Тема: «Приключения Барона Мюнхаузена» Э.Распе
Задачи:
1. Знакомство с рассказами Барона Мюнхаузена Э. Распе
2. Отработка беглого, осознанного выразительного чтения.
3. Развивать речь, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать интерес и любовь к чтению, к книгам.
Наглядный материал: выставка рисунков детей, портрет Э. Распе и его книга, портрет барона Мюнхаузена, фрагмент мультфильма « Приключения барона Мюнхаузена».
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Если у вас есть друг, то пожмите соседу руку.
Если вы любите шоколад, то оближите губы.
Если у вас есть собака ,то погладьте себя по голове.
Если вы любите школу, то похлопайте в ладоши.
1. Проверка д/з.
2. Какое произведение мы читали на прошлом уроке?
· Назовите героев произведения.
· Кто автор?
2. слово о выставке рисунков
3. пересказ текста
· Сообщение темы и цели урока
Хорошо пересказали, а сегодня на уроке мы продолжаем тему путешествие, и познакомимся ещё с одним путешественником и будем читать о его удивительных приключениях.
Назовите о ком пойдёт речь? (отрывок из мультфильма «Приключения Мюнхаузена»).
Вы правильно его назвали — это Барон Мюнхаузен.
1. Новая тема
*Как вы думаете, Барон Мюнхаузен вымышленный или реальный персонаж? А почему?
Рассказывает ученик
В основу фантастических «Приключений Барона Мюнхаузена» положены рассказы действительно жившего в Германии в 18 веке барона Карла Иеронима Фридриха де Мюнхаузена (портрет). Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с Турками. Вернувшись в своё поместье в Германии Мюнхаузен стал известен, как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Неизвестно, кто записал их, но рассказы были напечатаны в «Путеводителе» и долго печатались без подписи. Рудольф Эрих Распе обработал их и выпустил в свет книгу. В последствии к рассказам были присоединены и другие фантастические рассказы других писателей о приключениях барона Мюнхаузена, но автором книги принято считать Эриха Распе (книга).
— Так вымышленный или реальный Барон Мюнхаузен? (Да, человек такой был, и рассказы рассказывал, но герой этих рассказов вымышленный.)
1. Работа с текстом
Сейчас мы прочитаем один из его выдуманных рассказов
Как называется книга, рассказ из которой дан?
Как называется рассказ, который будем читать?» В желудке у рыбы»
Чтение абзацами по цепочке
· Вопросы на восприятие
· Какое настроение у вас возникло?
· Какой момент поразил больше всего?
б) Р Словарная работа.
· Все ли слова были поняты?
Пасть-зев
Морда-рыло
Гарпун-оружие для охоты
Брюхо-живот
Физминутка
в) Вопросы по содержанию
1. На каком море был Барон Мюнхаузен?
2. Что случилось с ним в море?
3. Где очутился Барон Мюнхаузен ?
4. Как чувствовал себя он в желудке у рыбы?
5. Что он предпринял ?
6. Выборочное чтение Как поступили моряки?
7. Чем рубили рыбу?
8. Почему их лица застыли от ужаса?
9. Как назвать одним словом всё необычное, что они увидели ?
г) Обобщающая беседа
Так этот рассказ, правда или ложь?
Причинила ли эта лож кому-то вед? (нет?) Почему?
(все знали, что он врёт, придумывает)
· Каким человеком можем назвать Барона Мюнхаузена? (фантазёр, выдумщик, лжец)
В толковом словаре русского языка мы читаем:
Фантазёр – человек, который любит фантазировать, мечтать, выдумывать.
Выдумщик – человек, изобретательный, ловкий на выдумки.
Лжец – человек, который клевещет, возводит напраслину на кого-либо.
· Так кем же был Барон Мюнхаузен? (фантазёр, выдумщик) лжец приносит вред, от неё нет пользы, а какая польза от этих рассказов? (посмеяться, повеселиться, отдохнуть)
· Что можно сказать о характере Барона Мюнхаузена?(добрый, весёлый)
Работа над пословицами.
Ребята, а какие пословицы подходят сегодня к нашей теме больше всего, как думаете!
1.Всякая прибаска хороша с присказкой
2.Ложь в правду рядилась, да о правду разбилась.
Рефлексия. Дерево настроения.
Домашнее задание: Прочитать следующий рассказ Мюнхаузена «Искры из глаз »
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.