Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
19.02.2017
8 класс
Тема урока: Назывные предложения
Цели урока:
— образовательные
Дать понятие назывного предложения; Учить находить назывные предложения в тексте; Учить различать распространённые и нераспространённые назывные предложения;
— развивающие
Развивать познавательные интересы уч-ся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, умение составлять тезисный план умение обобщать;
— воспитательные
Любовь к родной природе на материале стихотворения А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье…».
Основные понятия урока: Односоставные предложения, назывные предложения, орфограммы, пунктограммы.
7. Ресурсы:
—учебник;
— раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике;Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа», Орловского района, Орловской области.
8 класс
Тема урока: Назывные предложения
Цели урока:
— образовательные
Дать понятие назывного предложения; Учить находить назывные предложения в тексте; Учить различать распространённые и нераспространённые назывные предложения;
— развивающие
Развивать познавательные интересы уч-ся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, умение составлять тезисный план умение обобщать;
— воспитательные
Любовь к родной природе на материале стихотворения А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье…».
Основные понятия урока: Односоставные предложения, назывные предложения, орфограммы, пунктограммы.
7. Ресурсы:
—учебник;
— раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике;
8. Ход занятия.
При написании конспекта урока во второй части таблицы «Содержание этапа» необходимо отразить основное предметное содержание соответствующих этапов, методы, приемы и способы достижения поставленных целей, способы организации работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса.
№№ Этапы урока Содержание этапа
1. Организационный момент.
Настрой учеников
Словесный метод: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
Сегодня вы пришли в класс с хорошим настроением. А если кому-то из вас немножко грустно, то это не беда. Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением. И пусть наш урок пройдёт успешно, научит новому и принесёт радость.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Проверка домашнего задания.
1) Устная проверка домашнего упражнения 240 (метод: беседа с элементами анализа творческих работ)
- Вспомните, какая часть текста и почему называется экспозицией?
-Какова роль экспозиции в тексте?
-Прочитайте начало рассказов на предложенные в задании темы: «Зимним утром», «Летний вечер», «Осень в лесу». (Слушаем чтение 2-3 творческих работ учащихся).
-Чем понравились прочитанные завязки рассказов? Какие предложения использовали их авторы?
-Задайте дополнительные вопросы по уже изученному материалу и оцените ответы товарищей.
2) Синтаксический разбор 2-3 предложений (метод: наблюдение над языковым фактом)
-Давайте запишем на доске и в тетрадях 2-3 понравившихся вам односоставных предложений и произведём их синтаксический разбор. (Например, Постепенно светлеет. Утром просыпаешься и ждёшь чуда от нового дня. Листья окрасило немыслимыми цветами).
Актуализация опорных знаний (1 ученик у доски) Составьте схему «Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым». Приведите 1-2 примера каждого типа предложений.
3. Самостоятельная работа уч-ся с карточками (цель индивидуально повторить изученное, выявить уровень знаний уч-ся)
Карточка1 (На «4»).
Выделите в предложениях грамматические основы, укажите односоставные (и их типы) и двусоставные предложения.
Тиха украинская ночь. На душе светло. Мне (не)куда больше спешить. На чужой роток не накин…шь платок. Поле пш…ницы убрано.
Карточка 2 (На «5»).
Найдите безличные предложения.
После драки кулаками (не) машут. Мне (не)здоровится. В дверь постучали. (Не)жди меня скоро. На сердитых воду возят. Вечереет.
Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении.
Легко чужими руками жар загребать.
Карточка 3 (На «3»).
Укажите, какие предложения имеют обобщённое значение.
Цыплят по осени сч…тают. Уже вечере…т. Без труда (не) вын…шь и рыбку из пруда. Каких только птиц не увид…шь в весеннем лесу! Звонят.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Целеполагание.
Постановка проблемной задачи
-Откройте тетради, подпишите: «…число. Классная работа. Назывные предложения».
-Какие предложения мы записали? Назовите в каждом грамматическую основу.
-Похожи ли они на уже известные нам односоставные предложения? А чем отличаются от них?
- Вдумайтесь в название «Назывные предложения». Как вы думаете, почему они так называются?
Целеполагание
-Сегодня на этом уроке мы будем продолжать изучать односоставные предложения, познакомимся с новым типом таких предложений, в которых главным членом выступает подлежащее при отсутствии сказуемого. Итак, знакомьтесь – Назывные предложения! Это тема сегодняшнего урока.
4. Объяснение нового материала. Слово учителя
- Определяющей особенностью назывных предложений, где нет сказуемого, является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт или воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий... При помощи назывного предложения можно сообщить о временном факте (Утро. 1905 год. 8 Марта. Новый год.), явлении природы (Весна. Радуга. Проливной дождь.), красоте природы и о многом другом.
Наблюдение над языковым фактом (цель: Активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации. Развивать умение соотносить слово с орфограммой).
-Классическим примером того, как можно изобразить красоту мира, не употребив ни одного глагола, является стихотворение А.А. Фета. Запишем под диктовку текст, объясним орфограммы и постановку знаков препинания.
***
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря…
1. Вопросы и задания:
-Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите в тексте односоставные предложения с главным членом подлежащим. Как называются такие предложения?
-Какие чувства они помогают выразить? (Особое нежное чувство влюблённых. Опасение, что кто-то посторонний узнает об их любви. Конкретные переживания героев, выразить которые можно только шёпотом и лаской. Ощущение чего-то таинственного. Параллелизм в описании природы и чувств лирических героев стихотворения).
Вывод: Ритм стихотворения, основанного на использовании назывных предложений, позволяет передать нежные чувства, восхищение природой и нечто таинственное.
5. Первичное закрепление нового материала. 1. Коллективная работа уч-ся с учебником:
-Прочитайте теоретический материал п. 24 (с.120). Составьте тезисный план теории параграфа.
2.Индивидуальная работа уч-ся с учебником: (Цель: развивать монологическую речь, умение создавать высказывание на лингвистическую тему; Совершенствовать умение соотносить теоретические материалы учебника с примерами.)
- Расскажите, используя тезисный план, о назывных предложениях (Отвечают два ученика: средний, затем слабый. Третий ученик комментирует и оценивает ответ товарищей, вносит дополнения, приводит свои примеры, получает оценку).
2. Первичное закрепление (метод: устное рисование с элементами беседы)
- Подойдите к окну. Расскажите о том, о пейзаже за окном, используя распространённые и нераспространённые назывные предложения.
-О каких явлениях природы вам позволили рассказать назывные предложения?
-Какова их функция в речи?
6. Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний учащихся. 1.Полусамостоятельная работа с учебником для средних и слабых учащихся (метод запись предложений с комментариями и графическими обозначениями) (2-3 ученика по очереди выполняют письменно у доски упражнение 243, остальные работают в своих тетрадях).
2. Сильные учащиеся работают на месте самостоятельно с упражнениями 244(п.) и 245(п.) или (по желанию уч-ся) выполняют индивидуальное задание «Составьте краткое письменное сообщение об особенностях назывных предложений, приведите свои примеры, используя теоретический материал п. 24, упражнения 248 и план на боковой доске ((План показан на доске). Дайте определение назывных предложений. О чём они сообщают? Каково значение назывных предложений с частицами вон, вот. Укажите особенность употребления назывных предложений.)».
7. Подведение итогов урока. Оценка знаний учеников (Цель: Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать их на активную работу на следующих уроках)
— как подводились итоги урока;
— какие формы учёта и оценки знаний учащихся использовались учителем.
Рефлексия. Подведение итогов урока в форме беседы
-Что мы узнали новое на этом уроке?
-Было ли вам трудно?
–Что было самым интересным на уроке? Почему?
— Какие предложения мы относим к назывным?
- В чём заключается различие этих предложений от остальных односоставных.
— Могут ли назывные предложения быть двусоставными?
— Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?
Понравилось ли вам использовать в своей речи назывные предложения?
8. Домашнее задание. 1.Слово учителя: Выучить материалы параграфа 24. Выполнить письменно упражнение 246 по заданию учебника. Беседа с учащимися о способе выполнения упражнения:
- Прочитайте задание. Ответьте на вопросы: В какой последовательности вы будете выполнять это упражнение? Что вызывает сложность? Что нужно сделать, чтобы суметь выполнить наиболее сложное задание?
2.Выучить стихотворение А.А. Фета наизусть, подготовиться к письму по памяти.
Назывные предложения.8 класс.docx
Назывные предложения
Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа», Орловского района, Орловской области.
8 класс
Тема урока: Назывные предложения
Цели урока:
—
образовательные
Дать понятие назывного предложения; Учить находить назывные предложения в тексте; Учить различать
распространённые и нераспространённые назывные предложения;
— развивающие
Развивать познавательные интересы учся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал,
умение составлять тезисный план умение обобщать;
— воспитательные
Любовь к родной природе на материале стихотворения А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье…».
Основные понятия урока: Односоставные предложения, назывные предложения, орфограммы, пунктограммы. 7. Ресурсы:
—учебник;
— раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы
в учебнике;
8. Ход занятия.
При написании конспекта урока во второй части таблицы «Содержание этапа» необходимо отразить основное
предметное содержание соответствующих этапов, методы, приемы и способы достижения поставленных целей, способы
организации работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса.
Этапы урока
№
№
1. Организационный
момент.
Содержание этапа
Настрой учеников
Словесный метод: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
Сегодня вы пришли в класс с хорошим настроением. А если комуто из вас немножко
грустно, то это не беда. Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением.
И пусть наш урок пройдёт успешно, научит новому и принесёт радость. 2. Опрос учащихся по
заданному на дом
материалу.
Проверка домашнего задания.
1 Устная проверка домашнего упражнения 240 (метод: беседа с элементами анализа
творческих работ)
Вспомните, какая часть текста и почему называется экспозицией?
Какова роль экспозиции в тексте?
Прочитайте начало рассказов на предложенные в задании темы: «Зимним утром»,
«Летний вечер», «Осень в лесу». (Слушаем чтение 23 творческих работ учащихся).
Чем понравились прочитанные завязки рассказов? Какие предложения использовали их
авторы?
Задайте дополнительные вопросы по уже изученному материалу и оцените ответы
товарищей.
2) Синтаксический разбор 23 предложений (метод: наблюдение над языковым фактом)
Давайте запишем на доске и в тетрадях 23 понравившихся вам односоставных
предложений и произведём их синтаксический разбор. (Например, Постепенно светлеет.
Утром просыпаешься и ждёшь чуда от нового дня. Листья окрасило немыслимыми
цветами).
Актуализация опорных знаний (1 ученик у доски) Составьте схему «Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым». Приведите 12 примера каждого типа
предложений.
3. Самостоятельная работа учся с карточками (цель индивидуально повторить изученное,
выявить уровень знаний учся)
Карточка1 (На «4»).
Выделите в предложениях грамматические основы, укажите односоставные (и их типы) и
двусоставные предложения.
Тиха украинская ночь. На душе светло. Мне (не)куда больше спешить. На чужой роток не
накин…шь платок. Поле пш…ницы убрано.
Найдите безличные предложения.
Карточка 2 (На «5»).
После драки кулаками (не) машут. Мне (не)здоровится. В дверь постучали. (Не)жди меня
скоро. На сердитых воду возят. Вечереет.
Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении.
Легко чужими руками жар загребать.
Карточка 3 (На «3»). 3. Психологическая
подготовка учащихся
к восприятию нового
материала.
Целеполагание.
Укажите, какие предложения имеют обобщённое значение.
Цыплят по осени сч…тают. Уже вечере…т. Без труда (не) вын…шь и рыбку из пруда.
Каких только птиц не увид…шь в весеннем лесу! Звонят.
Постановка проблемной задачи
Откройте тетради, подпишите: «…число. Классная работа. Назывные предложения».
Какие предложения мы записали? Назовите в каждом грамматическую основу.
Похожи ли они на уже известные нам односоставные предложения? А чем отличаются от
них?
Вдумайтесь в название «Назывные предложения». Как вы думаете, почему они так
называются?
Целеполагание
Сегодня на этом уроке мы будем продолжать изучать односоставные предложения,
познакомимся с новым типом таких предложений, в которых главным членом выступает подлежащее при отсутствии сказуемого. Итак, знакомьтесь – Назывные предложения! Это
тема сегодняшнего урока.
4. Объяснение нового
Слово учителя
материала.
Определяющей особенностью назывных предложений, где нет сказуемого, является то,
что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого
содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные,
выразительные, рассчитанные на опыт или воображение слушателя или читателя — такие,
по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или
событий... При помощи назывного предложения можно сообщить о временном факте
(Утро. 1905 год. 8 Марта. Новый год.), явлении природы (Весна. Радуга. Проливной
дождь.), красоте природы и о многом другом.
Наблюдение над языковым фактом (цель: Активизировать знания основных понятий
синтаксиса и пунктуации. Развивать умение соотносить слово с орфограммой).
Классическим примером того, как можно изобразить красоту мира, не употребив ни
одного глагола, является стихотворение А.А. Фета. Запишем под диктовку текст,
объясним орфограммы и постановку знаков препинания.
***
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря…
1 Вопросы и задания:
Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите в тексте односоставные
предложения с главным членом подлежащим. Как называются такие предложения?
Какие чувства они помогают выразить? (Особое нежное чувство влюблённых.
Опасение, что ктото посторонний узнает об их любви. Конкретные переживания
героев, выразить которые можно только шёпотом и лаской. Ощущение чегото таинственного. Параллелизм в описании природы и чувств лирических героев
стихотворения).
Вывод: Ритм стихотворения, основанного на использовании назывных предложений,
позволяет передать нежные чувства, восхищение природой и нечто таинственное.
5. Первичное
1 Коллективная работа учся с учебником:
закрепление нового
материала.
Прочитайте теоретический материал п. 24 (с.120). Составьте тезисный план теории
параграфа.
2.Индивидуальная работа учся с учебником: (Цель: развивать монологическую речь,
умение создавать высказывание на лингвистическую тему; Совершенствовать умение
соотносить теоретические материалы учебника с примерами.)
Расскажите, используя тезисный план, о назывных предложениях (Отвечают два
ученика: средний, затем слабый. Третий ученик комментирует и оценивает ответ
товарищей, вносит дополнения, приводит свои примеры, получает оценку).
2. Первичное закрепление (метод: устное рисование с элементами беседы)
Подойдите к окну. Расскажите о том, о пейзаже за окном, используя распространённые и нераспространённые назывные предложения.
О каких явлениях природы вам позволили рассказать назывные предложения?
Какова их функция в речи?
1.Полусамостоятельная работа с учебником для средних и слабых учащихся (метод запись
предложений с комментариями и графическими обозначениями) (23 ученика по очереди
выполняют письменно у доски упражнение 243, остальные работают в своих тетрадях).
2. Сильные учащиеся работают на месте самостоятельно с упражнениями 244(п.) и 245(п.)
или (по желанию учся) выполняют индивидуальное задание «Составьте краткое
письменное сообщение об особенностях назывных предложений, приведите свои примеры,
используя теоретический материал п. 24, упражнения 248 и план на боковой доске ((План
показан на доске). Дайте определение назывных предложений. О чём они сообщают?
Каково значение назывных предложений с частицами вон, вот. Укажите особенность
употребления назывных предложений.)».
6.
по
Работа
дальнейшему
углублению
и
обобщению знаний
учащихся.
7. Подведение итогов
урока.
Оценка знаний учеников (Цель: Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать их на
активную работу на следующих уроках)
— как подводились итоги урока; — какие формы учёта и оценки знаний учащихся использовались учителем.
Рефлексия. Подведение итогов урока в форме беседы
Что мы узнали новое на этом уроке?
Было ли вам трудно?
–Что было самым интересным на уроке? Почему?
— Какие предложения мы относим к назывным?
В чём заключается различие этих предложений от остальных односоставных.
— Могут ли назывные предложения быть двусоставными?
— Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?
Понравилось ли вам использовать в своей речи назывные предложения?
8. Домашнее задание.
1.Слово учителя: Выучить материалы параграфа 24. Выполнить письменно упражнение
246 по заданию учебника. Беседа с учащимися о способе выполнения упражнения:
Прочитайте задание. Ответьте на вопросы: В какой последовательности вы будете
выполнять это упражнение? Что вызывает сложность? Что нужно сделать, чтобы суметь
выполнить наиболее сложное задание?
2.Выучить стихотворение А.А. Фета наизусть, подготовиться к письму по памяти.
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.