Обобщение знаний по теме "Гласные и согласные звуки и буквы. Обобщение теоретических знаний о буквах. Работа с лентой букв. Закрепление знаний о предложении, порядке слов в предложении.Повторение знаний о главных членах предложения, правописание гласных после шипящих. Работа с деформированным текстом.Урок - сказка, обобщение материала по теме гласные и согласные звуки и буквы
Урок русского языка, 2 класс
Урок – сказка
Тема: обобщение материала по темам: гласные и согласные
звуки и буквы.
Цели: закрепить знания о гласных и согласных звуках и
буквах;
закрепить знания о предложении; порядке слов в
предложении; главных членах предложения; правописание
гласных после шипящих
Учитель. Сегодня, ребята, урок русского языка
необычный… Это будет урок – сказка. *
СЛАЙД (урок-сказка)
Скоро наступит радостный праздник – Новый год, который
любят и взрослые и дети.
А кто к нам приходит на новогоднюю елку?
Дети. Дед Мороз и Снегурочка. *СЛАЙД (дед мороз и
снегур.)
Учитель. Но случилась беда. Дед Мороз со своей внучкой
Снегурочкой ехали к нам из холодных краев, и Снегурочку
похители злые разбойники и посадили в темницу. И вот Дед
Мороз пришел к нам за помощью. Он просит вас помочь ему
освободить его внучку Снегурочку. *СЛАЙД (замок)
И мы это сможем сделать. Но на пути нас ждут преграды и
препятствия, которые мы должны преодолеть. Нам будут
помогать друзья. На пути к освобождению Снегурочки нам
будут встречаться разные задания. И если они будут
выполнены правильно и быстро – то Снегурочка будет
спасена.
Итак, садимся вместе с Дедом Морозом в сани и в путь! *
СЛАЙД (сани)
Но сани не едут. Огромные сугробы. *СЛАЙД (сугробы)
Нужно дорожку расчистить. А как?Тут Белочка нам помогает. У нее задание в шишке. *
СЛАЙД (белочка с шишкой)
1. На какие две группы делятся все буквы?
Дети. Гласные и согласные. (Работа по ленте букв)
2. Назвать гласные: (что обозначают гласные вверху?
Твердость согласного звука. А внизу? Мягкость
согласного звука. Запишем гласные: а-я о-ё у-ю ы-
и э-е
3. Назовите согласные вверху. Какие это согласные?
(звонкие)
А внизу? ( глухие)
4.
5. Назовите парные согласные и запишем их в тетрадь:
б-п в-ф г-к
д-т ж-ш з-с
Учитель. Молодцы, задание выполнено, дорожку
расчистили. Едем дальше. И снова остановка. Густой
хмурый лес. * СЛАЙД (густой лес) Воронье летает – нас
не пускает.
Тут нас выручает красногрудая птичка. Кто она? *
СЛАЙД (снегирь) Снегирь принес нам подсказку. Вороны
перепутали все слова в предложениях. А сможем пройти
через этот лес в том случае, если правильно составим
предложения, а затем красиво запишем их в тетрадь.
зимой, полянке, на, тихо, лесной на доске
сладко, берлоге, в, спит, медведь
(устно составляем первое предложение: Тихо зимой на
лесной полянке.1. Вспомним правило о предложении (начало с заглавной
буквы, слова пиши отдельно, в конце точка).
2. Записать предложение в тетрадь.
3. Подчеркнуть согласные буквы.
Составить и записать 2-ое предложение: В берлоге
сладко спит медведь.
1. Найти о ком говорится в предложении. (Как
подчеркнем? Одной чертой – это подлежащее)
2. Что говорится о медведи? (Как подчеркнем? Двумя
чертами – это сказуемое)
3. Что мы подчеркнули? (главные члены предложения,
основу предложения)
Учитель. Задание выполнено. Молодцы! Едем дальше. И
вдруг началась вьюга и разметала все слоги. И тут снова
появился друг:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку!
Кто это? (Заяц) *СЛАЙД (заяц и слоги)
Это он так запутал следы, чтобы нас разбойники не нашли.
Выберемся отсюда тогда, когда по серпантиновым дорожкам
соберем по слогам слова.
жи
ча жин
лы ща
чи
жи
сне
ки
1. Составьте слова и запишите их в тетрадь
Лыжи, чаща, снежинки, чижи.
2. Найдите орфограммы: жи-ши, ча-ща
3. Подчеркните гласные в словах.
4. Как определить количество слогов в слове? (Сколько
5. Обозначаем количество слогов.
Учитель. Молодцы. Справились с заданием, едем дальше.
А здесь трудный подъем в гору. *СЛАЙД ( гора и
задание)
гласных – столько и слогов)Отгадываем пропущенную букву в середине задания.
Какая гласная пропущена?
с с з
д ... м
с … р д … б
б
н н
И спуск с горы (Записываем слова в тетрадь: сон, дом,(сын,
дым);
сон, сор (сын, сыр); зуб, дуб.
Задание в тетради – подчеркнуть парные согласные.
Учитель. Молодцы! Задание выполнено.
И вот мы приехали к тому месту, где сидит в темнице наша
Снегурочка.
Но как открыть ворота? И тут прибегает еще один наш друг:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто это? Лиса. *СЛАЙД (лиса)
Она дает нам загадку – ключ.
Что это за девица
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка)
Ворота открываются и выходит Снегурочка. Мы приглашаем
ее на наш праздник. Садимся в сани и едем наряжать елку.
*СЛАЙД (снегурочка в санях)
Учитель. Чтобы нарядить елку – будем отгадывать загадки
(отгадки записываем в тетрадь) А на елке появляется шарик.
*СЛАЙД (елка)
1. Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (снегирь)
2. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,5. Он всю зиму в шубе спал,
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька)
3. Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (снег)
4. Всё лето стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (санки)
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - (медведь)
6. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (коньки)
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
Снегирь, сосулька, снег, санки, медведь, коньки,
декабрь.
7. Назовите-ка, ребятки,
Задание: разделить слова чёрточкой на слоги для
переноса.
Какое слово перенести нельзя? Подчеркните его.
Учитель. Все наши друзья собрались у елки. Что
сказала нам Снегурочка?
(переворачиваем шарики на елке и получилось слово
СПАСИБО. *СЛАЙД (елка с шариками, Дед
Мороз, Снегурочка, белочка, заяц, лиса, снегирь)
И вам, ребята, большое спасибо за хорошую работу на
уроке.