Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—4 кл
13.06.2017
Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова»    (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Конспект открытого урока русского языка в рамках городского фестиваля "Дни русского языка" имени Олега Николаевича Трубачёва. Можно использовать по любому УМК во 2-4 классах. На уроке используется "Этимологический словарь славянских языков» Трубачёва. Ведётся разбор слова со стороны фонетики, синтаксиса, лексики, словообразования, этимологии.
Открытый урок русского языка во 2г классе.docx
Открытый урок русского языка во 2г классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка» имени О.Н. Трубачёва   (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.) Тема: "Душа слова»   Цели:   Образовательная:  создать условия для формирования у детей представления о том,   что   такое   слово   с   разных   точек   зрения:   в   этимологии,   лексике,   фонетике, орфографии. Дата проведения: 13.10.2016  Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико­орфографические, речевые умения и навыки.  Воспитательная: способствовать воспитанию в детях   отзывчивости, уважения к труду, ответственности за свои слова и поступки. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.          Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.          Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.          Методы: частично­поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических   действий   с   выводом,   выбор   примеров   подтверждений   с   опорой   на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)                  Приёмы обучения:  создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.         Формы работы: фронтальные, индивидуальные.         Оборудование: презентация   Ход урока: 1.Организационный момент. ­ Доброе утро! Я рада видеть вас на нашем уроке русского языка.  ­К нам на урок заглянули солнышки­смайлики. Какое вам больше нравиться?  ­Пусть лучик того солнышка коснётся вашего лица.  ­Рада, что у вас на лицах добрая улыбка.  Ведь такая улыбка укрепляет здоровье, поднимает   настроение   и   располагает   к   общению.   А   общение   на   сегодняшнем   уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.  2. Постановка темы и целей урока ­Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? (Читать, грамотно писать)         ­Откройте тетради, запишите число, сегодня 13 октября. Классная работа. 3.Актуализация знаний. Введение. ­Сегодня мы начнём урок с написания словарных слов: однажды, вдруг, заяц, герой, петух, экскаватор. ­Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограмму. ­Какие из записанных слов обозначают одушевлённые предметы? ­Что такое душа? (внутренний мир человека) ­Как вы думаете, а у слова есть душа, есть ли свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание) ­В наш словарик добавляется ещё одно слово.   Изучить его нам помогут разделы науки о языке. Орфография (раздел науки о языке, указывающий как правильно написать слово) ­Запишите его на новой строке – работа. ­Давайте заглянем в его душу. 4. Открытие» нового знания  ­ Так, что же такое работа? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос   о   происхождении   его.   А       в   этом   нам   сможет   помочь   такая   наука,   как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)  Ответить на   вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы  попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был –  Трубачев Олег Николаевич. Один филолог сказал о нём так: “Словари писать не трудно – нужно только каждый день писать по странице, и так…40 лет”. Так работал  О.Н.Трубачёв, он наш земляк. А городской фестиваль «Дни русского языка», который  проходит сейчас, приурочен ко его дню рождения. И мы с вами   посвятим наш урок  именно этому легендарному человеку, о котором вам расскажут ваши одноклассники. Трубачев Олег Николаевич  родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет   проявилась   у   него   неодолимая   тяга   к   языкам,   к   чтению:   он   самостоятельно   выучил   немецкий, польский,   затем   английский,   французский… В   годы   Великой   Отечественной   войны   ему   довелось пережить   страшные   дни   бомбардировок   Сталинграда,   откуда   семья   едва   выбралась.   После   семья поселились   в   Днепропетровске.   Здесь   мальчик   окончил   школу   и   поступил   в   университет.   Он   рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.  Знал   более   50­ти   языков,   в   том   числе   древние.   Что   помогло   делать   поразительные   научные открытия   в   области   русской   культуры.   Трубачев   написал   более   200   научных   работ.  Главное   дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах.  Работа над ним продолжалась более 40 лет! За фундаментальный труд "Этимологический  словарь славянских  языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).  Этимология Итак,   давайте   посмотрим,   какое   толкований   дается   этому   слову,   в    Это   исконно   старославянское   слово,   которое   люди Этимологическом   словаре.   используют с незапамятных времен.  Древнерусское – робота (рабство, неволя). Старославянское – работа (неволя). В   старославянский   язык   слово   пришло   из   индоевропейского   языка,   в котором корень orbhos имел значение «барщина, работа на кого­то». его     Первоначальное значение слова «работать» («трудиться на кого­то») по мере   ряд   дополнительных оттенков: «находиться в действии» (машина работает), «осуществлять какую­ либо   деятельность» (работать   над   дипломом), «иметь   постоянное   место работы» (работать пожарным) и т.п. распространения   приобрело 5.  Закрепление ­Значение слова работа, мы узнали.  Лексика (раздел науки, который изучает словарный состав языка.) ­А слово должно  ещё  иметь  внутреннее  содержание.  Внутренним  содержанием  слова является его значение. Что же обозначает слово работа? ­Точное определение можно найти в другом словаре – толковом. Одним из крупнейших словарей русского языка является словарь Ожегова Сергея Ивановича) ′ работа, раб ота, ­ы, ж. 1.Нахождение в действии. (непрерывная работа) 2. Занятие, труд, деятельность.  (умственная работа) 3. Служба, занятие как источник заработка.  (вышла на работу)  4. Продукт труда, готовое изделие.   (работы художника) 6. Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. (работа на дому) 7. Качество, способ исполнения. (прекрасная работа)   ­ Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “работа” и понять его? (Да). ­ Молодцы. А данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).  ­ Значит, каким оно будет? (Многозначным). ­ А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в  разных значениях.            ­ А можно ли к нашему слову “работа” подобрать синонимы и антонимы? ­ Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова  близкие по значению). ­ Запишем слова синонимы: Работа – дело, труд, занятие, делание, изделие. ­ Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу). ­ Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову?   ­ Запишите антоним:  работа – безделье. Фонетика (раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.) ­ Давайте ещё глубже заглянем во внутренний мир слова  работа  и сделаем его звуко­ буквенный разбор   (Один ученик работает у доски.) Словообразование (раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.) ­Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, – это словообразование.   ­ У слова работа есть родственные слова. Кто мне может их назвать? (работник, рабочий, работящий, работать, подработка, отработка, безработный, заработок) Синтаксис  (наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.)   ­Во все времена люди с уважением относились к работе. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы, разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу. Быстро сделанная работа хорошей не бывает. Видно мастера по работе.  Птицу узнают в полёте, человека ­ в работе.  Кому работа в тягость, тому неведома радость. ­Запишите к себе в тетрадь любую понравившуюся вам пословицу.   6.Итог ­ Чему мы сегодня учились?   ­ Мы сегодня рассмотрели с вами слово  работа  с разных точек зрения. Напомните, какие   разделы   науки   о   языке   мы   сегодня   вспоминали?  (Этимология,   лексика, фонетика, орфография, словообразование, синтаксис) ­ С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал? ­ Спасибо, ребята, вам за вашу   добросовестную работу.  Мне было очень приятно  сотрудничать с вами на уроке.

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова»    (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова»    (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова»    (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Конспект урока русского языка Тема: "Душа слова»    (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017