конспект урока "Проза Татьяны Толстой"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Урок 64 (125). Проза Татьяны Толстой (1951).rtf
Урок 64 (125). Проза Татьяны Толстой (1951) Цель   урока:  дать   краткий   анализ   творчества   Т.   Толстой   как   яркого   явления постмодернизма. Методические приемы: лекция учителя; аналитическая беседа.  Задание классу: законспектировать лекцию учителя. Ход урока I. Слово учителя Татьяна   Никитична   Толстая   —   прозаик,   эссеист.   Родилась   в   Ленинграде. Окончила классическое отделение филологического факультета ЛГУ. Читает лекции по русской литературе в университетах США. Пишет с 1983 года. Автор книг рассказов и эссе:   «На   золотом   крыльце   сидели»,   «Любишь   —   не   любишь»,   «Река   Оккервиль», «Сестры»,   «День»,   «Ночь»,   «Двое»   и   романа   «Кысь».   Многочисленные   статьи,   эссе   и рецензии публиковались в периодических изданиях, как в России, так и за рубежом. Книги Татьяны Толстой переведены на все европейские языки. Лауреат конкурса «Лучшая книга года» (Книжный «Оскар») в номинации «Лучшее прозаическое произведение» — за роман «Кысь». Этот же роман вошел в short-list премии Букер­2001. Первый сборник рассказов Татьяны Толстой, опубликованный в 1987 году, сразу привлек внимание читателей и критики. Она была признана одним из самых ярких авторов нового литературного поколения. Ее   рассказы   демонстративно   сказочны,   особенно   это   относится   к   рассказам   о детстве («На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей»). Дети — герои Толстой — не чувствуют никакой дистанции между сказкой и реальностью. Эту особенность детского восприятия Т. Толстая удивительным образом передает в своих рассказах. Но и взрослые­ герои зачастую существуют в выдуманном, сказочном мире. Сказочность, праздничность, яркость проявляется прежде всего в необычных, неожиданных сравнениях и метафорах. Задание. Приведите примеры таких метафор и сравнений. В чем их необычность? II. Чтение отрывков из рассказов и их анализ. Из рассказа «Свидание с птицей»: «Низко над садом, колыхнув вершины темных древесных холмов, проносится судорожный, печальный вздох: это умер день»; «колесики лимона — будто разломали маленький желтый велосипед»; о каше — «тающий остров масла плавает в липком Саргассовом море. Уходи под воду, масляная Атлантида. Никто не спасется.   Белые   дворцы   с   изумрудными   чешуйчатыми   крышами,   ступенчатые   храмы   с высокими дверными проемами, прикрытыми струящимися занавесами из павлиньих перьев, золотые   огромные   статуи,   мраморные   лестницы...».   Далее   сказочный   мир,   в   который погружается Петя (началось все просто с каши!), все углубляется, расширяется, обрастает волшебным и реальными подробностями до тех пор, пока не вмешиваются взрослые. Из рассказа «Факир»: «Темный чай курился в чашках, вился сладкий сигаретный дымок,   пахло   розами,   а   за   окном   тихо   визжало   под   колесами   Садовое   кольцо,   налил веселый народ, город сиял вязанками золотых фонарей, радужным и морозными кольцами,разноцветным   скрипучим   снегом,   а   столичное   небо   сеяло   новый   прелестный   снежок, свежий, только что изготовленный». Толстая   одухотворяет   не   только   мир   вещей,   но   и   абстрактный   мир,   чудесным образом преображает реальность, творит новую, сказочно прекрасную, в которую хочется погрузиться,  да там и  остаться. Метафоры  и сравнения  не кажутся надуманными,  они выглядят   свежими   и   естественными:   «Мир,   оказывается,   весь   пропитан   таинственным, грустным, волшебным, шумящим в ветвях, колеблющимся в темной воде». — Как принцип сказочности реализуется в рассказе «Факир»? Какие значения вы видите в фамилии Филин? (Филин   сказочно   свободен   —   он   оборотень.   Слово   «Филин»   можно   понять двояко: и как фамилию; и как название птицы. В конце рассказа Галя, расставаясь с «розовым дворцом» факира, со своей мечтой, думает: «Лети на все четыре стороны, Филин!») — Какие произведения «новой литературы» вы знаете, где главным персонажем является писатель, автор? — Проявлена ли авторская позиция в рассказе Т. Толстой? Какова она? Проанализируйте те фрагменты произведения, где звучит прямой авторский голос. III. Заключительно слово учителя Сознание автора оказывается родственным сознанию героев. Мир в прозе Толстой предстает как бесконечное множество сказок о мире, фантастических и поэтичных. Сказка всегда   имеет   установку   на   вымысел.   Сказки   Толстой   тоже.   Критик   Александр   Генис приходит   к   выводу:   «В   выигрыше   у   Толстой   остаются   только   безумцы,   умеющие обменивать   вымышленную   жизнь   на   настоящую».   Вымысел   предполагает   свободу фантазии,   свободу   мысли,   раскрепощенность   духа,   что   и   делает   прозу   Толстой притягательной и одушевленной. Домашнее задание 1. Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору). 2. Перечитать повесть В. Пелевина «Омон Ра».

Посмотрите также