Конспект урока "Природа в "Калевале"(7 класс, литература)
Оценка 4.8

Конспект урока "Природа в "Калевале"(7 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
10.01.2017
Конспект урока "Природа в "Калевале"(7 класс, литература)
Конспект урока в ряду уроков изучения карело - финского эпоса "Калевала". Урок позволяет продолжить знакомство учащихся с эпосом, с представлением предков о мире,о природе; исследовать, какой предстаёт природа в рунах «Калевалы»;определить особенности в изображении картин природы севера и юга Карелии;доказать, что природа и человек в произведении - единое целое;отметить, при помощи каких средств художественной выразительности донесли до нас волшебную красоту родной природы в изображении природы;работать над навыком выразительного чтения; воспитать любовь к родной природе
Конспект урока Стафеевой Н. И. Природа в Калевале.docx

Конспект урока в 6 классе.

Автор: учитель высшей категории Стафеевой Н. И.

Тема: «Природа в  эпосе «Калевала».

Цель: продолжить знакомство учащихся с эпосом,представлением предков о мире,о природе;

исследовать, какой предстаёт природа в рунах «Калевалы»;

определить особенности в изображении  картин природы севера и юга Карелии;

доказать, что природа и человек в произведении - единое целое;

отметить, при помощи каких средств художественной выразительности донесли до нас волшебную красоту родной природы в изображении природы;

работа над навыком выразительного чтения;

воспитание любви к родной природе, гордости за предков

Наглядность: презентация ПК

Ход урока.

Слад 1.

1.     Вступительное слово учителя. (Напомнить ученикам, о чём говорилось на предыдущем уроке: о героях рун, об  отражении национальных традиций, о собирателе рун Э. Лённроте

 Слайд 2 

           -Огромное значение в эпосе «Калевала» имеет природа. Вот как описывается в первой руне сотворение мира:

 Слайд 3.

                                                     Из яйца, из верхней части,

                                                     Встал высокий свод небесный,

                                                     Из желтка, из  верхней части,

                                                     Солнце светлое явилось;

                                                     Из белка, из верхней части,

                                                     Ясный месяц появился,

                                                     Из яйца, из пестрой части,

                                                    Звезды сделались на небе;

                                                    Из яйца, из темной части,

                                                   Тучи в воздухе явились                    

Слайд 4

-На протяжении всего произведения мы видим описание природы Карелии.

Деревья и кустарники, болотца и холмы, ягоды на опушках, лесные узкие тропинки, озера  и водопады, могучие скалы и реки – такой разнообразный мир разворачивается перед нами. Это  нарядный мир, где поют птицы, бегают звери.

                                                   Густо рощи разрослися,

                                                   Поднялись леса на воле,

                                                   Распустились листья, травы,

                                                   По ветвям порхали птицы,

                                                   Там дрозды запели песни

                                                   И кукушка куковала.

                                                   Вышли ягоды из почвы

                                                   И цветочки золотые.

                                                   Разрослись густые травы,

                                                   И цветочки запестрели. ( руна

Слайд 5.

-Показана природа Севера, и она разнообразна.

 

-Как в рунах подчёркивается разница между природой мрачной Похъёлы и светлой Калевалы?

(Например, Похъела описывается так , что мы будто на себе ощущаем её ледяное дыхание).

 

Снегу в Похъеле не мало,

Льду в деревне той обилье.

Снега реки, льда озера,

Там застыл морозный воздух,

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных ходят,

По горам из снега бродят,

               Ледяных там много уток.  (руна 48)

-А природа Калевалы уже другая. Шумные реки, водопад, озера, полные окуней, лещей, сигов и щук, веселые острова на озерах, на них –  зелёные рощи. Но самое главное–лес, с его непроходимыми топями, со светящимися в старых пнях, с разнообразными зверями и птицами.

 

-Почему лес занимал так много места в северном эпосе?

(Именно на Севере еще сохранились обширные леса, здесь человек больше занимался  охотой, вся жизнь его была связана с лесом)

   Слайд 6.

-Прочтём в руне 46  описание сосны и ели.

 

    Там росла сосна в лесочке,

Елка там была на горке,

         Серебро -  в ветвях сосновых,

 Золото -  в ветвях у елки.

 

Лесной мир показан дружественным человеку.

  Слайд  7.

 

-Какие же существа, равные себе, находит человек в природе?

(Укко-хозяин, старик, у него серебряный лук, управляет ветром и грозой.

Ахто-король-воин.  Вемеамо - хозяйка воды. Миэликки - хозяйка леса. Танио - хозяйка леса.

 

-Как, в отличие от снежных медведей Похъелы, называют медведя, любимого, уважаемого зверя в лесах Калевалы?

(«Охто, яблочко лесное, Красота с медовой лапкой!» (руна 46)

 

-Хозяйка леса отправляет его на лесную сладкую жизнь.

«Чтоб бежал он на болота,

Чтоб по рощам пробирался,

Чтоб бродил опушкой леса…

…………………………………………….

Под навесом из черемух

  Возле крепости иглистой,

  У корней прекрасной ели,

                        В можжевельника объятьях…» (руна 46)

 

- Какие в этих описаниях встречаются метафоры, сравнения?

 

                                  Вот еще одно описание:

 

                                                      «Свежий снег поутру выпал,

                                                      Нежный снег устлал дорогу,

                                                      Белый снег, как зимний зайчик,

                                                      Как осенняя овечка…»(руна 46)

 

- Какие в этом отрывке есть эпитеты, сравнения? ( снег свежий, белый, нежный; сеег,как зимний зайчик)

-Важность леса для жителей Калевалы чувствуется  во всем.

Как будто слышится ароматный запах деревьев в 44 руне, где рассказывается, как Вяйнямёйнен, потерявший кантеле, которое он сделал из щучьих костей, решил изготовить новый инструмент, уже из дерева, и поэтому ведет беседу с березкой.

   -Приведите приеры, доказывающие, что природа в эпосе наделена человеческими качествами. (Птицы и рыбы дают людям добрые советы, заяц сообщает печальные вести, солнце, месяц и звезды беседуют, береза жалуется на горькую судьбу:

.

«Слышит : плачет там береза,

Суковатая горюет..»              (Руна 44)

 

Береза жалуется на людей, которые сдирают с неё кору, обрубают ветки.

Дети « пьют из сердца сладкий сок…», злой пастух снимает «белый пояс» (бересту) и плетёт кузовки, рубят березы на поленья).

 

-Значит, и наши предки задумывались над отношением к природе.

 

-Прочтите  как по-разному описывается береза летом и зимой.

 

Слайд 8.

 

В лютую стужу меняется облик нежной, белоствольной,с кружевной светлой зеленью березки:

        Тут и боль приносит ветер,

Иней-горькие заботы,

         Вихрь уносит зелень шубы,

 Иней всю мою одежду,

 И тогда-то я, бедняжка,

Я, несчастная береза,

     Остаюсь совсем раздетой,

И стою я обнаженной,

       И дрожу я в лютой стуже,

  На морозе горько плачу.

(Руна 44)

Слайд 9.

-А как описана уплывающая рыбка в 5-ой руне?

( Погибшая девушка Айно превратилась в рыбку, уплывающую отсвоего преследователя Вяйнямёйнена:

Подняла из волн головку,

Правым боком показалась

На волне морской, на пятой,

При шестом станке у сети.

Правой ручкой потянулась

И сверкнула левой ножкой

На седьмой полоске моря,

На валу зыбей девятом. (Руна 5)

-Писательница Мариэтта Шагинян отмечала, что в этом эпизоде как бы чувствуется волнообразный перенос с одной волны на другую, как будто плывет рыбка по-человечески.

-Природа в «Калевале» -это и место труда человека. Шкуры зверей идут на одежду, жилы на верёвки. Само дерево как источник огня и даже музыкальный инструмент-кантеле  сделан из дерева (березы). Деревья идут на постройку лодки.

-Найдите и зачитайте, как в описании лодки (руна 39) проявилось чувство единства природы человека.

Слайд10.                                               

                                                                Побежал челнок дощатый…

Стонут весла из рябины.

Ручки их, как куропатки,

Их лопатки, как лебедки,

         Носом челн звучит, как лебедь,

      И кормой кричит, как ворон,

И уключины гогочут.

 Слайд 11.

   -Меньше рассказов о воде и воздухе, но и они разнообразны. Это описание пучины моря, речных перекатов, водопадов:

«Раскачали лодку ветры,

Погнало теченье моря

По хребту воды прозрачной,

            По открытому теченью…»   Руна 29.

                        Слайд 12.                  

                                                                «Вьется ветер, поддувает,

Волны лодку погоняют

По спине по синей моря,

          По открытому теченью (руна 29)

         Направляет (челн) чрез потоки,

Через пенистые волны,

По теченью с бурной пеной

К пристани той Сариолы,

К тем знакомым перекатам…» (руна 42)

-Обращаю ваше внимание: явления природы тоже описываются как живые существа, но чётко передается картина, соответствующая реальной жизни и вместе с тем художественная.

-Например, ужасный мороз «сын дрянного поколения, юный с нравами дурными», плохо воспитанный от отца - злодея матери бесстыдной. В этом образе выражено отношение человека к морозу, стуже,  доставлявшей много хлопот и даже бед.

Слайд 13.

                                              Стал мороз морозить море,
                                              Стал он сковывать теченье;
                                              А пока он шел до цели,
                                              По земле пока влачился,
                                              Покусал листы деревьев,
                                              У травы забрал все семя.
                                              А когда ступил на берег,
                                              Берег Похъёлы широкий,

                                            На морское побережье,
                                            То сначала заморозил
                                            Ночью бухты и озера,
                                            Сделал твердым берег моря –

                                           Моря самого не тронул,

                                           Не сковал еще теченье…

                                           Мерзнут травы и деревья,

                                          Выровнял мороз поляны,
                                          Покусал листы деревьев,
                                          Снял у вереска цветочки,
                                          Покусал кору у сосен,
                                          Пощипал у елок корку.  (руна 30)

-Очень верные , меткие наблюдения над природой нашли отражение в рунах.

-Прочтите  описание  бури,  посланной Укко ( руна 42).

Шум послышался ужасный

На волнах, у красной лодки;

Пена так и брызжет кверху,

Вяйнямёйнину на лодку.

-Первобытные люди чувствовали своё бессилие пред силами природы и поэтому воображали их какими-то призрачными существами, духами, на которых они пытались влиять, которых пытались уговорить, ублажить и т.д.

-Найдите в тексте подтверждение этой мысли.

Природа и человек составляют в рунах единое целое. Человек живет в зависимости от сил природы и выражает это в своей поэзии. Он понимает, что,пользуясь дарами природы, люди не должны  забывать, что та же береза – живое существо, младшая сестра, её надо  любить, а,значит, сделаем мы вывод: березу надо беречь.

-Много лет прошло с рождения рун, воспевающих природу Карелии, а она узнаётся нами   и сейчас. Мы видим те же гранитные утесы, слышим ледяное дыхание северного ветра, встречаем те же иглистые крепости ельника, объятья можжевельника. Но все это требует уже и нашего труда. Чтобы нашими усилиями, как у Вяйнямёйнена:

       Слайд 14.                                     

                                                            «Потянулись вверх побеги:

Ели с пёстрою верхушкой,

Сосны с частыми ветвями,

Поднялись по рвам березы,

Ольхи в почве разрыхленной

И черёмуха во влаге;

Также вырос можжевельник,

Ягоды его красивы,

Плод черёмухи прекрасен…»(Руна 2).

-Будем же и мы «засевать прилежно» нашу землю, чтобы тоже испытывать радость при виде «весёлого роста побегов»

Слайд 15.

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока в 6 классе. Автор: учитель высшей категории

Конспект урока в 6 классе. Автор: учитель высшей категории

Вышли ягоды из почвы

Вышли ягоды из почвы

Как, в отличие от снежных медведей

Как, в отличие от снежных медведей

Слайд 8. В лютую стужу меняется облик нежной, белоствольной,с кружевной светлой зеленью березки:

Слайд 8. В лютую стужу меняется облик нежной, белоствольной,с кружевной светлой зеленью березки:

Найдите и зачитайте, как в описании лодки (руна 39) проявилось чувство единства природы человека

Найдите и зачитайте, как в описании лодки (руна 39) проявилось чувство единства природы человека

К пристани той Сариолы, К тем знакомым перекатам…» (руна 42) -Обращаю ваше внимание: явления природы тоже описываются как живые существа, но чётко передается картина, соответствующая…

К пристани той Сариолы, К тем знакомым перекатам…» (руна 42) -Обращаю ваше внимание: явления природы тоже описываются как живые существа, но чётко передается картина, соответствующая…

На волнах, у красной лодки;

На волнах, у красной лодки;

Слайд 15.

Слайд 15.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017