Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
русский язык
5 кл
03.04.2018
Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)
Данный урок, последний по теме "Морфемика". Это открытый урок, проведённый в рамках тематического дня в школе "День родного языка". Урок проведён в классе, где ребята имеют оценки по русскому языку средние: "3" и "4". Данный материал универсален, может быть использован учителем в любом классе (программа Ладыженской).Урок проведён в рамках тематического дня "День родного языка", 21 февраля 2018 года
МОЙ урок 21.02.2018.rtf
Урок русского языка в 5 классе  «Повторение и обобщение по теме: «Морфемика». Беляева С.В. Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки  самоконтроля, рефлексии. Планируемые результаты: применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и  лексического анализа слова.  Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.  Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении,  соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.  Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять  последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.  Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика. Орфография». Методы и формы обучения: наблюдение над языком, деятельностно­практический метод, фронтальная беседа с применением системы мультимедиа,  индивидуальная, обобщение, самостоятельная работа. Этап урока Организационный  момент 1.Мотивация  (самоопределение) к учебной  деятельности Актуализация  опорных знаний. Ход урока: Деятельность учителя Деятельность учащихся Доброе утро. Садитесь. Начинаем урок русского языка. Не заметили ли вы что­то необычное, новое в нашем классе, придя на  урок?  Как вы думаете, почему именно сегодня на уроке оно появилось?  Верно, какой же праздник без тепла, света, цветов и…. подарков? Да, заметили на доске солнышко с  цветами. Весна, масленица, праздник­День  родного языка. Наши знания. А какими могли бы быть подарки к сегодняшнему празднику­ Дню  родного языка? Поэтому настраиваемся на работу, начинаем. Что такое морфемика? Морфемику­ 2 мин Какой раздел науки о языке мы изучили? А теперь подумайте: для чего  нам необходимо  было изучение этого раздела?  2. Целеполагание Итак, какой будет тема сегодняшнего урока?  Какую цель поставим перед собой на уроке?  Давайте определим задачи: 1. Повторить теоретические знания по теме. 2. Повторить морфемный разбор слова. 3. Повторить орфографические правила, изученные в разделе.  Отрабатывать навык применения этих правил на практике. 4. Развивать свою речь. 5. Учиться объективно оценивать свои знания. 6. Воспитывать чувство поддержки, уважения, взаимопонимания. Тема: «Повторение и обобщение по теме: «Морфемика». Цель: «Повторение и обобщение знаний по теме. Подготовка к контрольной  работе»­ 3 мин 3. Практическая  деятельность Перед вами листы, в которых вы будете работать. В них же вы оцените  выполнение каждого задания. Давайте обратимся к задачам ­это план  нашей работы. И задание 1­ теоретическое. Вам нужно выполнить тест. Рабочий лист задание 1­ 3 мин КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Без ошибок­«5» 1­2 ошибки­ «4» 3­4 ошибки­ «3» 5 и более ошибок­ «2» ­ Как другим словом называются морфемы? 1. Части слова. 2. Части речи. 3. Члены предложения. ­ Назовите морфемы. 1. Антонимы, синонимы. 2. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова. 3. Ъ и Ь. ­Что такое корень? 1. Главная значимая часть слова. 2. Часть слова, стоящая после суффикса. 3. Общая часть всех однокоренных слов. ­ Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для  образования новых слов? 1. Корень. 2. Окончание. 3. Приставка. ­Значимая часть слова, находится после корня, образует новые  слова? 1. Окончание. 2. Приставка. 3. Суффикс. ­Изменяемая часть слова, связывает слова в предложении? 1. Суффикс. 2. Приставка. 3. Окончание. ­Как найти окончание в слове? 1. Нужно изменить слово. 2. Подобрать однокоренные слова. ­Часть изменяемого слова без окончания? 1. Корень. 2. Основа. 3. Суффикс. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. 4. Практическая  деятельность.  Проверим, насколько вы внимательны  и хорошо ли вы  узнаете  морфемы. Отгадайте загадки 1.  В слове бессонница возьми приставку, в слове смертный­ корень, в  слове лесной­ суффикс, в слове осиновый­ окончание. Занос­ возьми приставку, морозец­ корень, горка­ суффикс, листочки ­окончание. Понёс­ возьми  приставку, слово­ корень, курица­ суффикс, крапива­ окончание. Рабочий лист, задание 2 ­  дети определяют морфемы , записывают их, образуя слово. Рабочие листы, оцените себя:  справились легко, Затруднился, не  справился справился легко затруднился не справился 5 мин 5. Физкультминутка Прежде чем продолжить работу, давайте отдохнём. Вспомним хорошо  известную детскую игру. Будьте внимательны, я изменила задание. Море волнуется – раз Море волнуется ­ два Море волнуется­ три Фигура (корень, приставка.  суффикс, окончание) замри 6. Морфемный  разбор Прежде чем выполнить следующее задание, давайте вспомним порядок  разбора   Задание 3. Разбери слова по составу. Подорожник, приходит, травяной, сварщик, лебёдушка, налево. (У доски?) Порядок морфемного разбора. Шаг1: определяем часть речи. Шаг 2: находим окончание (для этого  изменяем слово), находим основу  (часть слова без окончания). Шаг 3: находим корень (подбираем  однокоренные слова) Шаг 4: Выделяем приставки и  суффиксы (подбираем слова с такими  же морфемами, объясняем, если  возможно, значение) Рабочие листы, задание № 3 Работают в рабочих листах Рабочие листы, задание № 4 Есть грамматические основы: птица в… порхнула, цветы выр…сли Вернёмся к задачам. 7.Закрепление  орфографического  навыка  Итак. Нам необходимо повторить изученные в этом разделе  орфограммы и закрепить навыки использования этих орфограмм.  Обращаемся к рабочим листам. Задание 4.   Вам предлагается ряд слов, распределите их группам. Эту работу в  можете выполнять в парах, если есть затруднения, консультироваться  друг у друга, советоваться. Помним о взаимном уважении,  взаимопомощи и поддержке. Прочитайте внимательно. (кто­нибудь читает вслух) Всё ли понятно.  Вам необходимо распределить по группам. Кто­нибудь понял  закономерность распределения? Что вы будете записывать?  (словосочетания, предложения)  ­ Это всё словосочетания? Докажите.  Прил..жить усилия, р…стут быстро, интересная лекц…я, предл..гать помощь, возл..жить цветы , зелёные водор…сли, пол..гаться на друга, показываем щ…чки ,бе…жалостный человек, высокое …дание, затруднительное пол..жение, спелый ж…лудь, цветы выр…сли, во…петь свободу, сумма сл..гаемых, птица в…порхнула, поехали в ц…рк, сестриц…н платок, произвести сл..жение, выр…щенный мной, уличные торговц…, бе… Исключения ­ это слова, которые не  подчиняются общему правилу. Записывают. цельный путь, прол..жить путь , выр…стить капусту, бе…шумный поток.  ­ Сколько групп у вас получилось? (6) Проверка с  проговариванием правил. ­ Как вы думаете, какие слова   могут находиться в последней  7 группе? Конечно же,  это слова исключения. Что это за слова?  Вспомните все слова и запишите их. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик,  отрасль; цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок;  Шов, шомпол, капюшон, крыжовник, шорох,  слова  иностранного происхождения;  ­ А теперь оцените свои знания по этим правилам ­ орфограммам.  Критерии оценивания на доске. Давайте вернёмся к нашему плану урока и посмотрим, все ли задачи мы выполнили? Какое задание было самым интересным? Сложным? А теперь заключительный этап: внимательно просмотрите все  выставленные оценки и поставьте себе одну, общую. А также отметьте  На рабочем листке выставляют себе оценку, и  настроение. настроение, с которым вы уходите с нашего урока. Я предлагаю  дополнить наш праздничный букет. Перед вами три цветка: жёлтый –  вам всё понятно, трудностей при выполнении заданий не испытывали;  зелёный­ всё понятно, но необходимо повторить и закрепить правила;  красный­ было трудно выполнять задания, непонятно, необходимо  выучить правила. Выходите и прикрепляйте свои цветки на доску. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ПО ВЫБОРУ. 1. Исправить ошибки и оценить работу. «(1)Дорогой Дядя Фёдор! (2) Приезжай скорей в Простоквашино! (3) У нас проблемы! (4) Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. (5) Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у теленка. (6) А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. (7) За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам.   (8)   В   бочке   с   водой   уже   одна   тина   да   водорасли. (9)Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. (10)   И   Шарик   не   хочет   лапы   свои   к   делу   приложить…   (11) Пропадает   вырощенный   урожай!   (12)   Ты   же   знаешь,   что   сломать дерево – минута, выростить – годы! (13) Вот такие дела. (14) Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» 3.Составьте диктант из 20­30 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика».   Диктант   может   состоять   из   отдельных   слов, словосочетаний или предложений.  9.Рефлексия  ВРЕМЯ??? А теперь попробуем использовать все обобщённые знания  в создании  собственного текста. Напишите небольшое сочинение ­ рассуждение на учебной  деятельности на  уроке. Подведение  итогов. тему « Почему однокоренные слова так называются?» Это рассуждение, дайте вспомним план. ­ С чего следует начать такое сочинение? (с определения основного  понятия)  ­ Какие понятия являются ключевыми в теме? ( однокоренные слова,   формы слова) 10. Информация о  домашнем задании Рабочий лист                                                                                Ф.И.________________________         Задание 1.  Выполните тест: ­ Как другим словом называются морфемы? 1. Части слова. 2. Части речи. 3. Члены предложения. ­ Назовите морфемы. 1. Антонимы, синонимы. 2. Приставка, корень, суффикс, окончание. 3. Ъ и Ь. ­Что такое корень? 1. Главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение  однокоренных слов. 2. Часть слова, стоящая после суффикса. 3. Часть слова, стоящая перед окончанием. ­ Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов? 1. Корень. 2. Окончание. 3. Приставка. ­Значимая часть слова, находится после корня, образует новые слова? 1. Окончание. 2. Приставка. 3. Суффикс. ­Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? 1. Суффикс. 2. Приставка. 3. Окончание. ­Как найти окончание в слове? 1. Нужно изменить слово. 2. Подобрать однокоренные слова. ­Часть слова без окончания? 1. Корень. 2. Основа. 3. Суффикс. ОЦЕНКА_____________________ Задание 2.   1)В слове бессонница возьми приставку, в слове смертный­ корень, в слове лесной­ суффикс, в слове осиновый­ окончание. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 2)Занос­ возьми приставку, морозец­ корень, горка­ суффикс, листочки ­окончание. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 3)Понёс­ возьми приставку, слово­ корень, курица­ суффикс, крапива­ окончание. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ справился затрудн не легко ился справил ся     Задание 3. Разбери слова по составу. Подорожник, приходит, травяной, сварщик, лебёдушка, налево. справился затрудн не легко ился справил ся Задание 4. Вам предлагается ряд слов, распределите их группам.  Прил..жить усилия,  р…стут  быстро,  интересная лекц…я,  предл..гать помощь,  возл..жить  цветы , зелёные водор…сли, пол..гаться на друга, показываем щ…чки,  бе…жалостный   человек, высокое …дание, затруднительное пол..жение,  спелый ж…лудь, цветы выр…сли,  во…петь свободу,  сумма сл..гаемых,  птица в…порхнула,   поехали в ц…рк, сестриц…н   платок, произвести сл..жение, выр…щенный  мной,  уличные торговц…,  бе…цельный  путь,   прол..жить путь , выр…стить капусту,  бе…шумный поток. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ОЦЕНКА_____________________ Общая отметка за урок

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Морфемика. Закрепление изученного" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018