Конспект урока ""Смех - это..." по рассказу М. Зощенко «Аристократка»" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастерская по литературе (11 класс) по теме: "Смех – это…" по рассказу М.Зощенко «Аристократка» Цели урока: - совершенствовать умения анализа литературного произведения; - вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще; - показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко.Конспект урока ""Смех - это..." по рассказу М. Зощенко «Аристократка»" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Мастерская по литературе  (11 класс) по теме:  "Смех – это…"                         по рассказу М.Зощенко «Аристократка» Цели урока: ­ совершенствовать умения анализа литературного произведения; ­ вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к  литературе вообще; ­ показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах  Зощенко. Оборудование: словари, исторические материалы, тексты, мультимедийный проектор,  компьютер.                                            Ход урока I. Индуктор. Ответьте по цепочке на вопрос: «Что такое смех? Смех – это…» (слайд 2) II. Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе М.Зощенко  «Аристократка». Тема нашего урока – «Смех – это …» Внимание на экран.  (Демонстрация фильма о 20­х – 30­ х годах XX столетия). Слово учителя: В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был  официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре  СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Этот фильм  отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма.  Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции  воспевались и в литературе того времени.А все ли было так гладко? Обратимся к  материалам, отражающим эпоху. На ваших столах лежат исторические справки,  ознакомьтесь с  ними и обсудите в группах следующий вопрос: «Почему  произведения Михаила Зощенко были запрещены до середины 80­х годов?»  (слайд 4) Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и  СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный  контроль масс… нужна ли сатира? …  в 1946 году вышло постановление партии “  О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк,  “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”.  Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80­х годов XX века, в эпоху  гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором  многие не подозревали. В 30­годы Сталин вместо идеала революционера­ разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный  механизм”. III. Чтение отрывка №1.Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же  противоречия обнаружил и М. Зощенко. Вы знаете, что Зощенко – автор  юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был  совершенно другим. Обратимся к тексту рассказа М.Зощенко «Аристократка».  Прочитаем отрывок №1. IV. Работа в группах. Обсуждение вопросов. Вопросы для 1 группы (слайд 5): Кто такие аристократы? (найти определение в толковом словаре) По каким  признакам главный герой  определил, что дама, за которой он ухаживал, является  аристократкой? Вопросы для 2 группы (слайд 6): Что такое речевая характеристика? (обратитесь к литературоведческому  словарю) Как можно охарактеризовать  речь Григория Ивановича? О чём  свидетельствует неуместное употребление слов героем? Вопросы для 3 группы (слайд 7): Что вы вкладываете в определение «ухаживать за дамой»? Каким образом  Григорий Иванович ухаживает за дамой? Подтвердите примерами из текста. Вопросы для 4 группы (слайд 8): Что такое театр? (обратитесь к толковому словарю) Зачем люди ходят в театр?  Почему главная героиня рассказа хотела пойти в театр? Подтвердите примерами  из текста. V. Разрыв.  Как вы думаете, чем закончится данный рассказ? Обсудите в группах.  Придумайте продолжение рассказа и опишите в 2х­3х словах на листах А4.  Продемонстрируйте свои ответы классу (слайд 9). Афиширование. VI. Социализация. Чтение отрывка №2. Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? (слайд  10) Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к сюжету рассказа, к  отношению автора, композиции и художественным приёмам «Аристократки». Обсуждение в группах вопросов. Вопросы для 1 группы: «Авторское отношение к рассказу» Над чем смеётся автор в рассказе? «Аристократка» ­ это юмор или сатира?  Вопросы для 2 группы: «Сюжет рассказа» В чём комизм описанной ситуации? Испытывали ли чувства главные герои друг кдругу? Какие уроки вы вынесли из рассказа?  Вопросы для 3 группы: «Композиция рассказа» В чём особенности композиции рассказа? Почему М.Зощенко использует жанр  короткого рассказа?  Вопросы для 4 группы: «Художественные приёмы» Какую роль в тексте играют детали? Какие художественно­изобразительные  средства автор использует в рассказе?  V. Рефлексия. Вот они герои эпохи, над которыми смеётся М.Зощенко. Могли ли эти “винтики”  быть олицетворением силы и мощи государства, наверное, вряд ли. Вернёмся к  теме нашего урока "Смех –это…" Перед вами 3 высказывания о смехе,  прочитайте их и прокомментируйте, какое высказывание  больше  всего подходит  к произведениям М.Зощенко и почему(слайд 11). Высказывания:  «Смехом исправляют нравы». Оноре де Бальзак «Смех – дело серьёзное». «Смех – это человеколюбие» Л.ТолстойИсторическая справка В прошлом (1921 г.) Зощенко являлся членом литературного содружества «Серапионовы  братья» – группировки, вредной по своему идеологическому характеру. В выпущенном в 1921  году «Манифесте» этой группы говорилось: «В эпоху регламентации и установления  казарменной жизни, создания железного и скучного устава, мы вынуждены организоваться. Нас  атакуют и справа, и слева. У нас спрашивают, с кем мы – с монархистами, с эсерами или с большевиками? Мы – ни с кем,  мы просто русские... Нас ни одна партия в целом не удовлетворяет. Искусство не имеет  общественной функции. Общественная функция убивает искусство, убивает талант. Мы пишем  не для пропаганды...» В этот период Зощенко является автором антисоветских рассказов, которые читались в близких ему литературных кругах. Зощенко постоянно высказывает свое враждебное отношение к советской цензуре, жалуясь на  невозможность заниматься творческой работой. Еще в 1927 году он заявил: «Мы беззубые юмористы, нам не позволяют трогать существенные  вопросы. Всякая критика запрещена, непременное требование идеологии лишает возможности  объективно отражать быт и жизнь».                                                                                                              Историческая справка «В 1943 году Зощенко была написана книга «Перед восходом солнца», в которой показал  советскую действительность в вульгарно­обывательских тонах. Советские люди изображены  им, как нравственно уродливые, мелкие и корыстные. Это произведение было осуждено  литературной критикой и общественностью как идеологически вредное. Зощенко М.М. считал, что критика и осуждение его повести «Перед восходом солнца» была  направлена не против книги, а против него самого. «Мне было ясно дано понять, что дело здесь не только в повести. Имела место попытка  „повалить“ меня вообще как писателя, так как вся моя писательская работа, а не только  повесть „Перед восходом солнца“, была осуждена „вверху“». Зощенко рассказывал, что его повесть, якобы, вызывала всеобщее восхищение, ее одобряло  руководство Союза советских писателей, академик Сперанский, психиатр Тимофеев  согласились с его «научными» выводами Зощенко. Некоторые работники аппарата ЦК ВКП(б)  разрешили ее печатать, а во время «проработки» большинство этих лиц «продали» его и  выступили против книги. В этой связи Зощенко давал следующую оценку состояния советской литературы: «Я считаю,  что советская литература сейчас представляет жалкое зрелище. В литературе господствует  шаблон. Поэтому плохо и скучно пишут даже способные писатели. Нет зачастую у  руководителей глубокого понимания задач искусства». «Творчество должно быть свободным, у нас же – всё по указке, по заданию, под давлением».Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и  СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный  контроль масс… нужна ли сатира? …  в 1946 году вышло постановление партии “  О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк,  “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”.  Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80­х годов XX века, в эпоху  гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором  многие не подозревали. В 30­годы Сталин вместо идеала революционера­ разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”,  который держит в состоянии активности наш великий государственный  механизм”. Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и  СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный  контроль масс… нужна ли сатира? …  в 1946 году вышло постановление партии “  О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк,  “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”.  Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80­х годов XX века, в эпоху  гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором  многие не подозревали. В 30­годы Сталин вместо идеала революционера­ разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”,  который держит в состоянии активности наш великий государственный  механизм”.                                                       Историческая справка В прошлом (1921 г.) Зощенко являлся членом литературного содружества «Серапионовы  братья» – группировки, вредной по своему идеологическому характеру. В выпущенном в 1921  году «Манифесте» этой группы говорилось: «В эпоху регламентации и установления  казарменной жизни, создания железного и скучного устава, мы вынуждены организоваться. Нас  атакуют и справа, и слева. У нас спрашивают, с кем мы – с монархистами, с эсерами или с большевиками? Мы – ни с кем,  мы просто русские... Нас ни одна партия в целом не удовлетворяет. Искусство не имеет  общественной функции. Общественная функция убивает искусство, убивает талант. Мы пишем  не для пропаганды...» В этот период Зощенко является автором антисоветских рассказов, которые читались в близких ему литературных кругах. Зощенко постоянно высказывает свое враждебное отношение к советской цензуре, жалуясь на  невозможность заниматься творческой работой. Еще в 1927 году он заявил: «Мы беззубые юмористы, нам не позволяют трогать существенные  вопросы. Всякая критика запрещена, непременное требование идеологии лишает возможности  объективно отражать быт и жизнь».Вопросы для 1 группы: Кто такие аристократы? (найти определение в толковом словаре) По каким признакам главный  герой  определил, что дама, за которой он ухаживал, является аристократкой? Вопросы для 2 группы: Что такое речевая характеристика? (обратитесь к литературоведческому словарю) Как можно  охарактеризовать  речь Григория Ивановича? О чём свидетельствует неуместное употребление  слов героем? Вопросы для 3 группы: Что вы вкладываете в определение «ухаживать за дамой»? Каким образом Григорий Иванович  ухаживает за дамой? Подтвердите примерами из текста. Вопросы для 4 группы: Что такое театр? (обратитесь к толковому словарю) Зачем люди ходят в театр? Почему главная героиня рассказа хотела пойти в театр? Подтвердите примерами из текста. Вопросы для 1 группы: «Авторское отношение к рассказу» Над чем смеётся автор в рассказе? «Аристократка» ­ это юмор или сатира?  Образ автора ­ это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван  в структуре художественного произведения. Это ­ концентрированное воплощение сути  произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с  повествователем, рассказчиком или рассказчиками . Вопросы для 2 группы: «Сюжет рассказа» В чём комизм описанной ситуации? Испытывали ли чувства главные герои друг к другу? Какие  уроки вы вынесли из рассказа?  Сюжет ­ событие или совокупность событий в произведениях, развитие которых позволяет  писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. Вопросы для 3 группы: «Композиция рассказа» В чём особенности композиции рассказа? Почему М.Зощенко использует жанр короткого  рассказа?  Композиция­ построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его  частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. Вопросы для 4 группы: «Художественные приёмы» Какую роль в тексте играют детали? Какие художественно­изобразительные средства автор  использует в рассказе?  Художественные приёмы ­ термин, использующийся в современном литературоведении как  синоним словосочетания "изобразительное средство", служащее для конкретизации,  подчеркивания того или иного элемента повествования (состояния персонажа, описания,  авторской речи и т. п.).

Посмотрите также