Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"
Оценка 4.9

Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 64 (125). Проза Татьяны Толстой (1951).rtf
Урок 64 (125). Проза Татьяны Толстой (1951) Цель   урока:  дать   краткий   анализ   творчества   Т.   Толстой   как   яркого   явления постмодернизма. Методические приемы: лекция учителя; аналитическая беседа.  Задание классу: законспектировать лекцию учителя. Ход урока I. Слово учителя Татьяна   Никитична   Толстая   —   прозаик,   эссеист.   Родилась   в   Ленинграде. Окончила классическое отделение филологического факультета ЛГУ. Читает лекции по русской литературе в университетах США. Пишет с 1983 года. Автор книг рассказов и эссе:   «На   золотом   крыльце   сидели»,   «Любишь   —   не   любишь»,   «Река   Оккервиль», «Сестры»,   «День»,   «Ночь»,   «Двое»   и   романа   «Кысь».   Многочисленные   статьи,   эссе   и рецензии публиковались в периодических изданиях, как в России, так и за рубежом. Книги Татьяны Толстой переведены на все европейские языки. Лауреат конкурса «Лучшая книга года» (Книжный «Оскар») в номинации «Лучшее прозаическое произведение» — за роман «Кысь». Этот же роман вошел в short-list премии Букер­2001. Первый сборник рассказов Татьяны Толстой, опубликованный в 1987 году, сразу привлек внимание читателей и критики. Она была признана одним из самых ярких авторов нового литературного поколения. Ее   рассказы   демонстративно   сказочны,   особенно   это   относится   к   рассказам   о детстве («На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей»). Дети — герои Толстой — не чувствуют никакой дистанции между сказкой и реальностью. Эту особенность детского восприятия Т. Толстая удивительным образом передает в своих рассказах. Но и взрослые­ герои зачастую существуют в выдуманном, сказочном мире. Сказочность, праздничность, яркость проявляется прежде всего в необычных, неожиданных сравнениях и метафорах. Задание. Приведите примеры таких метафор и сравнений. В чем их необычность? II. Чтение отрывков из рассказов и их анализ. Из рассказа «Свидание с птицей»: «Низко над садом, колыхнув вершины темных древесных холмов, проносится судорожный, печальный вздох: это умер день»; «колесики лимона — будто разломали маленький желтый велосипед»; о каше — «тающий остров масла плавает в липком Саргассовом море. Уходи под воду, масляная Атлантида. Никто не спасется.   Белые   дворцы   с   изумрудными   чешуйчатыми   крышами,   ступенчатые   храмы   с высокими дверными проемами, прикрытыми струящимися занавесами из павлиньих перьев, золотые   огромные   статуи,   мраморные   лестницы...».   Далее   сказочный   мир,   в   который погружается Петя (началось все просто с каши!), все углубляется, расширяется, обрастает волшебным и реальными подробностями до тех пор, пока не вмешиваются взрослые. Из рассказа «Факир»: «Темный чай курился в чашках, вился сладкий сигаретный дымок,   пахло   розами,   а   за   окном   тихо   визжало   под   колесами   Садовое   кольцо,   налил веселый народ, город сиял вязанками золотых фонарей, радужным и морозными кольцами, разноцветным   скрипучим   снегом,   а   столичное   небо   сеяло   новый   прелестный   снежок, свежий, только что изготовленный». Толстая   одухотворяет   не   только   мир   вещей,   но   и   абстрактный   мир,   чудесным образом преображает реальность, творит новую, сказочно прекрасную, в которую хочется погрузиться,  да там и  остаться. Метафоры  и сравнения  не кажутся надуманными,  они выглядят   свежими   и   естественными:   «Мир,   оказывается,   весь   пропитан   таинственным, грустным, волшебным, шумящим в ветвях, колеблющимся в темной воде». — Как принцип сказочности реализуется в рассказе «Факир»? Какие значения вы видите в фамилии Филин? (Филин   сказочно   свободен   —   он   оборотень.   Слово   «Филин»   можно   понять двояко: и как фамилию; и как название птицы. В конце рассказа Галя, расставаясь с «розовым дворцом» факира, со своей мечтой, думает: «Лети на все четыре стороны, Филин!») — Какие произведения «новой литературы» вы знаете, где главным персонажем является писатель, автор? — Проявлена ли авторская позиция в рассказе Т. Толстой? Какова она? Проанализируйте те фрагменты произведения, где звучит прямой авторский голос. III. Заключительно слово учителя Сознание автора оказывается родственным сознанию героев. Мир в прозе Толстой предстает как бесконечное множество сказок о мире, фантастических и поэтичных. Сказка всегда   имеет   установку   на   вымысел.   Сказки   Толстой   тоже.   Критик   Александр   Генис приходит   к   выводу:   «В   выигрыше   у   Толстой   остаются   только   безумцы,   умеющие обменивать   вымышленную   жизнь   на   настоящую».   Вымысел   предполагает   свободу фантазии,   свободу   мысли,   раскрепощенность   духа,   что   и   делает   прозу   Толстой притягательной и одушевленной. Домашнее задание 1. Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору). 2. Перечитать повесть В. Пелевина «Омон Ра».

Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"

Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"

Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"

Конспект урока "Проза Татьяны Толстой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018