Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Развитие реализма в прозе Пушкина 1830х гг. «Повести Белкина» как прозаический
цикл.
Во вступительном слове учителя следует сообщить, что осенью 1830 г.
психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было
связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых
человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе. В
это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта
лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные
Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских
сочинений поэта, какими явились «Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень
1830 г.
Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут
восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они написаны другим
лицом, провинциальным помещиком Белкиным. В классе особенно пристально надо
прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты
и Белкин якобы слышал «от разных особ». Это поможет учащимся в усвоении такого
литературоведческого понятия, как «точка зрения». Готовясь к уроку, школьники могут
выполнить такие индивидуальные исследовательские задания:
1. Докажите, что в цикле «Повести Белкина» отразился образ рассказчика,
провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои рассуждения
цитатами.
2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на «психологию»
вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в «Станционном смотрителе»,
подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в
«Метели» и «Барышнекрестьянке».
Обобщенный анализ повестей, частично изученных в основной школе, можно
провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими
заданиями. Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении
повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних
классах.
Группа 1. «Выстрел».
1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный
смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?
2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.
3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол
романтического героя?
Группа 2. «Метель».
1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?
2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.
3. Что изменилось в характерах главных героев «Метели» в результате их
жизненных испытаний?
Группа 3. «Гробовщик».
1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?
3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и
для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.
Группа 4. «Станционный смотритель».
1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом, что он не только
маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений. сыне?
2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном
3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального
неравенства?
Группа 5. «Барышнякрестьянка».
1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за
подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.
2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?
3. Что сближает повесть «Барышнякрестьянка» с такими произведениями, как
«Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина?
Задания для всех групп.
1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.
2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой
реалистического цикла.
Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в
выводах, которые сделают сами школьники.
Итог урока. Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора,
чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко
понимающего причинноследственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести
заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием
Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.
Сюжеты, где господствует случай, видятся Белкину романтическими,
исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей
необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу
жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический
и даже философский смыслы.
Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским,
обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были
лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и
психологических состояний героев обусловлены бедностью «таланта» не Пушкина, а
Белкина. Придумав Белкинаавтора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла,
помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, изучать глубинные сферы
жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.
В заключительной части урока следует обратить внимание на политические
взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество
развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией,
но остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех
слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других
стран и пишет ряд политических стихотворений: «Клеветникам России», «Перед
гробницею святой...», «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе.
В 1830е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама»,
«Капитанская дочка», «История Пугачева». По этим произведениям можно выслушать
сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для
исследовательской работы.
Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры,
обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и
общедоступность его языка и стилевой манеры.
Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"
Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.