Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
08.12.2018
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"
Данный материал содержит подробный конспект урока по теме "Обращение". Тема далеко не простая для пятиклассников, поэтому в конспекте есть проблемная ситуация, к которой подводит учитель, а учащиеся предлагают пути выхода. Главное достижение урока- отрывки из мультфильмов по сказкам Пушкина. Урок предусматривает и первичное закрепление материала, и самостоятельную работу, и тест. Материала дано с избытком, учитель может сам выбирать необходимые упражнения.
Конспект урока русского языка в 5 классе мой.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Обращение». Тип урока: урок «открытия нового знания»; работа с  информационным текстом. Педагогические   технологии:   развитие   критического   мышления через чтение и письмо, развития творческих способностей и навыков конструирования. Цели: Познавательные:  выяснить,   что   такое   обращение   и   какова   его функция; использовать обращение в речи. Развивающие:  развивать   критическое   мышление   через   чтение информационного   текста;   развивать   логическое   мышление; развивать умение работать в команде. Воспитательные:  воспитывать   умение  внимательно   слушать   и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными. Задачи обучения: 1.Формировать умение находить обращения в предложении. 2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего. 3.Формировать   умение   составлять   предложения   с   обращением   с учетом речевой ситуации. 4.Формировать   умение   использовать   обращение,   как   средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью. 5.Формировать   умение   выразительно   читать   предложения   с обращениями, соблюдая звательную интонацию. 6.Формировать умение верно ставить знаки препинания. Оборудование: раздаточные дидактические материалы, опорные  конспекты, лесенки успеха, тестовые задания, презентация по новой  теме 1. Мотивация Учитель:     Прозвенел уже звонок,                      Сядьте  тихо и неслышно.                       И скорей начнем урок.                        Будем мы читать, трудиться,                        Ведь заданья  нелегки.                        Нам, друзья, нельзя лениться,                         Так как мы ученики. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и вы готовы начать   нашу  работу. 2. Актуализация Наш урок всегда начинается со словарной работы. Ученики выходят к доске и под диктовку записывают слова: Пунктуация, Участник, Шорох, Кабинет, Интонация,  Настойчивость. Подчеркните первые буквы слов и попробуйте прочитать. Да, это  фамилия великого русского поэта  А.С.Пушкина. Наверно, это  имя как­то будет связано с нашим уроком(  мы обратимся к  творчеству, точнее, сказкам Пушкина.) Я вам желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня  на уроке  маленькое открытие, а помогут нам в этом сказки Пушкина. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас  изучаем? ( Синтаксис и пунктуация) Перед вами лесенки успеха. Отметьте, на какой ступеньке вы  сейчас находитесь? ( Подпишите на ступеньке букву «Я») Предлагаю проверить, насколько хорошо вы помните термины по  нашей теме. 1. Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится  сообщение о чем­либо. 2. Вид предложения, в котором нет второстепенных членов. 3. Вид предложения, которое произносится с особой интонацией,  выражающей радость, восторг, опасение. 4. Второстепенный член предложения, который обозначает  признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? 5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи  и отвечает на вопросы кто? что? 6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому  обращаются с речью. Учащиеся  обмениваются тетрадями  и  сверяют  ответы с  эталоном учителя на слайде Что вызвало сложность, трудность? Почему нет ответа на  последний вопрос? Да, действительно, нам не знаком этот термин. Вы попытаетесь  назвать его сами, сформулировать нашу тему, цели. 3. Целеполагание Еще раз вслушайтесь: Слово или сочетание слов, называющее  того, к кому обращаются с речью. Что же это такое? Могу предложить вам небольшую подсказку: Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. При письме не забывай, Запятыми выделяй. Кто же догадался, что это за термин? Записываем тему урока: «Обращение». Попробуйте  сформулировать наши цели. 3. Поиск путей решения Вопросы по новой теме: 1. Что такое обращение? 2. Какая часть речи выступает в  роли  обращения? 3. С какой интонацией произносится обращение? 4. Какое положение  в предложении может занимать обращение? 5. Может ли быть обращением местоимение? 6. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить  ответы на эти вопросы? Какими источниками информации можем пользоваться? Что необходимо сделать с информацией, чтобы  она осталась в памяти? А теперь вы читаете про себя параграф 22 в учебнике теории и  находите ответы на мои вопросы. Расскажи нам,     обращение, что ты значишь,  что скрываешь? Как с тобою поступать,  чтоб нам грамотными стать! Учащиеся отвечают на вопросы, прикрепляя листки­ответы на  доску. Ответы на вопросы: 1. Обращение­ слово или сочетание слов, называющее того, к  кому обращаются с речью. Вы, наверно, заметили, что обращение подчеркивается галочками. 2. Роль обращения обычно выполняет существительное в и.п. 3. Обращение произносится со звательной интонацией. На слайде учитель объясняет повышение голоса на обращении,  пауза и снова повышение голоса после обращения. А в нашем языке долго был звательный падеж. Об этом расскажет ученик.  Со школьной скамьи мы четко знаем, что в русском языке  существует 6 падежей. Но оказывается, это не совсем верно, падежей в грамматике гораздо больше. Одним из таковых  явлений является звательный падеж в русском. Для того чтобы обозначить обращение к лицу, предмету или  объекту, используется звательный падеж в русском языке.  Примеры довольно многообразны:  Маш, иди посмотри на кошку!  Вань, скорее позови папу! Такие формы сокращенных слов применимы только в  разговорной речи. В литературе XIX­ХХ века также применялся звательный  падеж. Примеры нынче довольно многообразны:  В сказке  Пушкина «Чего тебе надобно, старче»  «Поворотись-ка, сынку». Эту  форму  использовал  Гоголь , чтобы  показать  особенности речи украинских казаков. Слова в звательном падеже в предложении играют роль  обращения, поэтому на письме отделяются запятыми. Приведем пример:  Марусь, приходи сегодня на спектакль.  Мам, помоги помыть посуду!  Ванюш, где лежит новая книга? Из приведенных примеров видно, что данное правило  распространяется на любое предложение –  повествовательное, побудительное или вопросительное. На  двух слайдах  учитель объясняет повышение голоса на  обращении, пауза и снова повышение голоса после обращения. 4. Обращение может стоять в начале, середине, конце  предложения. Слайд 5. Личные местоимения не  выступают в роли обращения. 4. Решение учебных задач Теперь давайте  попробуем найти обращения в конкретных  примерах. На слайдах ученики видят и слышат отрывок из мультфильма по  сказкам  Пушкина, называя обращение и сказку, из которого взят  пример. Перед глазами лежат листы с отрывками из этих сказок.  Знаки препинания проставлены. Чем выражено ваше обращение? К кому обращается герой? Какое место в предложении занимает? Как выделяется знаками  препинания? Учащиеся, услышав, должны подчеркнуть обращения. Слайд про распространенные и нераспространенные обращения 5. Коррекция. А теперь давайте еще раз проговорим правила про обращения по  нашим подсказкам. 6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. А теперь ваши задача будет сложнее: вы не услышите подсказки,  не получите текстов со знаками препинания. Вы должны будете  сами выделить обращения знаками препинания, подчеркнуть. Ученикам предлагается выйти к доске, с листа записать  предложение, найти обращение и его подчеркнуть. 7. Физкультминутка Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.) 8.    Систематизация знаний  Ребята,   как   вам   кажется,   есть   ли   разница   в   обращении   одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми) Часто  по  обращению   можно  понять,  каков   тот  человек,  который обращается   и   тот,   к   которому   обращаются.   Обращением   можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми. На самом деле люди даже в устном разговоре часто  затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой,  разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без  церемоний».  Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека.  Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что  ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно:  «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок­подросток спросит  грубовато: «Мам, ты чайник поставила?»  Вроде ничего  оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон,  неласковое обращение огорчают сердце близкого человека.  А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по  телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство ­ обращение к человеку. Перед вами подсказки «вежливых « слов, которые помогут  обратиться к людям : 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны.  3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение.  6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не  могли бы сказать. И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы  решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно.  Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок.  Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке. Запишите несколько примеров. 9. Учитель может предложить учащимся  работу под названием   «Лови ошибку» На слайде учащиеся видят предложение  с неправильной  расстановкой знаков препинания. Задача­ найти эту ошибку. 10.Разноуровневое домашнее задание Параграф   22, упр. 303( 1, 2 задание), 308. Можете найти обращения из прочитанных текстов 11. Оценивание. Учитель может использовать прием «Игровая цель», когда  предложит уч­ся на скорость выполнить однотипную  самостоятельную работу. Тест. Обращения. 1.   Укажите   предложение   с   обращением   (знаки   препинания   не расставлены)     а) Чем вы  гости торг ведете?     б) Вчера к нам приехали гости.     в) Ты никогда об этом не узнаешь! 2.   Укажите   предложение   с   обращением   (знаки   препинания   не расставлены)     а) Спой светик не стыдись!     б)  Ты не прав.     в) Моя сестра учится в школе. 3.   Укажите   предложения   с   обращением   (знаки   препинания   не расставлены)     а) Я очень рад тебе.     б) Не трещите морозы в заповедном бору.     в) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи. 4.   На   месте   каких   цифр   в   предложениях   должны   стоять запятые?       Мама (1) разреши мне пойти гулять.       Мама (2) разрешила пойти мне гулять. Разреши мне пойти гулять (3) мама.   а) 1, 2, 3             б) 1, 2                  в) 1, 3 5.   На   месте   каких   цифр   в   предложениях   должны   стоять запятые?       Во всех нарядах (1) сестренка (2) ты хороша!       Во всех нарядах (3) сестренка (4) хороша.       Сестренка (5) хороша во всех нарядах.       Сестренка (6) ты хороша во всех нарядах.   а) 1, 2, 3, 4, 5, 6   б) 1, 2, 6   в) 3, 4, 6 6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой    а) Свет мой, зеркальце, скажи…    б)  Ты царица, всех милее…    в)  Иван – мой самый лучший друг. 7. Укажите предложение без пунктуационной ошибки    а) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?    б) Не шуми ты рожь спелым колосом.    в) Здравствуй солнце, да утро веселое. Ответы 1 а 2 а 3 б, в 4 а 5 б 6 б 7 а Ну а теперь  вернемся к началу урока. Вспомните, как вы  выполняли различные задания, все ли вам было понятно, как вы  теперь оцениваете себя.  На лесенке успеха ставим «Я» на  нужной ступени. 12.РефлЕксия Давайте по новой теме попробуем друг другу задать  «тонкие» и «толстые» вопросы.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Обращение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018