Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
«И между тем грозы незримой сбиралась туча надо мной!..»1
Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло
дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И
путник усталый на Бога роптал...»), «Если жизнь тебя обманет...». Преодоление трагизма
мировосприятия.
На уроке учащиеся познакомятся с новыми фактами жизни Пушкина периода
южной и михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого
времени. Рассказ о событиях жизни поэта либо излагается в кратком сообщении учителя,
либо может быть поручен подготовленным учащимся. В качестве индивидуального задания
школьники гуманитарных классов могут проследить особенности романтической
композиции и стилистики одной из «южных» поэм.
Основная часть уроков посвящена анализу стихотворений Пушкина южного и
михайловского периодов.
Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило...»
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку
зрения.
2. Какие черты романтизма проявились в нем? (Это элегическое раздумье о жизни
и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и мечтаний. Образ лирического «я»
близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между
прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле
и т. д.)
3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы
души? (Реальные события становятся основой для психологического переживания,
выраженного в форме элегического воспоминания.)
4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? (Грозная стихия
океана созвучна душе поэта.)
5. В каком ключе рисуется в стихотворении природа? (Природа не только
необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание
необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.)
6. На чем основана композиция стихотворения? (Инверсия, контраст, безграничная
перспектива, аллегория.)
7. Какой смысл придают стихотворению эмоциональнооценочные эпитеты и
глаголы в повелительном наклонении?
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Погасло
дневное светило...» со стихотворением Батюшкова «Тень друга». Как проявились в
пушкинском стихотворении принципы «школы гармонической точности»?
Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья...»
1. Какова история создания стихотворения? (Стихотворение было создано в
Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».) Докажите, что это
элегия.
2. Какова композиция стихотворения? (Элегия делится на две части, в которых
переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.)
3. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?
4. Какая лексика помогает изображению душевного состояния лирического «я»?
Что в ней характерно для романтического стиля?
1 Пушкин А. С. Руслан и Людмила // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 209.5.
Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в переживаниях
лирического «я» стихотворения «Я пережил свои желанья...» и главного героя поэмы
«Кавказский пленник». Подтвердите свои мысли примерами.
Вопросы и задания к стихотворению «Демон»
1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения.
2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите
свои суждения текстом.
3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения?
Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?
4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением
трагического разочарования поэта в прежних ценностях?
5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период
утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту
точку зрения.
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Демон» с XV
строфой главы I романа «Евгений Онегин».
Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...»
1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.
2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?
3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он
нашел отражение в стихотворении «Пророк».
4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа,
свойственное Пушкину в Михайловском.
5. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «И путник
усталый на Бога роптал...» с балладой Лермонтова «Три пальмы».
Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет...»
1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания?
Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?
2. В чем философский смысл стихотворения?
3. Как он связан с библейскими мотивами?
4. Как в стихотворении проявляются присущие лирике Пушкина гуманизм и
оптимизм?
Итог уроков. Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода —
это трагизм восприятия жизни. Двойственное романтическое мироощущение складывалось
у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их иронического
отрицания. Однако поэт смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь. Поэтому в
романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии
бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, приоритета
свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от
мира.