Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.
Тема урока: ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ.
Учитель МАОУ СОШ №24
Города Березники
Гатауллина
Ильмира Минегалиевна.
2013-2014
Тема: Части речи. Обобщение.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся о частях речи.
2. Закреплять умения отличать одну часть речи от другой.
3. Совершенствовать навык грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
4. Учить работать в паре, совместно принимать общие решения.
Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедиа-презентация (Microsoft Office PowerPoint2003)
- рисунки Т. Рик «имя существительное», «имя прилагательное « глагол»;
- у детей листочки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Слайд №2)
(Под музыку дети заходят в класс.)
Учитель: К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталинки
На полях видны
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
2. Психологический настрой на работу. (Слайд №3,4)
Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности и уверенности в знаниях.
3. Словарная работа. (Слайд №5)
Учитель: Рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня работать будем на листочках, которые лежат у вас на столах. Поработав со словарными словами, узнаете тему нашего урока.
Кроссворд Словарные слова.
1. Столица нашей Родины,
Один из самых крупных и красивых городов
В нашей стране и во всём мире. (Москва)
(Дети вписывают слова в кроссворд, на листочках)
2. Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (Капуста)
3. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей кА!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
4. Рыжий мех. Пышный мех.
Кто его хозяйка?
Заяц , угадай-ка? (Лисица)
5. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
6. Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух)
7. Я отвёрткой винт верчу,
Молотком своим стучу, я скамейку сколочу,
Я ………. Быть хочу. (Рабочий)
8. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ………. (Машина)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. РА |
8. М |
|
|
1. М |
3. Т |
|
|
5.В |
|
Б |
А |
|
2 .К |
О |
Е |
4. Л |
|
О |
6. П |
О |
Ш |
Ч |
А |
С |
Т |
И |
|
Р |
Е |
Ч |
И |
|
П |
К |
Р |
С |
|
О |
Т |
И |
Н |
|
У |
В |
А |
И |
|
Б |
У |
Й |
А |
|
С |
А |
Д |
Ц |
|
Е |
Х |
|
|
|
Т |
|
Ь |
А |
|
Й |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Обозначьте в словах орфограммы. (Дети подчёркивают букву , которую нужно запомнить. Проговаривают орфограммы вслух по цепочке.)
5. Сообщение темы, целей урока. (Слайд №6)
Ребята, какова же тема нашего урока, прочитайте, что получилось по горизонтали. (Части речи)
-О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Вспомним части речи)
-Поставьте перед собой цель, что мы сегодня должны повторить? (Повторить части речи, поучиться отличать одну часть речи от другой.)
Учитель: Тема урока: обобщение знаний о частях речи.
Цели урока: вспомнить части речи, закрепить умения отличать одну часть речи от другой.
- В этот удивительный, прекрасный весенний день мы отправимся в путешествие, побываем в стране «РЕЧЬ», где встретимся с его гостеприимными жителями: частями речи.
6. Основная часть урока.
-Отправимся на паровозике из Ромашкова. (Слайд№7)
Вот и первый житель страны . Кто он? (Имя существительное.)
(Выходит Мальчик-Имя существительное)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (Читает стих) (Слайд№8)
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги , ручки, дневники!
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло на всё ответить
Имя существительное!
Учитель: Что любит больше всего этот старичок? (Превращаться в предметы)
-Во что может превратиться имя существительное? (солнце, туча, дождь, пёс, кот и т. д.)
-Вспомните, что такое имя существительное? (Имя существительное- это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто, что.)
-Какими могут быть имена существительные? (одушевлённые, неодушевлённые, собственные и нарицательные.)
Имя существительное приготовил для вас задание. (Слайд№9)
Имя существительное: Методом перестановки букв, составьте новое слово. (Ученики работают в парах, вписывают слова. По цепочке комментируют.)
Укор- ______________________ банка-_______________________
Марш- _____________________ сон- ________________________
Вор- ______________________ шут-_________________________
Ток-________________________ фарш-________________________
Учитель: Отправляемся дальше. (Слайд№10)
-Посмотрите, нас встречает девушка удивительной красоты. Кто она?
(Заходит девочка-Имя прилагательное)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, (Читает стих) (Слайд№11)
Имя прилагательное,
Все со мной дружны!
Признаки предметов
Знать вы все должны:
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
Учитель: Чем занимается эта девушка? (раскрашивает предметы)
-Вспомните, что такое имя прилагательное? ( Имя прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, какая, какое.)
_ Какой намёк содержит слово прилагательное? (оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться)
-К чему же, к какой части речи? (к имени существительному)
Имя прилагательное: Моё задание: Вставить подходящие имена прилагательные. (Дети вставляют прилагательные на экране и у себя на листочках -3 задание) (Слайд№12)
Вот уж снег __________________в поле тает,
_______________пар восходит от земли,
И кувшинчик _______________ расцветает,
И зовут друг друга журавли.
_______________ лес, в _____________ дым одетый,
_______________ гроз нетерпеливо ждёт,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.
А. Толстой.
-Прочитайте, что у вас получилось? (Ученики читают хором стихотворение)
7.Физминутка для глаз. (смотрим на экран) (Слайд№13)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт.
В лесу подснежник оживёт.
6. Основная часть урока. (Слайд№14)
Учитель: Отправляемся дальше. Нас встречает дядюшка, он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.
(Заходит мальчик-глагол.)
ГЛАГОЛ (читает стих) (Слайд№15)
Что делать? Что сделать?
Учащимся школ?
На эти вопросы
Ответит глагол!
Учитель: Вспомните, что такое глагол? (Глагол-часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
Глагол: Вот моё задание Кто назовёт больше всего глаголов. Работаем в паре. (4 задание на листочках) (Ученики вписывают глаголы) Отправляемся дальше
7. Физминутка . (Под музыку) Дети встают. Шагают на месте. Руки согнуты в локтях; поочерёдное движение левой и правой руками вперёд-назад. (Слайд№16)
Слайд№17
Учитель: Мы дошли до самых маленьких жителей страны «Речь»
- Кто они? ( Заходят дети – предлоги)
-ПРЕДЛОГИ: Что вы знаете о нас? (Слайд№18)
-Наше задание: Ответить на шуточные вопросы. (5 задание на листочках)
- Название, какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? _________________________________________________
- Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?
- Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?
- Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку ?
______________________________________________________________
(Дети вписывают ответы на шуточные вопросы.)
Учитель: Проверим, что у вас получилось?
7. Закрепление.
Учитель: Наше путешествие завершилось. Но части речи с нами не прощаются, а говорят до новых встреч. Мы ещё не раз встретимся с ними и узнаем много нового и интересного.
Последнее задание на листочках: Составь предложение, обозначь части речи. ( Под музыку дети выполняют 6 задание) (Слайд№19)
К, прилетели, кормушке, снегири, и, суетливые, красногрудые, синички.
Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения этого задания.
-Какое получилось предложение? ( К кормушке прилетели красногрудые снегири и суетливые синички.)
- Назовите существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. (Дети называют и одновременно проверяют задание друг у друга)
-Оцените последнее задание друг у друга. Кто, по вашему мнению, справился отлично. Кому надо закрепить изученный материал ещё раз? (Дети оценивают работу соседа по парте)
8. Итог урока. (Слайд№20)
Учитель: Подведём итог нашего урока.
- Чему научились, что повторили, что понравилось, моё настроение.
Оценки за урок.
Всем спасибо, урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.