Конспект урока "Природа и наша безопасность"
Оценка 4.6

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
22.02.2018
Конспект урока  "Природа и наша безопасность"
Видеосопровождение к уроку, включающее в себя психологический настрой на урок, видеописьмо, правила поведения во время грозы, физкультминутку.
Публикация является частью публикации:
разработка урока.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА» КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ТЕМА: «ПРИРОДА И НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» 3 КЛАСС ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОЗАКОВА Е.Е.                                                                       2018 Цель: познакомить учащихся с опасными ситуациями природного характера. Задачи: познакомить учащихся с понятием «опасные ситуации природного характера»; с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать во время грозы, при  общении с животными; с некоторыми опасными грибами и растениями, которые  могут нанести вред здоровью. Планируемые результаты  Предметные  Рассказывать об отрицательном влиянии природы на жизнь человека.  Знать правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.  Доказывать необходимость бережного отношения к природе. Метапредметные       Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;  Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст,   фотографии,   видеосюжет;   перерабатывать   полученную   информацию: сравнивать и группировать факты, определять причины событий, делать выводы на основе обобщения знаний.  Коммуникативные:   оформлять   свои   мысли   в   устной   речи   с   учетом   своих учебных   речевых   ситуаций;   высказывать   свою   точку   зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.  Личностные   людей правила безопасного поведения в природе.  :  самостоятельно определять и высказывать простые общие для всех Тип урока: урок решения учебных задач. Ресурсы урока: учебник, мини­учебник,  мультимедийное оборудование, презентация, демонстрационный материал, видеоролики,  карточки, карточки­памятки. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу. Конспект  урока: I. Я держу в ладонях солнце!  Я дарю его друзьям! Улыбнитесь! Это просто! Лучик солнца – это вам! ­   Ребята,   какое   у   вас   настроение?   (Отличное!   Мы   пожелали   друг   другу   удачи! Подарили улыбки! Получили заряд положительной энергии!) ­ Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.  II. Актуализация опорних знаний 1. Проверка домашнего задания. Графический диктант (+/­). ­ Я предлагаю сегодня на уроке заглянуть в храм природы, но сначала проверим ваши знания по теме прошлого урока и повторим, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека. Проведем графический диктант. Если вы согласны, ставьте «+», если не согласны «­» 1) По крышам гулять небезопасно 2) На подоконнике можно прыгать и играть 3) Балкон и лифт – самые опасные места в доме 4)Трансформаторная будка может быть смертельно опасной. 5) С ледяной горки можно кататься на ногах. 6) Пустырь, парк и лес опасны тем, что здесь вас может подстерегать преступник 7) Если застрял в лифте, нужно хорошенько попрыгать, чтобы кабина тронулась с  места. 8) Выходить на лед на реке, пруду или озере можно только в сопровождении  взрослых. 2. Взаимопроверка  (+ ­ + + ­ + ­ +)  (правильно ­2б,  1­2 ошибки – 1б;  больше ­0 б.) III. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации  ­ Природа манит человека своей красотой, но всегда ли взаимодействие с природой безопасно  для  нашей  жизни?  Дети  из  детского   сада  прислали  вам  видеописьмо. Посмотрим, что же у них случилось. 1. Просмотр видеосюжета 1 ученик: Я побывал на лугу возле речки. Как же там красиво и здорово! Но вдруг небо потемнело, налетел страшной силы ветер и началась гроза! Я так испугался! Я понимал, что надо спрятаться, укрыться от грозы.  2 ученик: Мы побывали за городом! Сколько пахучих  цветов, очень много грибов в лесу!  Нам захотелось  набрать грибов  и  ягод!    Старшая сестра  сказала,  что это опасно. А почему? 3 ученик: А я побывал в лесу. Вдруг почувствовал, что по мне ползает насекомое, очень похожее на клеща, а потом я заметил змею. Очень испугался, схватил толстую палку, а вдруг она нападет на меня? IV. Введение в тему урока  ­ Почему дети попали в затруднительное положение? (Они не знали, как правильно себя вести на природе) ­ О какой же безопасности идёт речь?  (Безопасность в природе) ­ Составьте предложение  со словами «наша природа безопасность и» и озвучьте  тему урока («Природа и наша безопасность»)            V. Целеполагание. ­ Какую цель поставим перед собой на уроке?( узнать, как уберечь себя от  опасностей, подстерегающих в природе)  ­ Соедините начало и конец фразы и сформулируйте задачи урока.  Научится… Учиться  распознавать  Избегать ­   Когда   мы   выполним   задачи,   которые   перед   собой   поставили,   сможем   оказать помощь нашим друзьям из детского сада. ­ Прочитайте девиз урока: «Наша безопасность – в наших руках!»  Но мы с вами начнем все по порядку.             VI. Совместное исследование проблемы. 1.             правильно вести себя во время грозы,  ядовитые растения и грибы  опасности при встречах с дикими животными     Безопасность во время грозы    1.1. Фронтальная беседа «Природное явление – гроза» ­ Природа бывает.. (живая и неживая) ­   Перечислите,   что   относится   к   живой   природе   (   растения,   животные,   грибы, папоротники, мхи, бактерии) ­ А природные явления к какой природе относятся? ( К неживой). ­ Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете,   что   это   за   явления?   (К   таким   явлениям   относятся   буря,   метель­можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.) ­Какое из перечисленных вами явлений настигло мальчика из видеописьма? (Гроза) ­Гроза красивое, но и очень опасное природное явление. ­ Вы когда­нибудь слышали фразу «как гром среди ясного неба»? ­ Что это за выражение? По русскому языку в начале года у нас была такая  тема(фразеологизм) ­Что такое фразеологизм? (это устойчивые обороты речи, которые имеют  самостоятельное значение) ­ В каком словаре мы можем найти это устойчивое словосочетание? (в словаре  фразеологизмов) ­ Вот этот словарь, а мини­словарем  вы пользуетесь давно и располагается он…. ( в  учебнике русского языка) ­Как расположены фразеологизмы в словаре? (по алфавиту) ­Для чего это нужно? (Чтобы было удобно искать) ­ Итак, что же обозначает выражение «как гром среди ясного неба»? Замените одним  словом (Внезапно)  ­ Посмотрите видеосюжет и скажите, почему так говорят.  1.2. Просмотр видеосюжета 1.3.  Фронтальный опрос по сюжету ­ Почему же так говорят «как гром среди ясного неба»? ( Один из признаков грозы – раскаты   грома   вдалеке,   когда   еще   ничто   не   предвещает   дождя.   То   есть,   гроза налетает внезапно.  ­ Если гроза вас застала в доме. Ваши действия? ( закрыть окна и двери, отключить от сети электроприборы, отключить в телевизоре наружную антенну)  ­ Если гроза вас застала у водоема? ( отойти от воды, найти углубление, присесть и накрыть голову руками) ­  Можно   ли   пользоваться   мобильным   телефоном   во   время   грозы?   (Нет,   его   надо отключить) ­ Если гроза застала вас в лесу? (нельзя прятаться под высокими деревьями, а только в кустарниках, нельзя находиться в палатках) ­Можно ли передвигаться на велосипеде в грозу? (Нет, нужно слезть с велосипеда, найти углубление и присесть) ­ Безопасно ли находиться в грозу в машине? (Да) 1.4. Математическая задача ­Кто запомнил, как рассчитать расстояние до разряда молнии?(Посчитать в секундах время   между   вспышкой   молнии   и   громом   и   разделить   на   три   –   получится приблизительное расстояние в километрах от нас, до разряда молнии. ­Решите   математическую   задачку.   Между   вспышкой   молнии   и   громом   прошло   20 секунд, на каком расстоянии от нас произошел разряд молнии? 1.5. Практическая работа. Групповая форма работы ­Составьте правила безопасности во время грозы. У вас есть две тучки, в одну  вклейте капли с теми действиями, которые можно совершать во время грозы, а во  вторую – с теми, которые нельзя. После сверим с образцом на доске. ( У доски работают два ученика)  1.5. Самопроверка по образцу. 1.6. Подведение мини­итога. ­ Итак, теперь мы знаем правила безопасности во время грозы. Как должен был  поступить мальчик, которого застала гроза? (Ответы детей) 2.  Безопасность в живой природе . Грибы. Растения. 3.1. Фронтальная беседа ­ Прошла  гроза. Засветило  солнышко. Какая  красота! Здесь много  цветов  и разных  растений. Помните, что хотели сделать девочки? (набрать грибов и ягод) ­ Но безопасно ли так поступать? 3.2. Упражнение «Займи позицию» ­ Прочитайте, подумайте, какое утверждение верно и поднимите вверх кружок такого  цвета, на котором  записано правильное утверждение.   1) Если увидел в лесу растение с аппетитным на первый взгляд плодом ,  попробуй его. От одной ягоды ничего не будет. 2)  Если сомневаешься, съедобны ли ягоды, которые ты нашел, попробуй на вкус  одну. 3)  Никогда не бери в рот плоды или другие части растений, если хоть немного  сомневаешься в том, съедобны ли они. Кто выбрал карточку под номером 1? Под номером 2? Под номером 3? – Правильно, почему вы выбрали это утверждение? (в  природе кроме полезных  растений  существуют и опасные, которые нельзя есть, а к некоторым  даже   и   прикасаться.) ­С самыми распространенными в нашей местности опасными растениями нас  познакомит группа натуралистов. 3.3. Сообщение 1­ой группы натуралистов 1) Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Это ядовитое  растение. Люди давно заметили, если человек пожует  белены, он будет  метаться,  буйствовать, ему будет что­то мерещиться. Вероятно, из­за такого поведения  возникли выражения «взбелениться», «белены объелся».  Цветки белены напоминают  кувшинчики. В них находятся семена, вот они очень ядовиты. Если их разжевать, то  отравиться можно насмерть. 2)Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных  канавах. Это высокое, до 1 метра растение. У него крупные белые цветки, а плоды с  семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты. 3) Ландыш Среди ядовитых часто встречается  ландыш. Неужели этот красивый цветок ядовит? Ведь из цветов ландыша изготавливают сердечных лекарства, духи и мыло.   Сами цветки не ядовиты, но вместо цветков появляются плоды – красные ягоды –  шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо принять  рвотное и промыть желудок. 4) Вороний глаз  Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато­чёрного цвета, как глаз вороны.  5) Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.  (На доске составляется коллаж­ цветок) ­ Итак, можно ли собирать незнакомые растения и пробовать их на вкус? (Нет, можно  отравиться) ­ Молодцы! Теперь послушаем выступление 2­й группы «Ядовитые грибы». 3.4. Сообщение 1­ой группы натуралистов Мухомор   красный   –  крупный   гриб   с   красной   шляпкой,   с   белыми   пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь. Мухомор   пантерный  бывает   серого   и   коричневого   цвета.   Белые   крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены ровными кругами. Ложноопёнок  серно­желтый  –  двойник  опят.   Опасный   гриб,   отличается   от   опят желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло­желтой, неприятно пахнет.  Ложноопёнок  кирпично­красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично­красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом. Ложнодождевик   –  снаружи   коричневый,   а   внутри   не   снежно­белый,   а   черно­ фиолетовый. Он ядовит.  Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по­разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо­зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.  ­Итак,   вы   только   что   узнали   отличительные   признаки   самых   распространенных ядовитых грибов. 3.5. Практическая работа 2 ( в парах) ­ Расположите рисунки ядовитых растений в соответствующие окошки.  Самопроверка по образцу)(слайд  ) 3.6. Практическая работа 3 (в парах) ­ Соедините линиями названия грибов с их рисунками. Самопроверка по учебнику на с. 27. 3.7. Подведение мини­итога ­Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности.    Как   должны   были   поступить   дети,   чтобы   избежать   отравления ядовитыми грибами и ягодами?(Нельзя брать в рот незнакомые растения, нельзя собирать незнакомые грибы.) 3.   Физкультминутка 4.     Безопасность в живой природе . Дикие животные 4.1 Работа по мини­учебнику ­ Ребята, не только ядовитые грибы и растения представляют угрозу для здоровья  человека.  Всего 200 лет назад целые города вымирали от эпидемий чумы и тифа,  которые распространяли крошечные насекомые: блоха и вошь.  В настоящее время  уже никто не боится этих болезней, но заболевания, которые вызывают насекомые,  еще остались. Это малярия – передается при укусе зараженного комара, клещевой  энцефалит – передается при укусе лесного клеща. В нашей местности настоящую  угрозу несут, конечно же, лесные клещи. Как уберечь себя от укуса этого паразита, вы прочитаете самостоятельно. (Дети читают статью) ­ К какому семейству относятся клещи?  ­Можно ли  самостоятельно извлекать клеща? (Нет, нужно обратиться в больницу) ­ Какое заболевание может вызвать укус клеща? (Энцефалит) ­ Какое еще правило безопасности нарушил мальчик? (Он замахнулся палкой на змею) ­ Как называется ядовитая змея в нашем регионе? (гадюка обыкновенная) ­ С какой змеей ее путают? ( с ужом обыкновенным) 4.2. Сравнительная таблица. Коллективная форма работы ­Какие сходства вы заметили? (Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам  водоемов.) ­Какие выявили различия? (Гадюка – ядовита, а уж – совершенно безобидный. У гадюки на спине зигзагом проходит темная полоса. У ужа по бокам головы – два желтых  пятна.) ­ Мы разобрались, как отличить гадюку от ужа. Но вдруг все таки вы встретите  гадюку, как себя нужно вести, чтобы она не укусила? ( соблюдать осторожность) ­Может ли гадюка напасть первой? (Нет, змеи пугливы, нападают только в том случае, если чувствуют опасность) ­Если она все таки укусила, ваши действия? (Сразу же обратиться в больницу) 4.3. Подведение мини – итога ­ Какие ошибки допустил мальчик? (Объяснения детей) IV. Рефлексия 1. Тестирование. ­Мы справились с задачами, которые ставили в начале урока? (Да, и помогли детям  разобраться в сложных ситуациях) ­ Но насколько хорошо вы сами запомнили правила безопасности? Выполните тесты. 2. Взаимопроверка по образцу. V. Итог урока ­ Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему? ­Что было особенно трудным? 1. «Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) «Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях) Прием «Продолжите предложение» «Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами) – Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?(Да) 2 Оценивание.  Посчитайте количество «+» и выведите оценку, согласно таблице оценивания: VI. Домашнее задание  (по выбору) 1. Подготовь коллаж «Правила безопасности в природе» 2.  Составь тесты на тему «Природа и наша безопасность» 3. Пользуясь дополнительными источниками, подготовь сообщение о насекомых,  укусы которых наносят вред человеку.(На более высокую оценку)

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"

Конспект урока "Природа и наша безопасность"

Конспект урока  "Природа и наша безопасность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018