Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Страна детства" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Страна детства" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
08.01.2017
Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Страна детства" (4 класс)
Данная разработка предназначена для обобщения материала по разделу "Страна детства" по курсу литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России"). Урок содержит разные формы и методы работы детей над пройденным материалом. На каждом этапе работы дети оценивают свою работу в "листе самоконтроля".В данном файле содержится разработка урока.
Открытый урок СТРАНА ДЕТСТВА.doc

Открытый урок по литературному чтению по теме

« Обобщение по разделу «Страна Детства»

4 «б» класс

Дата проведения: 18.02.2016г.

Класс: 4 «б»

Тема урока: Обобщение по разделу «Страна Детства».

Учитель: Григорьева Татьяна Владимировна, учитель МБОУ «ООШ №7», г. Чусовой

 

Планируемые результаты:

предметные:

§  знать книги из раздела «Страна детства»,

§  умение ориентироваться в содержании раздела,

§  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,

§  увеличивать темп чтения вслух,

§  воспринимать на слух художественное произведение;

 

метапредметные:

§  формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

§  планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,

§  оценивание своей работы на уроке,

§  анализ художественного  текста,

§  поиск необходимой информации в книге,

§  ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,

§  осмысление привал взаимодействия в паре и группе;

 

личностные:

§  осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову».

Цели урока:

§  повторить и обобщить изученный материал;

§  развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

§  углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении,

§  формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

 

  Задачи урока:

§  учить работать с текстом,

§  находить средства художественной выразительности

 

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала,  применение  знаний и умений.

Технологии урока:

ü информационно-коммуникационные технологии;

ü обучение в сотрудничестве, работа в парах, в группах;

ü здоровье-сберегающие.

 

Оборудование:

Компьютер учителя, компьютерная презентация по теме урока, выставка книг писателей Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко, учебники,  карточки для  самостоятельной работы у учащихся, оценочные листы.

 

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

3.Самоопределение к деятельности.

4.Работа по теме урока.

5.Физминутка для глаз.

6.Закрепление умений и навыков в знании текстов по данной теме.

7.Самостоятельная работа по теме. Тест.

8.Рефлексия.

9.Итог урока. Домашнее задание.

 

 

Ход урока:

Слайд 2.

1.Организационный момент.

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках. (Книга.)

 

Слайд 3.

Учитель. Книги… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

 

2. Актуализация знаний.

  - Сегодня мы с вами не просто поговорим окунемся в необычную страну, этой страны нет на карте, она живет в нашем сердце, в нашей жизни.

*    Проанализируйте книги верхнего ряда, найдите в них что-то общее и продолжите этот ряд книгами из второго ряда.

1        Ряд: Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов», Ш.Перро. Мальчик – с – пальчик., Н. Носов. Незнайка и его друзья. В.Одоевский «Городок в табакерке» ?

2        Ряд: Б.Житков «Как я ловил человечков», М. Пришвин «Лисичкин хлеб» , И.Бианки «Лесная газета», «Большая книга русских сказок».

- Почему выбрали это произведение?

Слайд 4.

*    Угадайте, о каком произведении идет речь, назовите его автора и название .

 

В этом произведении говорится о вещи, которую подарили спустя 10 лет. Эту вещь нельзя взять в руки, но она смогла открыть все самое прекрасное, чем должен жить человек. (К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Слайд 5.

 

*    Убери лишнее: разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, мандарины, пастилки и крымские яблочки.

- Что объединяет эти слова? (этими предметами наряжали ёлку в произведении          М. Зощенко. Ёлка)

 

3.Самоопределение к деятельности.

Слайд 6.

 

-Что общего у данных трех произведений? (они из раздела «Страна детства», авторские, написаны в прозе, описаны случаи из жизни)

Слайд 7.

- Какая тема нашего урока? (Обобщение по разделу «Страна детства»)

- Какие задачи мы должны решить на этом уроке? Сформулируйте с помощью слов помощников.

Слайд 8.

ВСПОМНИТЬ  ВЫРАЖАТЬ  НАХОДИТЬ  ОБОБЩИТЬ 

Вспомнить произведения и их авторов раздела.

Выражать свои мысли и чувства о прочитанных произведениях.

Находить в тексте необходимую информацию.

Обобщить изученный материал.

4.Работа по теме урока.

- Начнем с первой задачи  урока ВСПОМНИМ авторов данных произведений.

Слайд 9.

   Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).

   Найдите лишний портрет (дети показывают портрет Э.Грига).

Почему? (это портрет композитора)

 

Слайд 10.

    Вспомните, как зовут писателей?                                              

Соотнесите правильно фамилии и имена авторов. Заполните табличку с помощью значков.

1.      

 

2.      

 

3.      

 

1.      Житков                     □Константин Георгиевич

2.     Зощенко                  ☺Борис Степанович

3.     Паустовский            X Михаил Михайлович

Слайд 11.

Проверка.

Оцените себя в оценочном листе.

 

Слайд 12.

Вспомним биографию наших писателей.

Выставляем  карточки с портретами писателей. (Работа в паре)

1                                                                                                          

—Он родился в семье художника в Петербурге. После окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов.                                                                (М.М.Зощенко)

 

2                                                                                                           

—Он провёл детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта». Дружил в детстве с К.И.Чуковским.                                                               (Б.С.Житков)

 

3

—Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Моё состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе».

                                                                                                   (К.Г.Паустовский)

Слайд 13 – Проверка.

Оцените свою работу в оценочном листе.

 

5.Закрепление умений и навыков в знании текстов по данной теме.

- Писателей мы вспомнили, поговорим  о  произведениях этих авторов, которые мы прочитали.

Слайд 14.

-К какому произведению можно отнести данную пословицу:

Дал слово - держись, а не давши- крепись.

- Как вы понимаете её смысл? (Будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.)

- Что заинтересовало Борю у бабушки?

- Подтвердите это словами из текста, тот факт,  что Боря был восхищен пароходиком. (стр.38) Я глаз не мог от него оторвать.

 

- Найдите описание пароходика в тексте (стр.38). Прочитайте.

Слайд 15.

- Какие средства художественной выразительности использует автор при описании предмета обожания мальчика?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ   СРАВНЕНИЕ       МЕТАФОРА

- Приведите примеры из текста  (Будочка-домик, винт-розочка, два черных пояса)

- Почему мальчик  не сдержал слово? Что им двигало любопытство или любознательность?  (Ответ из тетрадей- дом. задание)

- Чему же учит этот рассказ? От чего в будущем нас хочет оградить автор, рассказывая о своем случае из жизни? ( Ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать обещанного, данного слова)

 

6.Физминутка для глаз.

Слайды 16-26

Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».

-Кто догадался, о каком произведении будем сейчас говорить?

Слайд 27.

- Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором Э. Григом и его музыкой?

У каждого из вас во время прослушивания в душе возникли какие-то чувства, а что чувствовала Дагни, слушая эту музыку? Найдите в тексте и прочитайте.Стр.56.

-К.Г. Паустовский и Э.Григ - оба великие мастера. Один – словом, другой музыкой пробуждает в нас любовь к родному краю, раскрывает красоту окружающего нас мира. 

- Чем же должен жить человек? Прочитайте из тетрадей, как вы ответили на этот вопрос.

Слайд 28.

 

-Перед детьми картинка КРАПИВА, какие ассоциации у вас с этой картинкой. Про какого человека можно сказать: жжется, как крапива? С каким произведением её можно соотнести? Почему? ( Елка. М.М. Зощенко)

 

-Прочитайте эту пословицу. Дом. задание.

- Кому в рассказе адресовали  это выражение.

 

-Как вы понимаете её смысл? (Водиться-дружить. Отказалась тетя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнивают с крапивой. Грубость, хамство, агрессивное поведение приводит к конфликту и ссоре. С такими людьми, как Минька и Лелька, не очень приятно общаться.)

- Почему о Лёле и Миньке гости сложили такое негативное впечатление?

- Какой урок извлек для себя автор из событий своего детства? Стр.64

- Оцените свою работу в листе самооценки.

- Пришло время все сказанное обобщить.

Слайд 29.

Работа в группах.

—Поздний он гложет  кость.

    Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.

    Незванный  он  хуже  татарина.

                                                                              (гость, «Ёлка», М.М.Зощенко)

—Не вся та она , что звучит.

    Под хорошую её  и змеи пляшут.

    Фома её разумеет, а  Ерёма плясать умеет.

                             (музыка, «Корзина с еловыми шишками», К.Г.Паустовский)

 - Не будь её, не стало б и правды.                                                                                  Резва она, да от правды не уйдёшь.                                                                         Сладкая она хуже горькой правды.

                                                                         (ложь, «Как я ловил человечков», Б.Житков)

Слайд 30. – Проверка.

Оцените свою работу в группе.

Слайд 31.

7.Самостоятельная работа по теме. Кроссворд.

Разгадать этот кроссворд:

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

1.Как звали героя рассказа, который не оставил яблоко гостям?

2.Имя героини сказки Ш. Перро, которая упоминается в произведении

 К. Паустовского.

3.Какой предмет украшал дом композитора.

4.На что была похожа будочка на корме кораблика в произведении  «Как я ловил человечков»?

5.Как звали тётю Дагни?

6. Сколько было мачт на пароходике?

7.Часть какого предмета положил однажды  у дверки пароходика герой рассказа Б. Житкова?

Слайд 32.

Проверка на слайде.

Оценка результатов разгадывания кроссворда.

8.Рефлексия.

- Чему они учат все произведения этого раздела своих читателей? (Учат добру, честности, вежливости,  умению общаться, признавать свои ошибки.)

Слайд 33.

Мы прочитали в разделе «Страна детства» только 3 произведения. Произведений о детях в литературе очень много. Какими из данных книг вы бы пополнили данный раздел? Мне было бы очень приятно, если бы вы сегодня взяли книги в библиотеке, прочитали, а потом поделились с нами впечатлениями.

Слайд 34.

- Давайте обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока. Все ли  мы выполнили?

Подведите итог своей работы на уроке, отметьте на шкале:  интересен ли был вам урок и свой вклад, а также посчитайте количество набранных  баллов.

Слайд 35.

9. Итог. Домашнее задание.

К следующему уроку найдите и прочитайте произведение, которое можно было бы включить в данный раздел. Подготовьте краткий пересказ или аннотацию прочитанной книги.

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1. Задания для индивидуальной работы.

Домашнее задание.

1.     Почему мальчик  не сдержал слово? Что им двигало любопытство или любознательность? (Б. Житков «Как я ловил человечков»)

2.      Чем же должен жить человек? Написать ответ-рассуждение из 4-5 предложений на основе текста. (К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

3.      Выписать пословицу из рассказа «Ёлка» М.Зощенко.

 

Самостоятельная работа по теме.

Разгадать этот кроссворд:

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Как звали героя рассказа, который не оставил яблоко гостям?

2.Имя героини сказки Ш. Перро, которая упоминается в произведении

 К. Паустовского.

3.Какой предмет украшал дом композитора.

4.На что была похожа будочка на корме кораблика в произведении  «Как я ловил человечков»?

5.Как звали тётю Дагни?

6. На сколько лет Лёля была старше Миньки?

7.Часть какого предмета положил однажды  у дверки пароходика герой рассказа Б. Житкова?

Соотнесите фамилии и имена авторов, результат запишите в таблицу.

1.      

 

2.      

 

3.      

 

1.     Житков                     □Константин Георгиевич

2.     Зощенко                  ☺Борис Степанович

3.     Паустовский            * Михаил Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Работа в паре, групповая работа.

1.     Работа в паре. Узнай писателя по портрету.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/775/87775885_4000491_paystovskii.jpg http://slovare.coolreferat.com/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/ref-5002_1222710096-4473.coolpic 

2.     Работа в группе.

    Поздний он гложет  кость.

    Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.

         Незванный  он  хуже  татарина.

                                                                              (гость, «Ёлка», М.М.Зощенко)

    Не вся та она , что звучит.

    Под хорошую её  и змеи пляшут.

    Фома её разумеет, а  Ерёма плясать умеет.

                             (музыка, «Корзина с еловыми шишками», К.Г.Паустовский)

Не будь её, не стало б и правды.                                                                                             Резва она, да от правды не уйдёшь.                                                                         Сладкая она хуже  горькой правды.

(ложь, «Как я ловил человечков», Б.Житков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

Фамилия _____________________ Имя _____________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке количество баллов.

Этап

 

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Балл

 

Я сам

учитель

 

Начало урока

Настрой на урок

·         включился  с желанием  (3 б.)

·          включился,  так как надо (2 б.)

·         включился без интереса (1 б.)

 

 

 

1 шаг

Актуализация знаний

·           угадал все произведения и их авторов    (3 б.)

·         Угадал произведения и их авторов частично (2 б.) 

·           Не смог ничего угадать, но активно включался в работу (1 б.)

 

 

 

2 шаг

Самоопределение к деятельности

·           Смог определить тему и цель урока (3 б.)

·           Смог поставить только  цель урока (2 б.)

·           не смог самостоятельно определить тему и цель урока (1 б.)

 

 

 

3 шаг

Работа по теме урока

·           безошибочно выполнил все задания    

(3 б.)

·           при выполнении допустил 1-2 ошибки   (2 б.)

·           списывал готовый результат ( 1 б.)

 

 

 

4 шаг

Работа в паре

·           успешно работал в паре (3 б.)

·           работа в паре принесла удовлетворение (2 б.)

·           передал инициативу партнеру в паре (1б.)

 

 

 

5 шаг

Знание текстов по разделу.

·           Принимал активное участие в обсуждении произведений (3 б.)

·           Смог быстро находить отрывки и  хорошо читать текст (2 б.)

·             участвовал в работе по мере своих возможностей (1 б.)

 

 

6 шаг

Работа в группе

·              Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; (3 б.)

·              Я принимал участие в обсуждении.

(2 б.)

·              Почти всё сделали без меня; (1 б.)

 

 

 

7 шаг

Самостоятельная работа

·             выполнил самостоятельно задание без ошибок (3 б.)

·           выполнил самостоятельно задание с ошибками, (2 б.)

·         не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом (1 б.)

 

 

 

8 - 9 шаги

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

Интересный                     Моё участие

    урок

 

 

 

 

Итого

баллов

 

 

 

 

Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

1.     Поурочные планы. Литературное чтение, 3-4 классы, УМК «Школа России», изд-во «Учитель», диск, 2012г.

 

Сайты в Интернете:

1.     http://www.uchportfolio.ru/materials/show/73437 (лист самооценки)

2.      http://www.kraeved-samara.ru (пословицы)

3.       https://yandex.ru/images/  (фото писателей)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по литературному чтению по теме «

Открытый урок по литературному чтению по теме «

Задачи урока: § учить работать с текстом, § находить средства художественной выразительности

Задачи урока: § учить работать с текстом, § находить средства художественной выразительности

Ход урока: Слайд 2. 1.Организационный момент

Ход урока: Слайд 2. 1.Организационный момент

Слайд 5. Убери лишнее: разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, мандарины, пастилки и крымские яблочки

Слайд 5. Убери лишнее: разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, мандарины, пастилки и крымские яблочки

Слайд 10. Вспомните, как зовут писателей?

Слайд 10. Вспомните, как зовут писателей?

К.Г.Паустовский) Слайд 13 –

К.Г.Паустовский) Слайд 13 –

Физминутка для глаз. Слайды 16-26

Физминутка для глаз. Слайды 16-26

Оцените свою работу в листе самооценки

Оцените свою работу в листе самооценки

Как звали героя рассказа, который не оставил яблоко гостям? 2

Как звали героя рассказа, который не оставил яблоко гостям? 2

Слайд 34. - Давайте обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока

Слайд 34. - Давайте обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока

Приложение1. Задания для индивидуальной работы

Приложение1. Задания для индивидуальной работы

Часть какого предмета положил однажды у дверки пароходика герой рассказа

Часть какого предмета положил однажды у дверки пароходика герой рассказа

Приложение 2. Работа в паре, групповая работа

Приложение 2. Работа в паре, групповая работа

Лист самоконтроля Фамилия _____________________

Лист самоконтроля Фамилия _____________________

Список источников информации и иллюстраций:

Список источников информации и иллюстраций:

Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Страна детства" (4 класс)

Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Страна детства" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017