Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
19.02.2017
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
8 класс Тема урока: Назывные предложения Цели урока: — образовательные Дать понятие назывного предложения; Учить находить назывные предложения в тексте; Учить различать распространённые и нераспространённые назывные предложения; — развивающие Развивать познавательные интересы уч-ся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, умение составлять тезисный план умение обобщать; — воспитательные Любовь к родной природе на материале стихотворения А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье…». Основные понятия урока: Односоставные предложения, назывные предложения, орфограммы, пунктограммы. 7. Ресурсы: —учебник; — раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике;Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа», Орловского района, Орловской области. 8 класс Тема урока: Назывные предложения Цели урока: — образовательные Дать понятие назывного предложения; Учить находить назывные предложения в тексте; Учить различать распространённые и нераспространённые назывные предложения; — развивающие Развивать познавательные интересы уч-ся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, умение составлять тезисный план умение обобщать; — воспитательные Любовь к родной природе на материале стихотворения А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье…». Основные понятия урока: Односоставные предложения, назывные предложения, орфограммы, пунктограммы. 7. Ресурсы: —учебник; — раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике; 8. Ход занятия. При написании конспекта урока во второй части таблицы «Содержание этапа» необходимо отразить основное предметное содержание соответствующих этапов, методы, приемы и способы достижения поставленных целей, способы организации работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса. №№ Этапы урока Содержание этапа 1. Организационный момент. Настрой учеников Словесный метод: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня вы пришли в класс с хорошим настроением. А если кому-то из вас немножко грустно, то это не беда. Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением. И пусть наш урок пройдёт успешно, научит новому и принесёт радость. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Проверка домашнего задания. 1) Устная проверка домашнего упражнения 240 (метод: беседа с элементами анализа творческих работ) - Вспомните, какая часть текста и почему называется экспозицией? -Какова роль экспозиции в тексте? -Прочитайте начало рассказов на предложенные в задании темы: «Зимним утром», «Летний вечер», «Осень в лесу». (Слушаем чтение 2-3 творческих работ учащихся). -Чем понравились прочитанные завязки рассказов? Какие предложения использовали их авторы? -Задайте дополнительные вопросы по уже изученному материалу и оцените ответы товарищей. 2) Синтаксический разбор 2-3 предложений (метод: наблюдение над языковым фактом) -Давайте запишем на доске и в тетрадях 2-3 понравившихся вам односоставных предложений и произведём их синтаксический разбор. (Например, Постепенно светлеет. Утром просыпаешься и ждёшь чуда от нового дня. Листья окрасило немыслимыми цветами). Актуализация опорных знаний (1 ученик у доски) Составьте схему «Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым». Приведите 1-2 примера каждого типа предложений. 3. Самостоятельная работа уч-ся с карточками (цель индивидуально повторить изученное, выявить уровень знаний уч-ся) Карточка1 (На «4»). Выделите в предложениях грамматические основы, укажите односоставные (и их типы) и двусоставные предложения. Тиха украинская ночь. На душе светло. Мне (не)куда больше спешить. На чужой роток не накин…шь платок. Поле пш…ницы убрано. Карточка 2 (На «5»). Найдите безличные предложения. После драки кулаками (не) машут. Мне (не)здоровится. В дверь постучали. (Не)жди меня скоро. На сердитых воду возят. Вечереет. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении. Легко чужими руками жар загребать. Карточка 3 (На «3»). Укажите, какие предложения имеют обобщённое значение. Цыплят по осени сч…тают. Уже вечере…т. Без труда (не) вын…шь и рыбку из пруда. Каких только птиц не увид…шь в весеннем лесу! Звонят. 3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Целеполагание. Постановка проблемной задачи -Откройте тетради, подпишите: «…число. Классная работа. Назывные предложения». -Какие предложения мы записали? Назовите в каждом грамматическую основу. -Похожи ли они на уже известные нам односоставные предложения? А чем отличаются от них? - Вдумайтесь в название «Назывные предложения». Как вы думаете, почему они так называются? Целеполагание -Сегодня на этом уроке мы будем продолжать изучать односоставные предложения, познакомимся с новым типом таких предложений, в которых главным членом выступает подлежащее при отсутствии сказуемого. Итак, знакомьтесь – Назывные предложения! Это тема сегодняшнего урока. 4. Объяснение нового материала. Слово учителя - Определяющей особенностью назывных предложений, где нет сказуемого, является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт или воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий... При помощи назывного предложения можно сообщить о временном факте (Утро. 1905 год. 8 Марта. Новый год.), явлении природы (Весна. Радуга. Проливной дождь.), красоте природы и о многом другом. Наблюдение над языковым фактом (цель: Активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации. Развивать умение соотносить слово с орфограммой). -Классическим примером того, как можно изобразить красоту мира, не употребив ни одного глагола, является стихотворение А.А. Фета. Запишем под диктовку текст, объясним орфограммы и постановку знаков препинания. *** Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря… 1. Вопросы и задания: -Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите в тексте односоставные предложения с главным членом подлежащим. Как называются такие предложения? -Какие чувства они помогают выразить? (Особое нежное чувство влюблённых. Опасение, что кто-то посторонний узнает об их любви. Конкретные переживания героев, выразить которые можно только шёпотом и лаской. Ощущение чего-то таинственного. Параллелизм в описании природы и чувств лирических героев стихотворения). Вывод: Ритм стихотворения, основанного на использовании назывных предложений, позволяет передать нежные чувства, восхищение природой и нечто таинственное. 5. Первичное закрепление нового материала. 1. Коллективная работа уч-ся с учебником: -Прочитайте теоретический материал п. 24 (с.120). Составьте тезисный план теории параграфа. 2.Индивидуальная работа уч-ся с учебником: (Цель: развивать монологическую речь, умение создавать высказывание на лингвистическую тему; Совершенствовать умение соотносить теоретические материалы учебника с примерами.) - Расскажите, используя тезисный план, о назывных предложениях (Отвечают два ученика: средний, затем слабый. Третий ученик комментирует и оценивает ответ товарищей, вносит дополнения, приводит свои примеры, получает оценку). 2. Первичное закрепление (метод: устное рисование с элементами беседы) - Подойдите к окну. Расскажите о том, о пейзаже за окном, используя распространённые и нераспространённые назывные предложения. -О каких явлениях природы вам позволили рассказать назывные предложения? -Какова их функция в речи? 6. Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний учащихся. 1.Полусамостоятельная работа с учебником для средних и слабых учащихся (метод запись предложений с комментариями и графическими обозначениями) (2-3 ученика по очереди выполняют письменно у доски упражнение 243, остальные работают в своих тетрадях). 2. Сильные учащиеся работают на месте самостоятельно с упражнениями 244(п.) и 245(п.) или (по желанию уч-ся) выполняют индивидуальное задание «Составьте краткое письменное сообщение об особенностях назывных предложений, приведите свои примеры, используя теоретический материал п. 24, упражнения 248 и план на боковой доске ((План показан на доске). Дайте определение назывных предложений. О чём они сообщают? Каково значение назывных предложений с частицами вон, вот. Укажите особенность употребления назывных предложений.)». 7. Подведение итогов урока. Оценка знаний учеников (Цель: Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать их на активную работу на следующих уроках) — как подводились итоги урока; — какие формы учёта и оценки знаний учащихся использовались учителем. Рефлексия. Подведение итогов урока в форме беседы -Что мы узнали новое на этом уроке? -Было ли вам трудно? –Что было самым интересным на уроке? Почему? — Какие предложения мы относим к назывным? - В чём заключается различие этих предложений от остальных односоставных. — Могут ли назывные предложения быть двусоставными? — Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений? Понравилось ли вам использовать в своей речи назывные предложения? 8. Домашнее задание. 1.Слово учителя: Выучить материалы параграфа 24. Выполнить письменно упражнение 246 по заданию учебника. Беседа с учащимися о способе выполнения упражнения: - Прочитайте задание. Ответьте на вопросы: В какой последовательности вы будете выполнять это упражнение? Что вызывает сложность? Что нужно сделать, чтобы суметь выполнить наиболее сложное задание? 2.Выучить стихотворение А.А. Фета наизусть, подготовиться к письму по памяти.
Назывные предложения.8 класс.docx
Назывные предложения Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа», Орловского района, Орловской области. 8 класс Тема урока:  Назывные предложения Цели урока: —     образовательные  Дать   понятие   назывного   предложения;   Учить   находить   назывные   предложения   в   тексте;   Учить   различать распространённые и нераспространённые назывные предложения; —  развивающие  Развивать  познавательные  интересы  уч­ся, самостоятельное  мышление,  умение  анализировать   языковой  материал, умение составлять тезисный план умение обобщать; — воспитательные Любовь к родной природе на материале стихотворения А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье…». Основные понятия урока: Односоставные предложения, назывные предложения, орфограммы, пунктограммы. 7. Ресурсы: —учебник; — раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы  в учебнике; 8. Ход занятия. При   написании   конспекта   урока   во   второй   части   таблицы   «Содержание   этапа»   необходимо   отразить   основное предметное содержание соответствующих этапов, методы, приемы и способы достижения поставленных целей, способы организации работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса. Этапы урока № № 1. Организационный момент. Содержание этапа Настрой учеников Словесный метод: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня вы пришли в класс с хорошим настроением. А если кому­то из вас немножко грустно, то это не беда. Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением. И пусть наш урок пройдёт успешно, научит новому и принесёт радость. 2. Опрос   учащихся   по заданному   на   дом материалу. Проверка домашнего задания. 1        Устная   проверка   домашнего   упражнения   240   (метод:   беседа   с   элементами   анализа творческих работ) ­ Вспомните, какая часть текста и почему называется экспозицией?  ­Какова роль экспозиции в тексте?   ­Прочитайте   начало   рассказов   на   предложенные   в   задании   темы:   «Зимним   утром», «Летний вечер», «Осень в лесу». (Слушаем чтение 2­3 творческих работ учащихся). ­Чем понравились прочитанные завязки рассказов? Какие предложения использовали их авторы?  ­Задайте   дополнительные   вопросы   по   уже   изученному   материалу   и   оцените   ответы товарищей. 2) Синтаксический разбор 2­3 предложений (метод: наблюдение над языковым фактом) ­Давайте   запишем   на   доске   и   в   тетрадях   2­3   понравившихся   вам   односоставных предложений и произведём их синтаксический разбор. (Например, Постепенно светлеет. Утром   просыпаешься   и   ждёшь   чуда   от   нового   дня.   Листья   окрасило   немыслимыми цветами). Актуализация опорных знаний (1 ученик у доски) Составьте схему «Виды односоставных предложений   с   главным   членом   сказуемым».   Приведите   1­2   примера   каждого   типа предложений. 3. Самостоятельная работа уч­ся с карточками (цель индивидуально повторить изученное, выявить уровень знаний уч­ся) Карточка1 (На «4»). Выделите в предложениях грамматические основы, укажите односоставные (и их типы) и двусоставные предложения. Тиха украинская ночь. На душе светло. Мне (не)куда больше спешить. На чужой роток не накин…шь платок. Поле пш…ницы убрано. Найдите безличные предложения.  Карточка 2 (На «5»). После драки кулаками (не) машут. Мне (не)здоровится. В дверь постучали. (Не)жди меня  скоро. На сердитых воду возят. Вечереет. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении. Легко чужими руками жар загребать. Карточка 3 (На «3»). 3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Целеполагание. Укажите, какие предложения имеют обобщённое значение. Цыплят по осени сч…тают.   Уже вечере…т. Без труда (не) вын…шь и рыбку из пруда. Каких только птиц не увид…шь в весеннем лесу! Звонят. Постановка проблемной задачи  ­Откройте тетради, подпишите: «…число.  Классная работа. Назывные предложения». ­Какие предложения мы записали? Назовите в каждом грамматическую основу.  ­Похожи ли они на уже известные нам односоставные предложения? А чем отличаются от них?  ­   Вдумайтесь   в   название   «Назывные   предложения».   Как   вы   думаете,   почему   они   так называются?  Целеполагание  ­Сегодня   на   этом   уроке   мы   будем   продолжать   изучать   односоставные   предложения, познакомимся с новым типом таких предложений, в которых главным членом выступает подлежащее при отсутствии сказуемого. Итак, знакомьтесь – Назывные предложения! Это тема сегодняшнего урока. 4. Объяснение   нового Слово учителя материала. ­ Определяющей особенностью назывных предложений, где нет сказуемого, является то,  что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого  содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные,  выразительные, рассчитанные на опыт или воображение слушателя или читателя — такие,  по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или  событий... При помощи назывного предложения можно сообщить о временном факте  (Утро.  1905 год. 8 Марта. Новый год.), явлении природы (Весна. Радуга. Проливной  дождь.), красоте природы и о многом другом.  Наблюдение над языковым фактом (цель: Активизировать знания основных понятий  синтаксиса и пунктуации. Развивать умение соотносить слово с орфограммой). ­Классическим примером того, как можно изобразить красоту мира, не употребив ни одного   глагола,   является   стихотворение   А.А.   Фета.   Запишем   под   диктовку   текст, объясним орфограммы и постановку знаков препинания. *** Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря… 1 Вопросы и задания:  ­Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите в тексте односоставные предложения с главным членом подлежащим. Как называются такие предложения?  ­Какие   чувства   они   помогают   выразить?   (Особое   нежное   чувство   влюблённых. Опасение,   что   кто­то   посторонний   узнает   об   их   любви.   Конкретные   переживания героев,   выразить   которые   можно   только   шёпотом   и   лаской.   Ощущение   чего­то таинственного.   Параллелизм   в   описании   природы   и   чувств   лирических   героев стихотворения). Вывод:   Ритм   стихотворения,  основанного   на   использовании   назывных   предложений, позволяет передать нежные чувства, восхищение природой и нечто таинственное. 5. Первичное 1 Коллективная работа уч­ся с учебником: закрепление   нового материала. ­Прочитайте теоретический материал п. 24 (с.120). Составьте тезисный план теории параграфа.  2.Индивидуальная работа уч­ся с учебником: (Цель: развивать монологическую речь, умение создавать высказывание на лингвистическую тему; Совершенствовать умение соотносить теоретические материалы учебника с примерами.) ­   Расскажите,   используя   тезисный   план,   о   назывных   предложениях   (Отвечают   два ученика:   средний,   затем   слабый.   Третий   ученик   комментирует   и   оценивает   ответ товарищей, вносит дополнения, приводит свои примеры, получает оценку). 2. Первичное закрепление (метод: устное рисование с элементами беседы)   ­   Подойдите   к   окну.   Расскажите   о   том,   о   пейзаже   за   окном,   используя распространённые и нераспространённые назывные предложения. ­О каких явлениях природы вам позволили рассказать назывные предложения?  ­Какова их функция в речи? 1.Полусамостоятельная работа с учебником для средних и слабых учащихся (метод запись предложений с комментариями и графическими обозначениями) (2­3 ученика по очереди выполняют письменно у доски упражнение 243, остальные работают в своих тетрадях). 2. Сильные учащиеся работают на месте самостоятельно с упражнениями 244(п.) и 245(п.) или   (по   желанию   уч­ся)  выполняют   индивидуальное   задание   «Составьте   краткое письменное сообщение об особенностях назывных предложений, приведите свои примеры, используя теоретический материал п. 24, упражнения 248 и план на боковой доске ((План показан   на доске).    Дайте  определение  назывных  предложений. О  чём  они  сообщают? Каково   значение   назывных   предложений   с   частицами   вон,   вот.   Укажите   особенность употребления назывных предложений.)».  6. по   Работа дальнейшему углублению и обобщению   знаний учащихся.   7. Подведение   итогов урока. Оценка  знаний  учеников  (Цель:   Дать   оценку   знаниям   учащихся   и  мотивировать   их   на активную работу на следующих уроках) — как подводились итоги урока; — какие формы учёта и оценки знаний учащихся использовались учителем.  Рефлексия. Подведение итогов урока в форме беседы ­Что мы узнали новое на этом уроке? ­Было ли вам трудно?  –Что было самым интересным на уроке? Почему? — Какие предложения мы относим к назывным? ­ В чём заключается различие этих предложений от остальных односоставных. — Могут ли назывные предложения быть двусоставными? — Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений? Понравилось ли вам использовать в своей речи назывные предложения? 8. Домашнее задание. 1.Слово учителя: Выучить материалы параграфа 24. Выполнить письменно упражнение 246 по заданию учебника. Беседа с учащимися о способе выполнения упражнения: ­   Прочитайте   задание.   Ответьте   на   вопросы:   В   какой   последовательности   вы   будете выполнять это упражнение? Что вызывает сложность? Что нужно сделать, чтобы суметь выполнить наиболее сложное задание?  2.Выучить стихотворение А.А. Фета наизусть, подготовиться к письму по памяти.

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"

Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017