На уроке русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква С» учащиеся пишут заглавную букву "С", продолжается формирование умений делить слово на слоги, выделять ударный звук в слове; анализировать слов, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями.
анализировать и обобщать.
- воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал 1 на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
Тема: «Заглавная буква С»
Цель:
- создать условия для формирования в памяти учащихся
четко дифференцированного зрительно-двигательного
образа заглавной буквы “С”;
- продолжить формирование умений делить слово на
слоги, выделять ударный звук в слове; анализировать слово,
предложение, воспринятые на слух, соотносить их со
схемами и моделями;
- учить перекодировать звукофонемную форму слова в
буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять
виды соединений букв в слове;
- развивать внимание, речевые умения, умение
– Какую цель мы ставили себе на прошлом уроке письма?
(Научиться писать строчную букву с.)
– Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
(заглавная буква С)
- А зачем она нужна, ведь мы уже умеем писать строчную
букву с? Приведите примеры. (Для написания имен,
названий городов и т.д.)
1). Разминка (на доске полузакрытые буквы).
– Посмотрите, какие буквы тут спрятались. (И, А, О, У, н).
– А как вы догадались? (По элементам.)
– Какая буква лишняя? Найдите два доказательства
(Строчная, согласная)
– Откройте прописи, переложите закладку на 20 страницу.
– Определите цель нашего урока.
I I . Актуализация опорных знаний.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ... (Соловей.)
Игра “Доскажи словечко”.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши: прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и… (совы).
- Как мы можем назвать их одним словом? Какую пользу
приносят птицы?
- Я приготовила схемы к словам-отгадкам. (На доске). К
какому слову относится каждая схема.
Докажите.
Проанализируйте слова-отгадки. Чем они похожи? На какой
звук начинаются эти слова? (Звук [с].)
III. Повторение звуков [с], [с’], изученных на уроках чтения.
– Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с],
[с’]. (Слоненок, Зоя, санки, матрос, семена, золото, усы, сено,
соль, сумка, и т. д.)
IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы “С” в
памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы “С”:
малой и большой печатных, строчной и заглавной
письменных.
– Сравните большую печатную и заглавную письменную
буквы “С”.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква
“С”. (Полуовал.)
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в
памяти учащихся.
1. – Кто сможет без моего объяснения написать
заглавную букву С ?– А кто сможет сам объяснить своим товарищам, как
правильно и красиво написать заглавную букву С?
Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево
прописываем полуовальную линию,
коснувшись
дополнительной линейки . Опускаем ее вниз , закругляем
вправо, коснувшись нижней линейки.
2. Замечательно, сейчас мы это проверим. Открываем
прописи. Мы с вами говорили о том, какую пользу приносят
птички. Посмотрите, они оберегают наши сады, и у нас
выросли такие замечательные яблоки. Что нужно сделать в
этом задании? Послушайте стихотворение о яблоках.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю.
Яблоко с другом своим разделю.
3. Выполнение узора яблоко.
- Сколько здесь половинок? Сколько целых яблок можно
сложить из этих половинок? Какую половинку надо взять,
чтобы получилась буква С?
4. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном
чередовании напряжения и расслабления мышц под счет
сначала “в воздухе”, а затем под счет по тетради ( Я пишу,
дети прописывают в воздухе)
Физкультминутка.
VI. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в
течение выполнения задания одной строки.
1. Письмо учащимися в тетради двигательных
элементов, их комплексов и заглавной буквы “С” по
алгоритму.
– Подчеркните самую красивую и правильную букву, которую
вы написали.
– Поменяйтесь тетрадями и найдите у товарища самую
красивую букву. Выскажите друг другу замечания.
– А для чего нужно стремиться писать правильно и красиво?
2. Упражнение в письме соединений:
а) нижнего – Со;б) верхнего – Си.
– Для чего нужны слоги?
Физкультминутка для рук.
VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и
предложений.
– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?
– Что делают дети?
- Как зовут детей? Составьте предложения по картинкам.
Сколько слов должно быть в этих предложениях?
– С какой буквы надо писать имена людей?
– Какой звук обозначает буква “с” в слове “Сима”? (Звук [с’].)
– Составьте схему слова Соня и Сима, Саша.
- Давайте попробуем написать слово из первого предложения
(сани). Сколько букв, какие, какое соединение?
- А сейчас запишем предложение, которое есть у вас в
прописи. (У Сони сани)
VIII. Работа в тетрадях.
Записываем И, А, О, У, С, иа, уы.
IХ. Рефлексия.
Что нового сегодня изучили или мы все знали?
С какой целью? Где будем применять?
Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас?
Поднимите руку, кто узнал что-то новое. А остальные?
Х.Итог урока.