Конспект урока "Серая Шейка" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формировать основы читательской самостоятельности. Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов. Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие
Иконка файла материала Урок Серая Шейка.docx
Тема Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» 1.Орг. момент Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. А урок буду вести я. Зовут меня Лилия Александровна, а с каждым из вас я познакомлюсь в процессе совместной работы. Сядьте   удобно,   расслабьтесь,   представьте,   что   лучик   солнышка   коснулся вашей головки. Вы чувствуете его тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: Мне тепло и спокойно. На улице зима. Снег покрыл землю. Представьте, ажурная снежинка упала вам на   ладонь.   Вдохните   запах   морозной   свежести.   Но   эта   снежинка   растаяла, образовалась капелька, сдуйте ее.  На экране:     …Улыбкой ясною природа                           Сквозь сон встречает утро года…. Прочитать 1. Про себя,    2. Шепотом,  3. громко ­Прочитайте выразительно ­Постарайтесь найти самые точные и яркие слова для описания сегодняшнего утра (словарь настроений) ­ С каким настроением пришли вы на сегодняшний урок? Покажите кистями и красками свое настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение, а значит, у нас все получится. Как удивительна хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. А поможет нам в этом прекрасное произведение «Серая Шейка» 2. Проверка д/з Дома   вы   рисовали   иллюстрацию   к   этому   произведению.   Я   решила   назвать ваши рисунки «Остановись, мгновение…» ­Что вы изобразили на своих рисунках? ­Да, вы хорошие наблюдатели.3.Актулизация. ­«Серая Шейка» что за жанр? (сказка) ­А почему вы так думаете? (разговор) ­Какие бывают сказки? (народные, авторские) ­Чем отличаются? 4.Работа по теме ­Сегодня на уроке мы попробуем обобщить все, что узнали из этой сказки. Понять автора, раскрыть загадки писателя – это будет нашей задачей Со сказкой всегда интересно, Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе Смысл авторской сказки понять. ­Давайте  попробуем вспомнить,  какое настроение вызвало у вас прочтение 1 части? (грустное, суетливое, хлопотное) ­Почему? (Все собираются улететь) ­Почему не может лететь Серая Шейка? ­Какие изменение мы видим в природе? ­С какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?(готовит нас, что  С. Ш. будет трудно пережить зиму) ­Какие  художественные  приемы  использует  автор?  (олицетворение­лес стоял темный и молчаливый , сравнение­ мелочь­птицы, утки  как люди) ­Какие трудности легли на плечи старой утки, что ей пришлось пережить? (Она спасла жизнь своей дочери.  Плачет, думает оставаться с ней зимовать) ­Прочитайте.( с.133) ­ А Селезень, о чем он думал? (Лучше бы его съела лиса, все равно погибнет) ­Дайте характеристику героям, используя опорные слова.(экран) ­Одинаковы ли их жизненные позиции? ­Да, Селезень не способен ни на какую жертву ради  близких.  Он любил порассуждать, от того казался всегда умен и лучше всех. В этих словах горькая правда. Если в жизни не занимать активную позицию, не  помогать другим, не болеть душой за других, не тревожить себя понапрасну, есть  возможность выглядеть обывателем Толковый словарь­ прочитать. ­Хорошо ли находиться с таким человеком? Почему? ­Как озаглавим 1 часть?(Сборы в дальнюю дорогу) 2частьКого вам больше жалко Утку или Серую Шейку? ­Что пришлось пережить Серой Шейке, чтобы придти к  мысли о том, чтобы ее  лучше бы съела лиса? (разлука, одиночество, жалобное курлыканье журавлей) ­Обратите внимание , как автор описывает природу во 2 части. (аудиозапись)   Какое настроение оно у вас вызовет ? (грусть, печаль, тоска) ­Анализируя описание природы, можно ли сказать, что автор был не только  знатоком  природы, но и хорошим психологом. На этот вопрос нам попробуют  ответить наши исследователи и в конце урока нам  расскажут, можете приступать.  А мы продолжаем. ­Какое последнее  наставление давала старая Утка  Серой Шейке? (Прочитайте)с.  136 ­Вопрос на засыпку. А вы знаете, почему утки не тонут? (Не зря говорят «как с гуся вода». У всех водоплавающих птиц есть на спине возле хвостика железа, которая вырабатывает жир. А он, как известно, отталкивает воду.  Птица нажимает клювом на железу, выдавливает жир и натирает им оперение.  Смазка делает оперение не промыкаемым и сохраняет в нем воздушную прослойку,  что помогает держаться на воде) Как озаглавим 2 часть? (Одна , совсем одна) 5.Физминутка   Давайте побудем птицами и полетаем, почувствуем радость полета. Руки – это наши крылья. Дадим волю нашим крыльям ( музыка) 3 часть  ­Как и в любой сказке, герою нужно пройти испытание. Кто поддерживал Серую  Шейку в тяжелую минуту? (заяц) ­Каким он был? Что можете сказать о нем? (добрый, жалобный, беззащитный.) ­А как вела себя лиса? (она пользовалась беспомощностью С. Ш.) ­Поверила ли Серая Шейка ласковым словам Лисы? Чтение по ролям  ­С какой интонацией будем читать слова Лисы и С. Ш.? ­Чем является река для  Серой Шейки? (средой обитания) ­Давайте  исследуем, понаблюдаем за состоянием реки в разное время суток.  (Днем ­ бурлившая, незамерзавшая. Ночью­ засыпает, замерзает, тишина несет опасность.) ­Представьте,   вы   режиссеры   и   снимаете   картину,   кого   видите   рядом   с   Серой Шейкой? (друг, враг.) ­Мы увидели связь Серой Шейки с родной средой, которая тоже таит опасность и влияет   на   внутреннее   состояние   героя.   Мы   составили   логическую   цепь,  где   все взаимосвязано. Такой прием в литературе называется кластером­Даже то, что происходит в природе, вся та красота не для нее. Прочитайте.(с 139­ 140) ­Что особенного в концовке 1, 2, 3 части?(экран) ­Почему так думают все? (никто не верит в возможность С. Ш. выжить в этих  условиях, даже сама С. Ш.) ­Как озаглавим? Борьба за выживание 4 часть ­Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть. ­Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? (охотник Акинтич)  ­Как нам об этом говорит автор? Прочитайте (с. 141) ­Почему именно человек спасает С. Ш.?(люди должны заботиться о тех, кто слабее) ­Какой Акинтич человек?(добродушный, для него спасение С. Ш. важнее, чем  удачная охота) ­Как он об этом говорит? Прочитайте (с. 144) Как озаглавим? Неожиданный спаситель ­В чем же особенность почерка М­Сибиряка? Слово нашим исследователям ­Почему автор не рассказывает   нам о   дальнейшей   судьбе С. Ш.? (автор оставляет нам возможность домыслить , пофантазировать и придумать концовку)  6.­ Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили. Предлагаю выполнить тест, а ваши ответы будут мне сигналом: хорошо ли вы знаете содержание текста? (у каждого на столе тест) Тест ­   Восстанови последовательность событий 1. Отлет журавлей 2. Верный друг 3. Долгие сборы 4. Бессонная ночь                                                                                                                  5. Жизнь в одиночестве   6.Неожиданный спаситель  7.Старая знакомая       Проверка         ­Проверьте     свои ответы. Кто допустил ошибки?   7. Д/З   сказку от имени главного героя. 8.Подведение итогов урока. ­ Наш урок подходит к концу. _О чем эта сказка? ( о доброте) ­ Что тронуло?      ­Что поразило?        ­Что порадовало?    Откроем  дневники.  Сочините  свою концовку  и  озаглавьте.  Перескажите­В любой сказке счастливый конец, добро побеждает зло.  ­Что хотел сказать нам автор этой сказкой?  (Любить  и беречь природу – наша  задача.) Вы маленькие  жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать и ценить   красоту   человеческих   отношений,   из   вас   вырастут   большие   люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить молодому поколению.) Старательно вникая в опыт древних, И познавая суть его корней Я стойкости учился у деревьев А мужеству и силе у зверей У птиц учился чувствовать свободу, У рыб сосредоточенно молчать,  Поэтому обязан я природу от всех врагов достойно защищать. ­Как   изменилось   ваше   настроение   в   конце   урока?   Покажите   мне   сигналом,   как показано на экране.(Ребята показывают большой палец). ­ Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне   очень   понравилось   с   вами   работать.   Вы   умны,   рассудительны, внимательны.