Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
28.01.2019
Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)
Цели данного урока: активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство со словами речевого этикета; повторить постановку знаков препинания: тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами, точка в конце предложения; повторить диалог и знаки препинания при диалоге; развивать способность учащихся сопереживанию; стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха, к созданию положительного эмоционального настроя; совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывания детьми оригинальных идей; познакомить со словами и выражениями благодарности; прививать любовь к русскому языку.
Урок русского языка в 5 классе.doc
Урок русского языка в 5 классе  «Учимся благодарить» Цели урока:        активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство со словами речевого этикета; повторить постановку знаков препинания: тире между подлежащим и сказуемым, запятая между однородными членами, точка в конце предложения; повторить диалог и знаки препинания при диалоге;          развивать способность учащихся сопереживанию; стремиться к созданию атмосферы заинтересованности   каждого   ученика   в   работе   класса,   к   созданию   ситуации   успеха,   к созданию   положительного   эмоционального   настроя;   совершенствовать   речь   учащихся, поощрять высказывания детьми оригинальных идей;      познакомить со словами и выражениями благодарности; прививать любовь к русскому языку. Эпиграф: Добрые слова лучше всякого пирога. Оборудование: таблички «речевой этикет», «спасибо», слова и выражения благодарности, выставка рисунков «Где мы благодарим?», аудиозапись: отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Запись на доске:  Благодарность  чувство  признательности   к кому­нибудь  за оказанное добро внимание услугу. 1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) План урока. 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя. 3. Словарно­орфографическая работа 4. Объявление темы и целей урока. 5. Усвоение нового материала. 6. Физкультминутка. 7. Закрепление материала 8. Подведение итогов урока 9. Домашнее задание. 10.Рефлексия. 1. Организационный момент.  2. Вступительное слово учителя. Ребята, как обычно, я начала наш урок с приветствия. Каждый день и по несколько раз мы с вами здороваемся, прощаемся, обращаемся друг Ход урока. 1 другу с просьбой, благодарим и извиняемся. Наше повседневное поведение связано с тем, как следует обратиться к собеседнику, как надо извиниться, попросить о чем­то, сделать комплимент, как дать совет, выразить сочувствие, и, наконец, как поблагодарить. Вы уже знаете, что такие ситуации и выражения объединены понятием «речевой этикет». Этому посвящен  и  наш сегодняшний  урок.  Русская  народная  пословица  называет  такие  слова добрыми: «Добрые слова лучше всякого пирога». За этими словами нет ни предмета, ни действия. Но они каждому дороги. Мы ждем этих слов от наших родных, знакомых, коллег, любимых и сами   должны стараться на эти слова не скупиться, употреблять их в своей речи. А поэт Шибаев в своем стихотворении их так и называет: дорогие слова. Послушайте внимательно это стихотворение и вслух помогите закончить некоторые строки. Дорогие слова. Дядя Саша огорчен. Рассказал он вот о чем. Видел Настю я сегодня,  Настя – славная девчонка. Она ходит в первый класс! Но давно уже от Насти  Я не слышу слова:… А слово­то какое, очень дорогое! Встретил Витю я соседа… Встреча грустная была: На меня он как торпеда, Учитель. Ребята, назовите слова, которые автор считает дорогими.  (Здравствуйте, спасибо, извините) Верно. Давайте запишем эти слова речевого этикета в тетрадь. 3. Словарно­орфографическая работа. Налетел из­за угла! Но представьте, зря от Вити Ждал я слова:… А слово­то какое, очень дорогое! Он про внучку говорил: Экая досада! Я портфель ей подарил,  Вижу: очень рада! Но нельзя ж молчать, как рыба. Ну сказала бы … А слово­то какое, очень дорогое! Правильно ли вы написали, проверим, где мы можем ошибиться? Ребята, никто из вас не задумывался, как образовалось слово СПАСИБО? Это слово известно в русском языке с  XVI  века. В старину «спасибо» состояло из двух слов: «Спасибо бог» (то есть «пусть спасет тебя бог») Так говорили в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у собеседника все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и зазвучали «спасибо». Смысл его в следующем: «Я вас благодарю и желаю вам всех благ».            И вот звучит во все века спасибо,             Спаси, мол, брат, тебя за это бог!           Слово «спасибо» ­ одно из самых распространенных этикетных слов в русском языке. А когда мы его употребляем? (Когда благодарим) 4. Объявление темы и целей урока. Верно, мы его употребляем слово «спасибо» в ситуации благодарности. И сегодня мы с вами учимся благодарить. Подумайте, ребята  и скажите, для чего нам нужно этому учиться.   (Чтобы   правильно,   грамотно,   говорить,   писать,   чтобы   быть   культурными, воспитанными людьми.) Спасибо!   Вы  помогли  мне  разъяснить,  зачем  нам  нужен  наш  сегодняшний  урок. Пословица гласит: «Учись доброму – худое на ум не пройдет». 5. Усвоение нового материала. Учитель.  Ребята, обратим внимание на слово благодарить. Это ключевое слово нашего урока, и оно будет звучать довольно часто. Обратите внимание на состав слова (в нем два корня благ и дар). Значит, дословно благодарить – это дарить благо, добро. 2 А сейчас послушайте, как толкуется слово благодарность в словаре русского языка Ожегова (слово ученице) Благодарность   –   чувство   признательности   кому­нибудь   за   оказанное   добро, внимание, услугу. Запишите   это   предложение   в   своих   тетрадях   и   расставьте   знаки   препинания. Объясните знаки препинания в этом предложении. Учитель.  Ребята,   скажите,   где   же   мы   благодарим   друг   друга.   А   ваши   рисунки, подготовленные   на   уроке   изобразительного   искусства   по   теме:   «Профессия»,   помогут ответить на вопрос. Итак, ситуации благодарности возникают на каждом шагу. А вот с помощью каких слов речевого этикета мы с вами благодарим друг друга? Подумайте и назовите слова, которыми вы благодарите. Учитель.  Ребята, вы назвали всего … слова. Как вы думаете, это много или мало? Я тоже считаю, что очень мало, но может быть, пополнят этот небольшой список пополнят ваши одноклассники,   вернувшиеся   из   творческой   командировки?   Они   наблюдали,   как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Вам слово. Группа №1.  Мы наблюдали, как благодарят в нашей школе: в столовой, в библиотеке, в медпункте благодарят словами спасибо и большое спасибо. Но к сожалению, есть ребята, которые не как не благодарят медсестру, повара, библиотекаря. Группа №2. А мы наблюдали общение людей в магазине. Мы почти не слышали, чтобы кто­ то благодарил продавца. Группа №3.  Мы наблюдали, как благодарят в автобусах. Люди редко говорят спасибо водителю или кондуктору за проданный билет. Еще мы заметили, что благодарят того, кто уступил место. Кроме слова спасибо других слов благодарности мы не слышали. Учитель.  Спасибо,   ребята,   за   предоставленный   материал,   к   сожалению,   не   очень радостный.   Итак,   никаких   новых   слов   ребята   нам   не   подсказали,   но   результаты   их наблюдений   подтверждают   необходимость   учится   благодарить,   необходимость     нашего урока. 6. Физкультминутка 7. Закрепление изученного материала 1) Знакомство с речевыми формами. Когда я готовилась к этому уроку, то в одной из книг и следователя русского речевого этикета Формановской я обнаружила 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я выписала. 1) Благодарю Вас. 2) Я вам очень признателен. 3) Я вам многим обязана. 4) Как я вам благодарен!  5) У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас… 6) Моя благодарность не знает границ. 7) Я хочу поблагодарить вас. 8) Вы очень любезны. 9) Я тронут вашим вниманием. 10) Это очень мило с вашей стороны. 11) Вы меня так выручили. 2) Знакомство со структурой ситуаций благодарности. Учитель. например, такую: Ребята, давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности,  3 Подхожу к ученице. ­ …, дай мне, пожалуйста, учебник. ­ Возьмите, пожалуйста. ­ Большое спасибо, … ­ Что вы, не за что. Была ситуация благодарности? (да) Из каких же компонентов она состоит? Во­первых, участники. Их два: … ­ человек, которого благодарят, я – человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. ведь благодарят за что­то, за услугу. в данном случае за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входит три основных компонента: 1) человек, которого благодарят; 2) человек, который благодарит; 3) услуга (кто? кого? за что благодарит?) 3) Упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности. Прослушайте отрывок из сказки. Вспомните название и кто её автор.                             Ей царевна говорит: «На ж, лови» ­ и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала; «Благодарствую, ­  сказала. – Бог тебя благослови.»  Дети: отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина Была ситуация благодарности? Кто её участники:  кто кого за что благодарит? (Царевну благодарит нищая старушка за кусок хлеба). 4) Практическое занятие. Цель   –   учиться   благодарить,   учитывая   особенности   компонентов   ситуации благодарности. Чтобы правильно использовать данные слова и выражения благодарности, ребятам надо учитывать меру услуги и её законченность. Рассмотрим такой пример. Вы едете в автобусе и попросил у другого пассажира передать   деньги   на   билет.   Он   выполнил   вашу   просьбу   и   передаёт   вам   билет.   Как поблагодарить человека за эту услугу? Выберите из двух вариантов правильный. 1) Благодарю вас. 2) Моя благодарность не знает границ. (Надо использовать первое предложение, т.к. второе выражение, употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет.) Верно, мы должны учитывать меру услуги, её значимость.  Послушайте ещё задачу.  Маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача? 1) – Спасибо, доктор. 2) Доктор, у меня нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность. (Я  бы  использовал   второе выражение,   т.к.  слово  спасибо   при  этих  обстоятельствах  не способно выразить всю степень благодарности). Верно!  Ребята,   мы   не   должны   забывать   об   участниках   ситуаций   общения.   Вы,   дети, подростки, чаще произносите слова спасибо, большое спасибо, реже благодарю. Люди старшего поколения используют такие выражения, как: Примите мою благодарность. Я вас чрезвычайно признательна. Вы очень внимательны. 4 Ваша любезность меня ко многому обязывает. С   помощью   этих   слов   чувство   признательности   выражается   полнее,   глубже,   а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены опытом. В благодарственных словах важна интонация – мягкая, уважительная, добрая. Послушайте   диалоги,   и   попробуйте   определить   характер   подумайте, взаимоотношений участников и их возраст. 1) – Я принёс тебе книгу.      ­ Спасибо, Петя!      ­ Не стоит, за что же! (Кто участники? – Два мальчика, наверное, друзья, ровесники.) 2) – Верочка, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше исправить двойку! ­   Ну   что   вы,   Алла   Васильевна,   не   надо   благодарить   меня.   Андрюша   сам   очень старался. (Кто участники? Мама мальчика Алла Васильевна и девочка Вера, которая помогла подтянуться в учёбе.) 3) – Дорогой Иван Петрович!    ­ Разрешите поздравить Вас с Днём рождения!    ­ Благодарю вас, друзья мои, я очень тронут.  (Кто участники? Люди взрослые, коллеги по работе.) 4) – Ольга Петровна, у меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас за Вашу работу и внимание, которыми Вы меня окружили. ­ Что вы, Елена Борисовна, мне было так приятно! Вам спасибо, что вы приняли приглашение. Приезжайте ещё. (Две женщины, очень хорошие знакомые, возможно, подруги.) Хорошо, молодцы! Учитель.  Итак, ребята, вы прослушали диалоги.  ­ Скажите, а что такое диалог? (Это разговор двух или нескольких лиц) ­ Из чего состоит диалог? (Из реплик) ­ Как пишем каждую реплику? ­ Чем может реплика сопровождаться? (Словами автора) Сейчас мы вместе составим очень простой письменный диалог по такой ситуации: Мальчик   благодарит   прохожего   за   то,   что   тот   сказал   ему   который   сейчас   час. Используйте при этом ещё одно слово речевого этикета – пожалуйста. ­ Скажите, пожалуйста, который час? – поинтересовался мальчик у прохожего. ­ Десять часов, ­ ответил мужчина. ­ Большое спасибо! – поблагодарил мальчик. Учитель.  Это  была  наша  коллективная  работа.  А  сейчас  попытайтесь  самостоятельно, используя слова и выражения благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и учитывая особенности ситуации, письменно составить диалоги по следующим ситуациям. I  ряд.  Ученик пятого класса благодарит своего одноклассника за то, что он принёс ему почитать интересный журнал. II ряд. Вы благодарите маму за очень вкусный ужин. III ряд. Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе. (Самостоятельная работа учащихся) Учитель. Заканчиваем работу, ребята. Давайте послушаем, что у вас получилось. (Слушаем диалоги) 8. Подведение итогов урока 5 Итак, ребята, сегодня на уроке мы учились благодарить. Мы постарались пополнить свой   словарный   запас   новыми   словами   и   выражениями   благодарности,   учились использовать их в своей   речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Я повторюсь, ведь благодарить – значит дарить людям благо, добро. 9. Домашнее задание.  10. Рефлексия. Подготовится к словарному диктанту №3 Урок   окончен,   благодарю   вас   за   наше   плодотворное   сотрудничество.   Всегда помните   о   том,   что   вежливые   слова,   добрые   слова   и   дела   поднимают   настроение окружающих тебя людей. Когда ты хочешь молвить словом,  Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то суровым,  То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. И можно радости прибавить, И радость людям отравить. им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить. Оно одарит, иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя,  Подумай, как бы им не ранить, Того, кто слушает тебя. 6

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка «Учимся благодарить» (5 класс)

Конспект урока русского языка  «Учимся благодарить» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019