Конспект урока пог теме:Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 3. Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы Цели урока: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление. Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скоро¬говорками. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала чтение.docx
Урок 3. Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы Цели урока:  продолжать   знакомить   детей   с  малыми   жанрами   фольклора; научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры   фольклора;   развивать  навыки   коллективной   работы,   внимание, память, логическое мышление. Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скороговорками. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания Ход урока Дети читают наизусть народные песни или песни собственного сочинения. III. Постановка цели урока ­ Прочитайте   эти   слова   снизу   вверх.  («Добры   бобры   идут   в боры».) ы р б о б то у д и ы р б в ы р б о д ­ Как называется такое предложение? ­ Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК  УКНОШУКУК АКШУКУК ­ Догадались что это такое? Ну конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим   о   скороговорках   и   других  жанрах   устного   народного творчества. Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. IV. Изучение нового материала ­ Какие  еще  скороговорки   вы   знаете?   (Дети   называют   скороговорки,   а учитель записывает их на доске.) ­ Как их надо читать? {Медленно по слогам, медленно словами, а затем быстрее, еще быстрее, очень быстро, но правильно.) Дети читают скороговорки на доске. ­ Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Онипостроены   на   сочетании   похожих   слов  и   звуков,   которые   трудно произносить друг за другом, все время путаешься.) ­ Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.) ­ Какие считалки вы знаете? На доске (графопроекторе, фланелеграфе, компьютере ­в зависимости от технической оснащенности класса) стихотворение: Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из­под собаки Лают ворота. Дубина выбегает С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах На пожар спешат. Учитель дает детям посмеяться и насладиться  народным текстом. ­ Такие стихи называются небылицей. ­ Каким   словом   можно   заменить   слово   «небылица»:   фантазия,   сказка, выдумка? ­ Распутайте   путаницу.   Какое   настроение   теперь   у   стихотворения? (Никакое.) ­ Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.) ­ Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте прочитаем небылицу в учебнике. Чтение небылицы в учебнике на с. 23. V.Физкультминутка VI. Закрепление знаний ­ Сейчас   я   раздам   вам   карточки,   а   вы   будете   определять, к   каким   жанрам   устного   народного   творчества   относятся эти   произведения.   Посоветуйтесь   в   группах   и   прочитайте нам выразительно. Карточки   раздаются   по   одной   на   парту   или   на   4   человека.   После   2­3­ минутной подготовки дети читают свои карточки:1 . 2 . 3 . 4 . 5 . ­ 6 . 7 . 8 . От топота копыт  Пыль по полю летит. Рыбу ловил рыболов;  В реку уплыл весь  Ехали мы, ехали  В город за орехами, Маленькая болтунья  Молоко болтала,  болтала, Да не  Потягунюшки,  порастянюшки! Роток­ говорунюшки,  Руки­хватунюшки, Дождик, дождик  посильней, Чтобы  было веселей.  Мои гуси дома,  Рано утром,  вечерком, Поздно на  рассвете  Баба ехала пешком  В ситцевой карете.  А за нею во всю  Из.­за леса, из­за гор  Ехал дедушка Егор,  Он на пегой на  телеге, На скрипучей  лошади, Топорищем  подпоясан, Сапоги  1. Солнышко­ведрышко! Прогляни, посвети!  2. На веточку зеленую,  3. На яблоньку высокую, 10. По кочкам, по  На грушицу  кудрявую, Березку  кочкам, Да в ямку  бух! Раздавили сорок  4. Ходит сон по горе, 5.  Носит дрему в  рукаве,  Всем детишкам  В огороде заиньки.  Зайки травку едят,  7. Люлю, люлю, баиньки, 6. 8. Ване спать велят.  9. Люлю, люлю, бай­бай, Поскорее засыпай.  14. Конь ретивый,  долгогривый   ;  Скачет полем, скачет  нивой. Кто коня того  15. Катилось яблоко  мимо сада. Мимо  сада, мимо града.  VII. Итог урока ­ С какими жанрами устного народного  творчества мы се­ годня  познакомились? ­ Что больше всего  понравилось и  запомнилось? Домашнее задание Подготовить  выразительное чтение  потешек и прибауток  нас. 20—21.