Конспект урока "Россия - Родина моя! Музыкальные символы" (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока "Россия - Родина моя! Музыкальные символы" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
21.04.2017
Конспект урока "Россия - Родина моя! Музыкальные символы" (4 класс)
Урок в 4 классе по теме раздела "Россия - Родина моя!" посвящен музыкальным символам России, города Смоленска, школы. Основная педагогическая технология, используемая на уроке - это технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. На уроке используются следующие методы и приемы: эмоциональной драматургии, импровизации, музыкальной пластики, частично-поисковый, сравнения, анализа и обобщения, вокалотерапии, ритмотерапии, цветовосприятия; прием контраста.Конспект содержит цель, задачи урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Раскрыты результаты урока: личностные, метапредметные, предметные. Предложен музыкальный репертуар.
Конспект урока Россия - Родина моя.docx

«Россия – Родина моя! Музыкальные символы»

(«Музыка», 4 класс)[1]

 учителя  высшей квалификационной категории

Киргизовой Любови Васильевны

 

 Цели урока:

·     формирование знаний о государственной символике России  и патриотического отношения к государственным музыкальным символам, песням о родном крае;

·     укрепление понимания взаимосвязи истории, музыки, литературы;

·     развитие активного, осознанного, прочувственного музыкального восприятия и исполнения Гимна России и песен о родном крае; 

·     воспитание чувства сопричастности к судьбе своей страны, родного города.

 Задачи:

·     образовательные: расширить знания обучающихся о государственных символах России с помощью музыки; познакомить с песнями смоленских композиторов  о родном городе;

·     развивающие: развивать находить интонации для характеристики Гимна России и песен о родном городе;

·     воспитательные: прививать гражданские чувства, патриотизм.

Планируемые результаты:

·     Предметные:  понимать значение терминов  «гимн», «герб», «флаг»; соединить слуховые представления со зрительными.

·     Личностные: участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении;  эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление;  воспринимать учебный материал со слов учителя.

·     Метапредметные универсальные учебные действия:

o  познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;  делать выводы, строить суждения;

o  регулятивные:  ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу;  самостоятельно формулировать тему и цель урока; строить речевые высказывания о музыке в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию;

o  коммуникативные: стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;  быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.

Основная педагогическая технология: развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Используемые методы и приемы:

·        методы: эмоциональной драматургии, импровизации, музыкальной пластики, частично-поисковый, сравнения, анализа и обобщения, вокалотерапии, ритмотерапии,  цветовосприятия;

·        прием контраста.

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, литература.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный репертуар:

1.     Песня «Добрый день», музыка и слова Т.А. Боровик.

2.     Народная песня «Ой, да ты, Россия»

3.     «Гимн России», музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.

4.     Песня «Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

5.     «Гимн Смоленска», музыка И. Трушкина, слова М. Исаковского.

6.     «Песня о Смоленске», музыка Н. Писаренко, слова В. Клочкова.

7.     Песня «Все это ты, Смоленск».

8.     Гимн школы.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, портреты А. Александрова и С. Михалкова, слова песни «Все это ты, Смоленск», карточки-картинки (слайды), листы бумаги (А4), фломастеры.

 Электронные ресурсы.

1. Долгополова Р.Г. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. – Режим доступа: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/ (Дата обращения 20.11.2013).

2. Радченко С.А. Тестовые задания к разделу «Россия – Родина моя». – Режим доступа: nsportsl.ru/shkola/muzyka/library.2013/04/19/testovye-zadaniye (Дата обращения 29.11.2013).

3. Ой, да ты, Россия…(видеоролик). – Режим доступа: ya-umni4ka.ru (Дата обращения 20.11.2013).

Краткое описание структуры урока:

1.     Организационно-мотивационный момент.

2.     Определение темы урока.

3.     Целеполагание.

4.     Повторение материала прошлого урока.

5.     Открытие новых знаний.

6.     Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

7.     Итог урока.

8.     Рефлексия деятельности на уроке.

9.     Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационно-мотивационный момент.

Приветствие

(песня «Добрый день» (муз. и сл. Т.А. Боровик)

2. Определение темы урока.

Просмотр видеофрагмента. В ролике использована

народная песня «Ой, да ты, Россия» [3]

 

Беседа

·     Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

Ответы  учеников.

Учитель. В Видеофрагменте прозвучало название нашей Родины. Произнесем его хором! 

·     Как вы понимаете тему урока?

·     Что такое Родина?  

Ответы учеников.

Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. [1]

Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

О – Отечество, отец…

Д – дом, дети, дерево…

И – имя, искусство…

Н – небо, надежда …

А – акация…

Слово учителя

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяют русский язык, общие традиции и праздники.

3. Целеполагание.

Слово учителя

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить с вами о символах нашей Родины – России,  родного города  Смоленска, в котором живем.

Величайший мудрец древнего Китая Конфуций сказал: «Знаки  и  символы управляют  миром...».

·     Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний о музыкальных символах России, родного города, школы?

·     Что же вы хотите сегодня узнать на уроке?

Ответы учеников.

4. Повторение материала прошлого урока.

Беседа

·     Какие символы государства мы с вами знаем?

Ответы учеников.

Учитель. Правильно, молодцы! Эти символы мы с вами знаем: изображения флага России  и герба России очень часто используют в оформлении различных мероприятий, проходящих у нас в городе. Мы видим их по телевизору. Но сегодня мы поговорим о необыкновенных песнях, которые являются государственными музыкальными символами России, нашего города, нашей школы.

·     Как называют песню, которая является государственным символом любой страны?  (Ответы учеников.)

 Да, вы дали правильный ответ. Важный символ государства - Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять нацию. Каждая страна имеет свой гимн. Звучание этой песни строго регламентировано законом.  Современный Гимн России объединяет всех людей нашей страны, всех, кто хочет ее процветания. Первое официальное исполнение Государственного Гимна России состоялось  30 декабря 2000 года. Авторы этого произведения – композитор  Александр Васильевич Александров и Сергей Владимирович  Михалков.

         На экране - портреты А. Александрова и С. Михалкова.

Вы, конечно же, не раз слышали Гимн России – во время государственных праздников, в телевизионных передачах.  Он звучит и на наших общешкольных мероприятиях.  Прежде, чем мы прослушаем это музыкальное произведение еще раз, ответьте на вопросы…

·     Какую окраску должна иметь музыка Государственного Гимна?

·     Какие интонации она  передает?

Ответы учеников.

Молодцы! Вы хорошо помните то, о  чем мы говорили во 2 классе, когда  познакомились на уроке с Государственным Гимном России.  Прослушаем Гимн РФ, как подобает гражданам России.  

Слушание Гимна России (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова)

Обучающиеся стоя прослушивают Гимн России.

 Беседа

·     Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Ответы учеников.)

 5. Открытие новых знаний.

Звучит вступление к песне Г. Струве «Моя Россия».

·          Узнали вы музыкальное произведение по его вступлению? (Ответы учеников.)

·          Как называется это произведение, кто автор музыки? Ответы учеников.)

Ответы учеников…………………………………….

Исполнение песни «Моя Россия» с пластическим интонированием

(муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

Беседа

·     В чем отличие интонаций Гимна России и песни «Моя Россия»?

·     Какие разные чувства они выражают!

 Ответы учеников: Гимн России – величественный, торжественный, мощный; «Моя Россия» - светлая, ласковая, плавная.

Практическая работа

Учитель предлагает детям нарисовать мелодические линии, звучащие в прослушанных произведениях; показать, как музыка движется, как меняется характер ее исполнения.   

Ученики выполняют задание.

Учитель. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в этих песнях. В Гимне России - линии широкие, длинные, а в песне «Моя Россия» - плавные, короткие.

Работа с учебником.

Учитель. Предлагаю сравнить нотную запись тем двух песен.

·     Найдем ли мы в них отличия?      

Ответы учеников.

Беседа

·     Кто попробовал себя дома в роли «художников»? Какими цветами вы нарисовали Родину?

Ответы учеников.

Учитель. Важно знать историю государственной символики России. Наша большая страна состоит из разных областей, в которых много городов, сел, деревень.

·     А у нашего города есть своя символика?

·     Вы знакомы с ней?

Ответы учеников.

Герб города с изображением птицы Феникс, сидящей на лафете пушки, мы часто встречаем и при оформлении  зданий, и во время праздников, и в наших газетах. 

На экране – изображение  герба города-героя Смоленска.

·     Известно ли вам о том, что существует песня, которая долгое время считается музыкальным символом нашего старинного, но вечно молодого города?

Ответы учеников.

Эту песню называют гимном Смоленска. Ее написали композитор Иван Митрофанович Трушкин и поэт Алексей Михайлович Бодренков.  Сегодня мы     познакомимся с этой замечательной песней.   

Звучит гимн Смоленска (муз. И. Трушкина, сл. А. Бодренкова).

Слушание «Песни о Смоленске» (муз. Н. Писаренко, сл. В. Клочкова)

Обучающиеся прослушивают «Песню о Смоленске» и в ходе беседы выясняют, почему эта песня также считается гимном города-героя Смоленска (анализируют характер музыки и пр.).

6. Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

Слово учителя.                 

- Красивая музыка, красивые слова! И как точно передана героическая история нашего города. Но есть еще одна песня - «Все это ты, Смоленск». Сколько в ней гордости за родной край, любви к Отчизне, уважения к ее нелегкой, но красивой судьбе! Давайте познакомимся с ней!  

Слушание песни «Все это ты, Смоленск».

Обучающиеся прослушивают песню «Все это ты, Смоленск» и рассказывают о своих впечатлениях, о пережитых во время звучания песни чувствах.

·     Вам понравилась песня?

·     О чём эта песня?

·     Какие строчки или, может быть, слова вы запомнили?

·     Какие чувства вызывает песня?

Ответы учеников.

Разучивание песни.

Учитель. Разучить эту песню нам помогут карточки-картинки: с их помощью вы легко и быстро запомните слова. 

На экране - слайды, на которых изображены картинки, соответствующие каждой фразе песни. 

Ученики разучивают 1-й куплет и припев по картинкам в медленном темпе без музыкального сопровождения, с показом рукой движения мелодии.

       Слово учителя

-  Мы познакомились с песнями, которые являются государственными музыкальными символами, а также с теми,  в которых рассказывается о любви к родному краю, его истории. Но с понятием Родина, малая Родина нас связывает еще и чувство любви к родной школе. Она всегда юная, веселая, радостная - как вы, её ученики. И она, как особая  страна, имеет свой герб – эмблему, над созданием которой трудились ученики и педагоги школы.

На экране -  слайд с изображением эмблемы школы.

Предлагаю вспомнить еще одну песню, нам хорошо знакомую. Она родилась не случайно, а как плод коллективной творчества всего коллектива школы в честь ее 10-летнего юбилея. 

 Исполнение

 Обучающиеся  вместе с учителем исполняют гимн школы №35.

7. Итог урока.

Беседа

·     Какой теме сегодня был посвящён наш урок?

·     Какие музыкальные произведения вы на уроке сегодня послушали и спели?

Ответы учеников.

Выполнение тестовых заданий по теме: «Россия- Родина моя».  [2].

1.     Музыкальный символ:

А) романс;

Б) вокализ;

В) гимн.

      2. Автор музыки Гимна России:

         А) А. Александров;

         Б) М. Мусоргский;

         В) М. Глинка.

     3. Музыку записывают с помощью:

         А) букв;

         Б) нот;

         В) цифр.

     4. Аккомпанемент – это:

         А) музыкальное сопровождение;

         Б) фамилия композитора;

         В) название произведения.

     5. Песня состоит из:

         А) предложений;

         Б) абзацев;

         В) куплетов.

    6. Гимн – это: 

         А) музыкальная эмблема государства;

         Б) песня о Родине;

         В) песня о дружбе.

     7. Композитор сочиняет:

         А) стихи;

         Б) сказки;

         В) музыку.

Оценивание

Само- и взаимопроверка тестов по ключу, анализирование  трудностей.

8.Рефлексия деятельности на уроке.

Беседа

·     Понравился ли вам сегодняшний урок?

·     Что значит Родина для каждого из нас? Начинайте ответ со слов: «Для меня Родина – это…».

Ответы учеников.

Заключительное слово учителя

- Дорогие друзья, спасибо всем за активную работу на уроке!   Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, оставит в ваших сердцах и душах глубокий след и  поможет осознать, как важно любить свою Родину, знать историю и культуру. Желаю вам новых открытий в прекрасном мире искусства! До новых встреч!

9.  Домашнее задание.

Узнать у членов своей семьи:

·     Какие песни о России они знают?

·     Какие книги о Смоленском крае они посоветовали бы прочитать?

 

        

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Урок, подготовленный по программе «Музыка. Начальная школа» (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), запланирован в I четверти в разделе «Россия – Родина моя!».

Россия – Родина моя! Музыкальные символы» («Музыка», 4 класс) [1] учителя высшей квалификационной категории

Россия – Родина моя! Музыкальные символы» («Музыка», 4 класс) [1] учителя высшей квалификационной категории

Основная педагогическая технология : развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Основная педагогическая технология : развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, портреты

Оборудование: проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, портреты

Беседа · Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

Беседа · Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

Что же вы хотите сегодня узнать на уроке?

Что же вы хотите сегодня узнать на уроке?

Молодцы! Вы хорошо помните то, о чем мы говорили во 2 классе, когда познакомились на уроке с

Молодцы! Вы хорошо помните то, о чем мы говорили во 2 классе, когда познакомились на уроке с

Найдем ли мы в них отличия?

Найдем ли мы в них отличия?

Красивая музыка, красивые слова!

Красивая музыка, красивые слова!

Исполнение Обучающиеся вместе с учителем исполняют гимн школы №35

Исполнение Обучающиеся вместе с учителем исполняют гимн школы №35

Б) песня о Родине;

Б) песня о Родине;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017