Данная разработка представляет развернутый конспект урока обществознания для учащихся 9-го класса, который содержит различные формы работы: проверка домашнего задания в форме решения 5-ти задач на определение форм государства, работа с понятием "политический режим", составление кластера "политический режим", заполнение таблицы "политические режимы", где заполнение таблицы по тоталитарному режиму осуществляется вместе с учителем учениками, а по авторитарному и демократическому - самостоятельно учащимися, задания, предназначенные для домашней работы, задание для подведения итога работы на уроке в форме задания из варианта ОГЭ.
Конспект урока Политические режимы.docx
Класс: 9 класс
Тема урока: Политические режимы
Ход урока:
1. Проверочная (самостоятельная) работа (учитель зачитывает вопросызадания, ученики
записывают в тетрадях ответы на эти вопросызадания) – время на выполнение – 5 минут:
Вопросызадания определите форму государства в следующих примерах:
1. Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по
наследству (абсолютная монархия)
2. На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют
территории, обладающие политической автономией (унитарное государство)
3. Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает
определенной степенью самостоятельности (федеративное государство)
4. В государстве Т власть принадлежит выборным органам (республика)
5. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на
парламентских выборах, и правительство несет ответственность перед парламентом.
Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления
государства К и её конкретный тип (парламентская республика)
2. Учитель просит учеников записать тему урока в тетрадях (записывается число на полях,
тема урока «Политические режимы»).
3. Объяснение учителем понятия «политический режим»:
Давайте подумаем, какова роль политики в жизни общества? Почему устройство
политической власти в разных странах отличается? Что такое демократия? Во всех ли
странах демократическое устройство? (ответы учеников). Итак, сегодня на уроке мы
поговорим о различных политических режимах.
Кто знает, что такое политический режим? (ответы учеников)
Учитель объединяет все ответы учеников и выводит определение «политического
режима», которое под диктовку ученики записывают в тетрадь: Политический режим –
совокупность средств и методов осуществления политической власти.
Учитель еще раз обращает внимание на понятие «политический режим»: «то есть это
способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество,
осуществляет свою власть, эти способы и средства могут быть очень разными».
Учитель на доске зарисовывает схему (ученики должны себе в тетрадь схему
переписать, запомнить), отражающую понятие «политический режим» и обращает
внимание учеников, что нет демократических и антидемократических политических
режимов, что бы они, где ни читали, ни слышали.
Политический режим
(способы + средства воздействия)
Государство общество (население, граждане)
НЕТ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ и АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
РЕЖИМОВ 4. Самостоятельная работа – заполнение сравнительной таблицы «Политические
режимы» (всего в таблице три режима: тоталитарный, авторитарный, демократический),
для заполнения используется параграф 3 из учебника, по «тоталитарному режиму»
информация заполняется с помощью учителя, остальные – самостоятельно, в конце урока
тетради сдаются на проверку:
№ Вопросы
Типы политических режимов
для
8. Основные методы
поддержания
порядка
Степень влияния
государства
на
экономику
9.
10
.
Примеры
сравнения
1. Происхождение
названия
2. Форма
3.
Социальная база
4. Партийная
система
5. Оппозиция
6. Правовой принцип
7. Права и свободы
граждан
Авторитарный
Демократический
Военный режим,
режим
гражданских
диктатур
нет
Тоталитарный
«тоталитаризм» от
лат. totalis – весь,
целый, полный
Итальянский
фашизм, немецкий
национал
социализм,
советский
социализм
Массовые
движения низших
слоев общества
Господство одной
партии
Отрицается,
деятельности
оппозиции, т.к. нет
самой оппозиции
Запрещено все,
что не разрешено
законом
Права и свободы
граждан
закреплены
законе,
соблюдаются
Карательная
система,
репрессии, террор
Государственное
планирование,
жесткая
производственная
дисциплина,
централизованная
экономика
Италия – 20е гг.
ХХ века
(Б.
Муссолини),
Германия – 30е
гг. ХХ века (А.
СССР
Гитлер),
(И.В.
Сталин),
Северная Корея
в
но не 5. Основные характеристики политического режима: на деле политический режим
характеризует:
5.1.
Условия работы государственных органов, общественнополитических организаций
и движений;
Специфику политических отношений;
Формы идеологии;
Тип политической культуры общества;
Отражает уровень политической свободы;
Способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
Как видим политический режим проявляется во всех компонентах политической власти.
Оценить характер политического режима в той или иной стране на определенном
историческом этапе можно, лишь собрав информацию о том, как возник данный политический
режим – выборы, переворот, вооруженное восстание, революция, а также интересы каких групп
населения выражает режим.
6. Домашнее задание: читать параграф 3, задания после параграфа 1,3,4 – устно (если не
успели на уроке доделать таблицу, тогда можно разрешить доделать дома и на следующем
уроке сдать на проверку).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.