Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 64 (125). Проза Татьяны Толстой (1951)
Цель урока: дать краткий анализ творчества Т. Толстой как яркого явления
постмодернизма.
Методические приемы: лекция учителя; аналитическая беседа.
Задание классу: законспектировать лекцию учителя.
Ход урока
I. Слово учителя
Татьяна Никитична Толстая — прозаик, эссеист. Родилась в Ленинграде.
Окончила классическое отделение филологического факультета ЛГУ. Читает лекции по
русской литературе в университетах США. Пишет с 1983 года. Автор книг рассказов и
эссе: «На золотом крыльце сидели», «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль»,
«Сестры», «День», «Ночь», «Двое» и романа «Кысь». Многочисленные статьи, эссе и
рецензии публиковались в периодических изданиях, как в России, так и за рубежом. Книги
Татьяны Толстой переведены на все европейские языки. Лауреат конкурса «Лучшая книга
года» (Книжный «Оскар») в номинации «Лучшее прозаическое произведение» — за роман
«Кысь».
Этот же роман вошел в short-list премии Букер2001.
Первый сборник рассказов Татьяны Толстой, опубликованный в 1987 году, сразу
привлек внимание читателей и критики. Она была признана одним из самых ярких авторов
нового литературного поколения.
Ее рассказы демонстративно сказочны, особенно это относится к рассказам о
детстве («На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей»). Дети — герои Толстой —
не чувствуют никакой дистанции между сказкой и реальностью. Эту особенность детского
восприятия Т. Толстая удивительным образом передает в своих рассказах. Но и взрослые
герои зачастую существуют в выдуманном, сказочном мире. Сказочность, праздничность,
яркость проявляется прежде всего в необычных, неожиданных сравнениях и метафорах.
Задание. Приведите примеры таких метафор и сравнений. В чем их необычность?
II. Чтение отрывков из рассказов и их анализ.
Из рассказа «Свидание с птицей»: «Низко над садом, колыхнув вершины темных
древесных холмов, проносится судорожный, печальный вздох: это умер день»; «колесики
лимона — будто разломали маленький желтый велосипед»; о каше — «тающий остров
масла плавает в липком Саргассовом море. Уходи под воду, масляная Атлантида. Никто не
спасется. Белые дворцы с изумрудными чешуйчатыми крышами, ступенчатые храмы с
высокими дверными проемами, прикрытыми струящимися занавесами из павлиньих перьев,
золотые огромные статуи, мраморные лестницы...». Далее сказочный мир, в который
погружается Петя (началось все просто с каши!), все углубляется, расширяется, обрастает
волшебным и реальными подробностями до тех пор, пока не вмешиваются взрослые.
Из рассказа «Факир»: «Темный чай курился в чашках, вился сладкий сигаретный
дымок, пахло розами, а за окном тихо визжало под колесами Садовое кольцо, налил
веселый народ, город сиял вязанками золотых фонарей, радужным и морозными кольцами,разноцветным скрипучим снегом, а столичное небо сеяло новый прелестный снежок,
свежий, только что изготовленный».
Толстая одухотворяет не только мир вещей, но и абстрактный мир, чудесным
образом преображает реальность, творит новую, сказочно прекрасную, в которую хочется
погрузиться, да там и остаться. Метафоры и сравнения не кажутся надуманными, они
выглядят свежими и естественными: «Мир, оказывается, весь пропитан таинственным,
грустным, волшебным, шумящим в ветвях, колеблющимся в темной воде».
— Как принцип сказочности реализуется в рассказе «Факир»? Какие значения вы
видите в фамилии Филин?
(Филин сказочно свободен — он оборотень. Слово «Филин» можно понять
двояко: и как фамилию; и как название птицы. В конце рассказа Галя, расставаясь с
«розовым дворцом» факира, со своей мечтой, думает: «Лети на все четыре стороны,
Филин!»)
— Какие произведения «новой литературы» вы знаете, где главным персонажем
является писатель, автор?
— Проявлена ли авторская позиция в рассказе Т. Толстой? Какова она?
Проанализируйте те фрагменты произведения, где звучит прямой авторский голос.
III. Заключительно слово учителя
Сознание автора оказывается родственным сознанию героев. Мир в прозе Толстой
предстает как бесконечное множество сказок о мире, фантастических и поэтичных. Сказка
всегда имеет установку на вымысел. Сказки Толстой тоже. Критик Александр Генис
приходит к выводу: «В выигрыше у Толстой остаются только безумцы, умеющие
обменивать вымышленную жизнь на настоящую». Вымысел предполагает свободу
фантазии, свободу мысли, раскрепощенность духа, что и делает прозу Толстой
притягательной и одушевленной.
Домашнее задание
1. Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору).
2. Перечитать повесть В. Пелевина «Омон Ра».