Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
15.06.2019
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме "И - Ы после Ц", где ученики разгадывают секрет буквы Ц, тренируются, выполняя различные упражнения, работают с сигнальными карточками, "сажают цветы", в которых есть ЦИ-, отгадывают загадки, ребусы, пишут письмо Незнайке.
И-Ы ПОСЛЕ Ц.docx
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
ТИП УРОКА:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ:
познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед
гласными, с правописанием ыи после ц;
научить обосновывать выбор гласных и ы после ц;
сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся,
соблюдение правильного написания словисключений;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык
графического обозначения данной орфограммы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
воспитание любви к русскому языку;
воспитание сознательной дисциплины;
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной
деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых
задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих
знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование
культуроведческой компетентности через содержание, методы и
организацию учебного занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник русского языка для 5 классов под редакцией
М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос;
компьютеры, презентация слайдов;
сигнальные карточки для игры; листы с заданиями для загадок;
импровизированная полянка для цветов.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!
Записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового материала
– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым
для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему
урока.
1 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после
твёрдого Ц.
Улиц…
Ц…рк
Ц…плёнок
Акац…я
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику
согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.
Посмотрите, как пишутся эти слова (на 1 слайде выбегают буквы ыи)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а
когда – И. Какова же тема нашего урок? 2 слайд Помогите мне
сформулировать ее.
3 слайд «Правописание ыи после ц». Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)
– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши
наблюдения.
4 слайд (слова ЦИРКОВОЙ, ЦИФРА )
Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится
орфограмма? (В корне).
– Верно. В корне слова пишем И.
5 слайд (слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)
В русском языке есть слова, которые заканчиваются на «ция», и все они
пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где
находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на «ция»
(пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2х случаях. В каких? (В корне и в
словах на «ция».)
6 слайд (слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)
– А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится
орфограмма в этих словах? (в суффиксе и в окончании.)
Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.
7 слайд ( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится
орфограмма?(в корне).
– Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне и, согласно
первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно
правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов
исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
8 слайд Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.
«Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»
Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
9 слайд. Таблицаправило. 10 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.
В существительных на –ЦИЯ
Мы всегда напишем –ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, ЦЫ
Пишем только букву Ы!
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы
потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих
заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
11 слайд Таблицаправило.
12 слайд
1. Объясни, пользуясь правилом.
Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк,
станция, продавщицы, дверцы.
13 слайд
2. Распределительный диктант.
Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.
Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и
проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в
мышечнососудистых болях, в общей слабости.
Конституция – основной закон государства.
14слайд «Ы – И»
3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)
Слова для игры.
Цирковой, цитата, цыпочки, декорация, операция, цыц, традиция,
секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, мультипликация,
сестрицын, циновка, панцирь, молодцы, цигейка, цифра, цинга. (20 слов)
Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.
Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).
15 слайд ФИЗМИНУТКА
Т ематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после
буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы.
Слова: ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ,
СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны-
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать-
Раз-два-три-четыре-пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
16 слайд
4. Ребята, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег
лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а
только те, в которых есть ЦИ.
Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто
быстрее.
Нарциссы Астры
Гиацинты Гладиолусы
Глициния Лилии
Цикламены Георгины
Настурция Хризантемы
Годеция Сирень
Циния Тюльпан 17 слайд. Сценка «Буквы поссорились».
Буква Ц. Шла както буква Ц и шептала чтото.
Была задумчива Ц отчегото.
Была рассеянна и невесела.
Учитель. Почему?
Буква Ц. Поругались Ы и И вчера. (выбегают буквы Ы и И, дерутся).
Переполох в 5 классе Хворостянской школы,
Ищут место буквам в слове,
Ну, кто знает, укажи
Место буквам Ы и И!!!
Кто ответ мне сможет дать, я тому поставлю «5»!
Учитель. Ребята, давайте попробуем укажем буквам Ы и И их место, чтобы
они больше не ругались! Но только разделимся опять на команды, и каждая
команда придумает уговоры (правила) доставшейся букве Ы или И, можно в
стихотворной форме. (можно дать ребятам готовые стишки).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ
1 команда. Не ругайся, Буква Ц!
Встанька, Ы, сейчас в конце.
В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять,
И не смей оттуда убегать!!!
А ещё будешь стоять в словахисключениях,
Мы же обещаем знать их все без исключения:
Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть,
К новой орфограмме попробуем привыкнуть!
2 команда. Букву И попросим мы быть в словах на –ция, В корне слова тоже стой. Как ты тут красива!
Не обижайся, Буква И, что исключения ушли! 18 слайд (помирились)
6. Творческий диктант (слайд 19)
7. Проверяем свои знания. Тест (слайды 20 – 26)
8.Отгадайте
загадки и впишите ответ в
звездочки:
1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они
работают пером, пилою, ложкой, топором.
3. Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой
проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.
3. Летом — в огороде,
Свежие зелёные,
А зимою — в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?...
Огурцы
4. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто.
( Панцирь черепахи)
6. Явился в жёлтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!
7. Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна:
цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались
даже цыкады. Птицы мешают в работе.
Незнайка.
Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре
движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков. Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какойнибудь
специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция.
Экспедиция на Северный полюс.
Коллекция – систематизированное собрание какихлибо однородных
предметов.
Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями,
издающее характерный стрекот
III . Итог работы.
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в
начале урока?
Как вы думаете, достигли ли вы их?
Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
IY. Выберите себе домашнее задание:
1. & 38 , упражнение 336;
2. Написать сочинениеминиатюру, употребив словаисключения (на выбор) и
другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».
Y. Рефлексия
Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
Мою работу?
Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после
хорошо сделанной работы!
Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
VI. СПАСИБО ЗА УРОК.
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.