Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"
Оценка 4.7

Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
23.04.2018
Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"
Урок взят из пособия Б.И. Турьянской, Е.В. Гороховой. Уроки содержат систему индивидуальных заданий, что способствует развитию ученика. Важным условием авторы считают выполнение этих заданий к определенному сроку и обязательную их проверку – иначе задания теряют не только актуальность, но и смысл. Кроме того, на уроках идет формирование таких умений как сопоставление и анализ эпизодов, определять ключевые слова. На каждом уроке идет работа на постижение смысла произведения.
ТРИ.doc
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖЕНИЯ РОДИНЕ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС КОМЕДИИ. ПЕРСОНАЖИ, ВЫРАЖАЮЩИЕ АВТОРСКУЮ ОЦЕНКУ ПРОИСХОДЯЩЕГО А что такое гражданин? Отечества достойный сын.  Н.А. Некрасов. «Гражданин, Читатель и Писатель» ХОД УРОКА I. Слово учителя. Начальник   и   друг   Д.И.   Фонвизина   Н.И.   Панин,   бывший   некогда   воспитателем наследника престола Павла I, незадолго перед смертью задумал дать своему воспитаннику, будущему государю, проект законов, установлений (по сути, конституцию), в которой были бы   оговорены   государственное   устройство   (конституционная   монархия),   обязанности дворянства   и   даже   поставлен   вопрос   о   том,   что   человеку   недостойно   владеть   себе подобными... К написанию документа был привлечен и Д.И. Фонвизин. Имена   заговорщиков,   мечтающих   о   мирном   перевороте,   стали   известны императрице,   как   и   содержание   документа.   «Вот   уж   и   господин   Фонвизин   учит   меня царствовать», — по преданию, воскликнула государыня. Явных репрессий не последовало, но Екатерина ничего не забыла и не простила Фонвизину. Вот почему путь «Недоросля» на сцену был долгим и трудным. А строптивый автор устами персонажей вновь «учил» Екатерину «царствовать». II. Беседа по вопросам: 1. Назовите персонажей, выражающих в комедии авторскую оценку. Как каждый из них оказывается в поместье Простаковых? 2. Расскажите о судьбе Стародума. Сформулируйте кратко его мысли: а) о знатности и богатстве; б) об истинной чести; в) о назначении дворянина; г) о мудрости государственного управления; д) о воспитании. В каких словах Стародума отразился авторский опыт жизни при дворе и общения с придворными? 3. Какие рассуждения Милона дополняют высказывания Стародума о дворянской службе? 4. Какие  слова  Милона можно напрямую отнести к Д.И. Фонвизину  — автору «Недоросля»?   («И   какая   разница   между   бесстрашием   солдата,   который   на   приступе отваживает   жизнь   свое   наряду   с   прочими,   и   между   неустрашимостью   человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать».) 5. В чем особенность речи положительных персонажей «Недоросля»? Подберите синонимы к ключевым понятиям их рассуждений: добродетель, благочестие, добронравие. (Все любимые  герои Фонвизина говорят «высоким  штилем»,  правильным  литературным языком,   так   как   рассуждают   они   о   высоких   понятиях   государственного   служения   и нравственного долга. Просветительские   идеалы   Стародума   отразились   в   его   афоризмах.   Сродни народным поговоркам, они легко запоминались, начинали жить самостоятельной жизнью, передаваясь из уст в уста, воздействуя на умы современников и потомков.) 6. Продолжите афоризмы Стародума: а) Начинаются чины (перестает искренность). б) В тогдашнем веке придворные были воинами (да воины не были придворными). в) Имей сердце, имей душу (и будешь человек на всякое время). г) Невежда без души (зверь). д) Великий государь (есть государь премудрый). Какие из этих афоризмов актуальны и по сей день? 7. Прочитайте по ролям сцену триумфа Правдина (д. 4, явл.  IV, от письма). Как складывается судьба главных героев? (Финал пьесы неоднозначен. Имение Простаковой взято   под   опеку   государством.   Но   в   действительности   такого   закона   не   было   —   это Фонвизин вновь «учил» Екатерину «царствовать».) III. Домашнее задание. 1. Инсценировать действие 5, последнее явление. 2. Индивидуальное задание — подготовить монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?»

Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"

Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"

Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"

Конспект урока "Система образов комедии Фонвизина "Недоросль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018