Конспект урока "Политика и власть" (9 класс, обществознание)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
18.02.2017
Данная разработка представляет развернутый конспект урока по обществознанию для проведения в 9 классе с отражением всех этапов урока. Содержательная часть: работа с понятиями "политика", "власть", "политическая власть", разбор концепций происхождения власти, изучение компонентов власти (субъекты, источники, объекты), типов политической власти (традиционного, легального, харизматического), самостоятельное определение учащимися роли политической власти в современном мире.
Конспект урока Политика и власть.docx
Класс: 9 класс
Тема: Политика и власть
План:
1. Организационный момент (основные требования к изучению курса
обществознания в 9ом классе со стороны учителя).
2. Понятие «политика».
3. Понятие «политическая власть».
4. Значение политики в жизни общества.
5. Политическая жизнь и СМИ.
Ход урока:
1. Организационный момент:
учитель объясняет основные требования, предъявляемые с его
стороны к учащимся при изучении предмета «обществознание»,
учитель обращает внимание, что в 9ом классе изучаются разделы
«Политика» и «Право», хотя для тех, кто намерен сдавать
экзамен по курсу «обществознание» в 9ом классе необходимо
понимать, что в экзамен будут включены также вопросы из
разделов «Человек. Индивид. Личность», «Духовная сфера»,
«Социальная сфера», «Экономика», которые изучались ребятами
с 6го по 8ой класс, а значит необходимо повторение;
помещенным в учебнике на стр.
учитель обращает внимание ребят на необходимость работы со
216223,
документами,
словарем,
дополнительным материалом:
выдержками из официальной информации;
главные требования: учебник, тетрадь, ручка, «голова»,
интересные идеи и мысли, стремление получать знания, а не
отсиживаться на уроке, работа с дополнительной литературой,
исполнение творческих заданий, пятиминутки, понятийные
диктанты, устные ответы.
фактами,
2. Понятие «политика».
Ученики записывают тему урока в тетради.
Учитель объясняет, что данная тема дает первоначальное
представление о политической жизни общества.
Слово
«политический» или «политика» сегодня используется
повсеместно: политическая партия, политическая деятельность,
политическая практика, политическая статья, политическая
информация, политический менеджмент, политика фирмы,
политика страны и т.д.
Учитель объясняет: термин «политика» имеет древнегреческое
происхождение. Образован от слова «polis» «город, государство». Впервые введен в научный оборот Аристотелем (работа
«Политика»). Под политикой философ понимал деятельность
людей, направленную на достижение общего блага и счастья, то
есть политика – это то, что в государстве есть от природы, это то,
что не всегда объединяет людей, так как нередко политическая
деятельность направлена на установление господства одной
социальной группы над другими. Поэтому со временем в изучении
политики возникло конфликтное направление.
Зап. в тетрадь: (учитель делает запись на доске)
ПОЛИТИКА
(Аристотель)
ИСКУССТВО
УПРАВЛЕНИЯ
СФЕРА БОРЬБЫ
КЛАССОВ
УЧАСТИЕ В ДЕЛАХ
ГОСУДАРСТВА
Макиавелли, О.Бисмарк
К.Маркс, Ф. Энгельс
Вебер
Задание: стр. 219 – словарь – понятие «политика» прочитать,
обсудить, записать в тетрадь.
Учитель объясняет: в любом обществе возникает потребность в
регулировании отношений между нациями, социальными слоями,
классами, а значит и в деятельности самого государства. Таким
образом, государство представляет собой политический институт,
который выполняет ряд общественно значимых функций:
поддержание общественного порядка и стабильности в обществе;
использование имеющихся возможностей для экономического
развития;
защита и обеспечение безопасности страны.
Для выполнения этих функций, государство располагает:
1) Законодательными органами (парламент),
2) Исполнительными органами
министерство,
(правительство,
ведомства),
3) Судебными и правоохранительными органами
(прокуратура,
адвокатура, полиция, армия).
3. Понятие «политическая власть»
Обсуждение: Почему в истории человечества с древнейших
времен и до наших дней идёт борьба за власть? Чем власть
привлекательна? Учитель рассказывает и по ходу его рассказа ребята
заполняют в тетради схему. Существует несколько подходов к
решению вопроса о происхождении власти:
Зап. в тетрадь:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЛАСТИ
КЛАССОВАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ЭЛИТАРНАЯ
КОНЦЕПЦИ
СТРУКТУРНО
ОРГАНИЗАЦИОННА
ПОВЕДЕНЧЕСКА
Я КОНЦЕПЦИЯ
Власть –
организованно
е господство
одного класса
над другим
Я
Власть –
разделение
общества на
элиту и массу
(фр. лучшее,
отборное)
Я КОНЦЕПЦИЯ
Власть – это
подчинение низших
уровней высшим
Власть, стремление
к ней –
доминирующая
черта человеческой
психики и сознания
Таким образом, имеет место множество определений власти, описание
различных её проявлений. Однако устоявшихся, однозначных подходов к
изучению её сущности до сих пор нет.
Учитель задает вопрос классу: Что, по вашему мнению, такое
власть?
Предполагаемый ответ:
ВЛАСТЬ
Волевое
воздействие
на
поведение людей со
стороны субъекта
власти
Механизм
организации
регулирования
совместной
деятельности
и
Способность одной
стороны влиять на
поведение другой
стороны
вне
зависимости от того
готова ли она к
сотрудничеству
Задание: стр. 216 – словарь – понятие «власть» прочитать,
обсудить соответствует ли пониманию и высказываниям учащихся,
записать в тетрадь.
Далее учитель объясняет про компоненты власти:
? Ребята, как вы думаете, что появилось раньше: власть или
общество?
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое
не могло обойтись без нее, так как безвластие – это хаос, распад,
бесцельность существования.
Учитель объясняет, ребята записывают в тетради: КОМПОНЕНТЫ ВЛАСТИ:
СУБЪЕКТ
человек
народ
организация
мировое сообщество
ИСТОЧНИКИ
авторитет
сила
престиж
закон
богатство
харизма
тайна
интерес
ОБЪЕКТ
индивид
социальная группа
класс
Взаимоотношения = «господствоподчинение»
Далее учитель продолжает объяснение, а ребята записывают в
тетрадь схему «типы политической власти»:
1) Традиционный (опирается на традиции, ритуалы; это власть
обыденности, привычности и неизменности);
2) Легальный (основывается на правовых нормах и рациональных
понятиях);
3) Харизматический (опирается на особую притягательную силу
лидера).
Эти три идеальных типа господства практически нигде не
представлены в абсолютном виде. Любая политическая власть
включает элементы всех трех типов.
3. Значение политики в жизни общества.
Ученики определяют (устно): Политическая власть в современном
мире должна быть:
1) ограничена (т.е. разделена на суд., законодат., исп.),
2) регламентирована (определена рамками закона),
3) легитимна (имеет общественноморальное признание),
4) институциональна (имеет организованное выражение).
4. Д\З: параграф 1 (стр. 411), вопрос 5 (стр. 10) – У, доп. – задание №4
(стр. 10) – по желанию
5. Рефлексия: вопросы:
Что означает слово «политика»?
Что входит в сферу политики?
Какую роль политика играет в жизни общества?
Конспект урока "Политика и власть" (9 класс, обществознание)
Конспект урока "Политика и власть" (9 класс, обществознание)
Конспект урока "Политика и власть" (9 класс, обществознание)
Конспект урока "Политика и власть" (9 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.