конспект урока "Романтическая лирика Пушкина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
«И между тем грозы незримой сбиралась туча надо мной!..»1  Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Если жизнь тебя обманет...». Преодоление трагизма мировосприятия. На   уроке   учащиеся   познакомятся   с   новыми   фактами   жизни   Пушкина   периода южной   и   михайловской   ссылок   и   с   наиболее   значительными   стихотворениями   этого времени. Рассказ о событиях жизни поэта либо излагается в кратком сообщении учителя, либо может быть поручен подготовленным учащимся. В качестве индивидуального задания школьники   гуманитарных   классов   могут   проследить   особенности   романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм. Основная   часть   уроков   посвящена   анализу   стихотворений   Пушкина   южного   и михайловского периодов. Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило...» 1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Какие черты романтизма проявились в нем? (Это элегическое раздумье о жизни и   судьбе   человека,   оценка   своих   прежних   надежд   и   мечтаний.   Образ   лирического   «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле и т. д.) 3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы души?   (Реальные   события   становятся   основой   для   психологического   переживания, выраженного в форме элегического воспоминания.) 4.   Какой   смысл   приобретает   в   стихотворении   образ   океана?   (Грозная   стихия океана созвучна душе поэта.) 5.   В   каком   ключе   рисуется   в   стихотворении   природа?   (Природа   не   только необычна,   но   и   внутренне   противоречива.   Для   поэта   важно   не   правдивое   описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.) 6. На чем основана композиция стихотворения? (Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.) 7.   Какой   смысл   придают   стихотворению   эмоционально­оценочные   эпитеты   и глаголы в повелительном наклонении? 8.  Индивидуальное   задание.  Сопоставьте   стихотворение   Пушкина   «Погасло дневное   светило...»   со   стихотворением   Батюшкова   «Тень   друга».   Как   проявились   в пушкинском стихотворении принципы «школы гармонической точности»? Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья...» 1.   Какова   история   создания   стихотворения?   (Стихотворение   было   создано   в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».) Докажите, что это элегия. 2. Какова композиция стихотворения? (Элегия делится на две части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.) 3. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают? 4. Какая лексика помогает изображению душевного состояния лирического «я»? Что в ней характерно для романтического стиля? 1 Пушкин А. С. Руслан и Людмила // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 209.5.  Индивидуальное   задание.  Найдите   черты   сходства   в   переживаниях лирического   «я»   стихотворения   «Я   пережил   свои   желанья...»   и   главного   героя   поэмы «Кавказский пленник». Подтвердите свои мысли примерами. Вопросы и задания к стихотворению «Демон» 1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения. 2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом. 3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему? 4.   Можно   ли   считать   скептическое   отношение   Демона   к   миру   проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях? 5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения. 6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Демон» с XV строфой главы I романа «Евгений Онегин». Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...» 1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча. 2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога? 3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении «Пророк». 4.   Докажите,   что   в   стихотворении   отразилось   светлое   состояние   духа, свойственное Пушкину в Михайловском. 5.  Индивидуальное   задание.  Сопоставьте   стихотворение   Пушкина   «И   путник усталый на Бога роптал...» с балладой Лермонтова «Три пальмы». Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет...» 1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе? 2. В чем философский смысл стихотворения? 3. Как он связан с библейскими мотивами? 4.   Как   в   стихотворении   проявляются   присущие   лирике   Пушкина   гуманизм   и оптимизм? Итог уроков.  Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни. Двойственное романтическое мироощущение складывалось у   поэта   из   воспевания   ценностей   любви   и   свободы   и   одновременно   их   иронического отрицания.  Однако   поэт  смог   преодолеть   «безыдеальный»   взгляд   на  жизнь.   Поэтому  в романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, приоритета свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.

Посмотрите также