Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
15.06.2019
Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме "И - Ы после Ц", где ученики разгадывают секрет буквы Ц, тренируются, выполняя различные упражнения, работают с сигнальными карточками, "сажают цветы", в которых есть ЦИ-, отгадывают загадки, ребусы, пишут письмо Незнайке.
И-Ы ПОСЛЕ Ц.docx
УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц ТИП УРОКА:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩИЕ:  познакомить   с   опознавательным   признаком   –   наличием   [ц]   перед гласными, с правописанием ы­и после ц;  научить обосновывать выбор гласных и ­ы после ц;  сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов­исключений; РАЗВИВАЮЩИЕ:   развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык  графического обозначения данной орфограммы;  совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.  ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:   воспитание любви к русскому языку;  воспитание сознательной дисциплины;  формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной  деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых  задач.  ЗАДАЧИ УРОКА:  Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний   по   теме   «Буквы   И   –   Ы   после   Ц».   Формирование культуроведческой   компетентности   через   содержание,   методы   и организацию учебного занятия. ОБОРУДОВАНИЕ:   учебник русского языка для 5 классов под редакцией               М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос;   компьютеры, презентация слайдов;  сигнальные карточки для игры;  листы с заданиями для загадок;  импровизированная полянка для цветов. ХОД УРОКА:  Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс ваш хоть куда! Мы начнем урок, друзья? Да! Записываем число, классная работа. II. Объяснение нового материала – Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.  1 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после  твёрдого Ц. Улиц… Ц…рк                                           Ц…плёнок Акац…я – Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику  согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.  Посмотрите, как пишутся эти слова  (на 1 слайде выбегают буквы ы­и) – Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок?  2 слайд Помогите мне  сформулировать ее. 3 слайд «Правописание ы­и после ц». ­Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради) – Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши  наблюдения.  4 слайд  (слова ЦИРКОВОЙ, ЦИФРА ) ­Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится  орфограмма? (В корне).    – Верно. В корне слова пишем И. 5 слайд (слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)   ­В русском языке есть слова, которые заканчиваются на ­«ция», и все они  пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где  находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на ­«ция»  (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).   – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2­х случаях. В каких? (В корне и в  словах  на ­«ция».) 6 слайд (слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)  – А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится  орфограмма в этих  словах? (в суффиксе и в окончании.) ­ Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц. 7 слайд ( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится  орфограмма?(в корне).  – Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне  и, согласно  первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно  правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов­ исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.  8 слайд  Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.  «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»  ­Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»? 9 слайд. Таблица­правило. 10 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму. В существительных на –ЦИЯ Мы всегда напишем –ИЯ. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву И. А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, ­ЦЫ Пишем только букву Ы! – Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы  потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих  заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё. 11 слайд  Таблица­правило. 12 слайд 1. Объясни, пользуясь правилом. Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк,  станция, продавщицы, дверцы.   13 слайд    2. Распределительный диктант. Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция. Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и  проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно­сосудистых болях, в общей слабости. Конституция – основной закон государства. 14слайд   «Ы – И» 3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки) Слова для игры. Цирковой, цитата, цыпочки, декорация, операция, цыц, традиция,  секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, мультипликация,  сестрицын, циновка, панцирь, молодцы, цигейка, цифра, цинга. (20 слов) Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника. Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).  15 слайд ФИЗМИНУТКА  Т  ематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после  буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы.  Слова:  ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ,  СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ. Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны- Раз-два-три-четыре-пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать- Раз-два-три-четыре-пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться. 16 слайд 4.  Ребята, вы любите цветы?  Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег  лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а  только те, в которых есть ЦИ­.  Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто  быстрее. Нарциссы                         Астры Гиацинты                         Гладиолусы Глициния                         Лилии  Цикламены                    Георгины Настурция                       Хризантемы Годеция                           Сирень Циния                              Тюльпан 17 слайд.  Сценка «Буквы поссорились». Буква Ц. Шла как­то буква Ц и шептала что­то. Была задумчива Ц отчего­то. Была рассеянна и невесела.  Учитель. Почему? Буква Ц. Поругались Ы и И вчера. (выбегают буквы Ы и И, дерутся). Переполох в 5 классе Хворостянской школы, Ищут место буквам в слове, Ну, кто знает, укажи Место буквам Ы и И!!! Кто ответ мне сможет дать, я тому поставлю «5»! Учитель. Ребята, давайте попробуем укажем буквам Ы и И их место, чтобы  они больше не ругались! Но только разделимся опять на команды, и каждая  команда придумает уговоры (правила) доставшейся букве Ы или И, можно в  стихотворной форме. (можно дать ребятам готовые стишки). ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ 1 команда. Не ругайся, Буква Ц! Встань­ка, Ы, сейчас в конце. В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять, И не смей оттуда у­бе­гать!!! А ещё будешь стоять в словах­исключениях, Мы же обещаем знать их все без исключения: Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть, К новой орфограмме попробуем привыкнуть! 2 команда. Букву И попросим мы быть в словах на –ция, В корне слова тоже стой. Как ты тут красива! Не обижайся, Буква И, что исключения ушли!  18 слайд (помирились) 6. Творческий диктант (слайд 19) 7. Проверяем свои знания. Тест (слайды 20 – 26) 8.Отгадайте   загадки   и   впишите   ответ   в   звездочки: 1.   Пятерка   братьев   неразлучна.   Им   вместе   никогда   не   скучно.   Они работают пером, пилою, ложкой, топором. 3. Он   циркач   такой   лихой,   чертит   круг   одной   ногой,   а   другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.   3. Летом — в огороде,        Свежие зелёные,       А зимою — в бочке,      Жёлтые, солёные.      Отгадайте, молодцы,       Как зовут нас?...                                   Огурцы 4. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. 5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто.  ( Панцирь черепахи)  6. Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, две скорлупки!  7. Ребята, к  нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?      Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна:  цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.                                                                                                                                                                                  Незнайка. Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре  движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков. Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой­нибудь  специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция.  Экспедиция на Северный полюс. Коллекция – систематизированное собрание каких­либо однородных  предметов. Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями,  издающее характерный стрекот III . Итог работы.     ­ Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в         начале урока?     ­ Как вы думаете, достигли ли вы их?     ­ Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры. IY. Выберите себе домашнее задание: 1. & 38 , упражнение 336; 2. Написать сочинение­миниатюру,  употребив слова­исключения (на выбор) и  другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».  Y. Рефлексия ­ Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке? ­ Мою работу? ­ Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом". ­ Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после  хорошо сделанной работы! ­ Скоро прозвенит звонок и окончится урок! VI. СПАСИБО ЗА УРОК.

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"

Конспект урока русского языка "Буквы и - ы после ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2019