. Лавров пишет: «Книгу «URBI ET ORBI» отличает чрезвычайно широкий тематический и жанровый диапазон: Брюсов, помимо урбанистических... мотивов, вводит в поэзию тему любви как всепоглощающей страсти, развивает жанр исторической баллады, дает образцы медитативной лирики». — Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова любовь предстает как «всепоглощающая страсть»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. — Как вы представляете себе «медитативную лирику»? Найдите в творчестве В. Брюсова стихотворения, которые можно назвать примерами медитативной лирики. Чем они отличаются от тех, которые представляют собой примеры лирики «обычной»? — Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова присутствуют «урбанистические мотивы»? 9. Поэт Сергей Городецкий писал, что творчество Валерия Брюсова 1910-х годов «волнует, увлекает, очаровывает... В простоте, художественной решительности, в прямоте подхода к миру вещей и миру чувств Валерий Брюсов достигает небывалой высоты...». — Отличается ли творчество указанного периода от ранних стихов поэта? Если да, то в чем конкретно вы заметили это отличие? — Что вы понимаете под «простотой» в поэзии? Можете вы согласиться с тем, что такая простота присутствует в творчестве Валерия Брюсова? Обоснуйте свой ответ. — Верно ли, что стихи поэта отличает прямота подхода «к миру вещей и миру чувств»? Если да, то в чем именно это проявляется? 10. Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее время у В. Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха». — Какие ритмы наиболее характерны для поэзии В. Брюсова? Несет ли, на ваш взгляд, ритмическая организация его стихов какую-либо функциональную смысловую нагрузку? — Что особенного вы заметили в принципах рифмовки у В. Брюсова? Есть ли в его рифмах нечто неожиданное, необычное? Как вы думаете, сам способ рифмовки у В. Брюсова несет смысловую нагрузку? — Можете вы согласиться с тем, что В. Брюсов обладал «чувством меры» в поэзии? Если да, то в чем вы это увидели? — Каковы, на ваш взгляд, представления В. Брюсова о гармонии в поэзии? Дают ли его стихи образцы такой гармонии, а может быть, наоборот? 11. Поэт Вл. Ходасевич считал, что для Валерия Брюсова характерны «неутомимая жизнедеятельность поэта, и излюбленный им мотив соединения жизни с поэзией, любви — со стихами... Враждебная критика любит упрекать Брюсова в том, что он всегда и везде остается литератором. Какой вздор! Почему поэту разрешается писать стихи, работать над ними всю жизнь — но воспрещается любить их? Точнее: почему эта любовь не может служить такою же темою стихов, как любовь к женщине или природе?» — Как вы понимаете определение «жизнедеятельность поэта»? Согласны ли вы с тем, что такая жизнедеятельность характерна для В. Брюсова? Обоснуйте свой ответ. — Заметили ли вы то, как в поэзии В. Брюсова жизнь и любовь «соединяются» со стихами? — Ответьте на вопросы, поставленные Вл. Ходасевичем. 12. И. Анненский считал, что «никто не умеет лучше Валерия Брюсова показать сквозь холодную красоту слов и чуткие, часто тревожные волны ритмов всей отвратительной ненужности жизни, всей пытки требовательных страстей». «...Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь. Я говорю о художнике, конечно. Мне нет дела до такой детали Брюсова-поэта, как Брюсов-человек». — Могли бы вы назвать «красоту слов» Валерия Брюсова «холодной»? Почему? — Изменялось ли отношение Брюсова к жизни, понимание смысла ее после 1909 г., когда были написаны процитированные слова? — Согласны ли вы с тем, что «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь»? О каком отношении к жизни, на ваш взгляд, свидетельствует поэзия Брюсова? — В чем смысл мысли о том, что «Брюсов-человек» — это лишь де таль «Брюсова- поэта»? Разве не наоборот? Домашнее задание 1. Выучить на выбор стихотворение К. Бальмонта, проанализировать его. 2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии поэта. Дополнительный материал для учителя В 1890—1900 годы в России возникает новое течение русский символизм. В нем принято выделять два основных этапа. К первому этапу относятся «старшие символисты» — Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб. В 1900- е годы облик символизма обновили новые силы, так называемые «младшие символисты» — Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Разделял символистов двух этапов не столько возраст, сколько разница в направленности творчества и разница в отношении к миру. В 1892 году молодой поэт Дмитрий Мережковский издал свою книгу стихов «Символы (Песни и поэмы)» и прочитал лекцию «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Мережковский высказал мнение, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны... Мы свободны и одиноки!..» Один из «старших символистов» видел «три главных элемента нового искусства — мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В течение 1894—1895 годов выходят три сборника под названием «Русские символисты». Их издателем и главным автором был В. Брюсов. Он так определяет цель нового течения: «Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». Для Брюсова и его единомышленников символизм, прежде всего, — это новый язык, новые темы. Поэзия «старших символистов» отличалась обостренной чувствительностью, переживаниями, непонятными обычному человеку, и видениями. Прежде чем перейти к разговору о «младших символистах», необходимо сказать несколько слов об истоках тех идеалов, которые легли в основу их мировоззрения. Культура и литература в России всегда были тесно связаны с философией, но на рубеже веков возникает особый интерес к этой науке. Философское учение проникает в разные области культуры. Происходит расцвет философской лирики, публицистики, прозы, музыки. В конце ХIХ века в России в самостоятельную область духовной деятельности выделяется философия. Родоначальником русской философии принято считать Владимира Соловьева (1853— 1900 гг.) — известного мыслителя и поэта. Соловьёв считал, что только на началах любви возможно торжество христианских идеалов. Любовь для философа являлась основным принципом отношений между людьми, только с ее помощью, по его мнению, можно ощутить свое единство со всем человечеством, преодолев природный эгоизм. Большую задачу русский философ ставил перед поэтами и художниками, которые должны были «воздействовать на реальную жизнь, направляя и улучшал ее, согласно известным идеальным требованиям». Под влиянием высоких идей Соловьева о любви, добре и красоте формировалось мировоззрение многих «младших символистов»: их не случайно называли «соловьевцами». По их мнению, поэт является связующим звеном между двумя разными мирами — земным и небесным. Перед поэтом, тем самым, стоит новая задача — стать «органом мировой души... тайновидцем и тайнотворцем жизни». Писатели-символисты считали, что окружающий нас материальный мир — это видимость, всего лишь отражение идеального Высшего мира. Перед человеком творчества стоит главная задача — проникнуть в истинный мир, надреальный, это и даст возможность стать ближе к Высшему разуму. Символ, используемый при, этом, и является средством, помогающим постигнуть этот надреальный мир. Символ — это слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» — так говорил о символе Д. Мережковский.__

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"

Конспект урока "Поэзия Валерия Брюсова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018