Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"
Оценка 4.6

Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Развитие реализма в прозе Пушкина 1830­х гг. «Повести Белкина» как прозаический цикл. Во   вступительном   слове   учителя   следует   сообщить,   что   осенью   1830   г. психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе. В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, какими явились  «Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень 1830 г. Пушкин   предвидит,   что   повести   о   частной   провинциальной   жизни   будут восприняты критикой  в штыки, поэтому создает иллюзию,  будто они написаны  другим лицом,   провинциальным   помещиком   Белкиным.   В   классе   особенно   пристально   надо прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты и Белкин  якобы слышал  «от разных особ».  Это поможет  учащимся  в усвоении  такого литературоведческого понятия, как «точка зрения». Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания: 1.   Докажите,   что   в   цикле   «Повести   Белкина»   отразился   образ   рассказчика, провинциального   помещика   Ивана   Петровича   Белкина.   Подтвердите   свои   рассуждения цитатами. 2.   Найдите   в   тексте   повестей   цитаты,   которые   указывают   на   «психологию» вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в «Станционном смотрителе», подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в «Метели» и «Барышне­крестьянке». Обобщенный   анализ   повестей,   частично   изученных   в   основной   школе,   можно провести   в   группах,   которые   получат   карточки   с   вопросами   и   исследовательскими заданиями.   Эта   работа   поможет   школьникам   подняться   в   философском   осмыслении повестей   на   новый,   литературоведческий   уровень,   который   был   невозможен   в   средних классах. Группа 1. «Выстрел». 1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков? 2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии. 3.   Дайте   характеристику   Сильвио.   Как   автор   развенчивает   в   нем   ореол романтического героя? Группа 2. «Метель». 1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»? 2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией. 3.   Что   изменилось   в   характерах   главных   героев   «Метели»   в   результате   их жизненных испытаний? Группа 3. «Гробовщик». 1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет? 2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти? 3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни. Группа 4. «Станционный смотритель». 1.   В   чем   трагедия   Самсона   Вырина?   Докажите   текстом,   что   он   не   только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений. сыне? 2.   Как   в   повести   переосмысливается   известный   библейский   сюжет   о   блудном 3.   Как   Пушкин   осмысливает   закономерности   и   противоречия   социального неравенства? Группа 5. «Барышня­крестьянка». 1.   Докажите,   что   подлинные   лица   почти   всех   героев   повести   скрыты   за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами. 2. Что в повести является предметом пушкинской иронии? 3. Что сближает  повесть «Барышня­крестьянка» с такими произведениями, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина? Задания для всех групп. 1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма. 2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла. Целенаправленные   наблюдения   над   текстом   повестей   могут   быть   обобщены   в выводах, которые сделают сами школьники. Итог урока.  Пушкин  умышленно устраняет  себя из  повествования  как  автора, чтобы   показать   жизнь   с   точки   зрения   обыкновенного   человека,   не   всегда   четко понимающего причинно­следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны   тонкие   авторские   оценки,   обусловленные   высоким   критическим   сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев. Сюжеты,   где   господствует   случай,   видятся   Белкину   романтическими, исключительными.   Но   в   осмыслении   Пушкина   они   поворачиваются   к   читателю   своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы. Кажущаяся   бедность   содержания   повестей,   отмеченная   даже   Белинским, обусловлена   богатством  пушкинского   вымысла,   развитого   воображения,   которого   были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических   состояний   героев   обусловлены   бедностью   «таланта»   не   Пушкина,   а Белкина. Придумав Белкина­автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла, помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия. В   заключительной   части   урока   следует   обратить   внимание   на   политические взгляды   Пушкина   после   Болдинской   осени.   Он   убежден,   что   человеческое   общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией, но остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев   общества.   Он   осуждает   вмешательство   правительств   во   внутренние   дела   других стран   и   пишет   ряд   политических   стихотворений:   «Клеветникам   России»,   «Перед гробницею святой...», «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе. В 1830­е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская   дочка»,   «История   Пугачева».   По   этим   произведениям   можно   выслушать сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для исследовательской работы. Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.

Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"

Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"

Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"

Конспект урока "Реализм в творчестве А.С. Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018