Урок 3. Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы
Цели урока: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скоро¬говорками.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 3. Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы
Цели урока: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора;
научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые
жанры фольклора; развивать навыки коллективной работы, внимание,
память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скороговорками.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Ход урока
Дети читают наизусть народные песни или песни собственного сочинения.
III. Постановка цели урока
Прочитайте эти слова снизу вверх.
(«Добры бобры идут в
боры».)
ы
р
б
о
б
то
у
д
и
ы
р
б
в
ы
р
б
о
д
Как называется такое предложение?
Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК
УКНОШУКУК АКШУКУК
Догадались что это такое? Ну конечно же, это скороговорки. Сегодня мы
поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного
творчества.
Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением.
IV. Изучение нового материала
Какие еще скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а
учитель записывает их на доске.)
Как их надо читать? {Медленно по слогам, медленно словами, а затем
быстрее, еще быстрее, очень быстро, но правильно.)
Дети читают скороговорки на доске.
Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Онипостроены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно
произносить друг за другом, все время путаешься.)
Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.)
Какие считалки вы знаете?
На доске (графопроекторе, фланелеграфе, компьютере в зависимости от
технической оснащенности класса) стихотворение:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг изпод собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат. Учитель дает детям посмеяться и насладиться
народным текстом.
Такие стихи называются небылицей.
Каким словом можно заменить слово «небылица»: фантазия, сказка,
выдумка?
Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихотворения?
(Никакое.)
Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.)
Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте прочитаем небылицу в
учебнике.
Чтение небылицы в учебнике на с. 23.
V.Физкультминутка
VI.
Закрепление знаний
Сейчас я раздам вам карточки, а вы будете определять,
к каким жанрам устного народного творчества относятся
эти произведения.
Посоветуйтесь в группах и прочитайте
нам выразительно.
Карточки раздаются по одной на парту или на 4 человека. После 23
минутной подготовки дети читают свои карточки:1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Рыбу ловил рыболов;
В реку уплыл весь
Ехали мы, ехали
В город за орехами,
Маленькая болтунья
Молоко болтала,
болтала, Да не
Потягунюшки,
порастянюшки! Роток
говорунюшки,
Рукихватунюшки,
Дождик, дождик
посильней, Чтобы
было веселей.
Мои гуси дома,
Рано утром,
вечерком, Поздно на
рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю
Из.за леса, изза гор
Ехал дедушка Егор,
Он на пегой на
телеге, На скрипучей
лошади, Топорищем
подпоясан, Сапоги
1. Солнышковедрышко!
Прогляни, посвети!
2. На веточку зеленую,
3. На яблоньку высокую,
10. По кочкам, по
На грушицу
кудрявую, Березку
кочкам, Да в ямку
бух! Раздавили сорок
4. Ходит сон по горе,
5.
Носит дрему в
рукаве,
Всем детишкам
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
7. Люлю, люлю, баиньки,
6.
8. Ване спать велят.
9. Люлю, люлю, байбай,
Поскорее засыпай.
14. Конь ретивый,
долгогривый ;
Скачет полем, скачет
нивой. Кто коня того
15. Катилось яблоко
мимо сада. Мимо
сада, мимо града.
VII. Итог урока
С какими жанрами
устного народного
творчества мы се
годня
познакомились?
Что больше всего
понравилось и
запомнилось?
Домашнее задание
Подготовить
выразительное чтение
потешек и прибауток
нас. 20—21.