Конспект урока "Социальные отношения"
Оценка 4.8

Конспект урока "Социальные отношения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
09.12.2017
Конспект урока "Социальные отношения"
Данная тема раскрывает понятие социальные отношения. Цель данного урока подвести учащихся к пониманию социальной структуры как определённого способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные статусы и выполняющих социальные роли в соответствии с принятыми в социальной структуре общества нормами и ценностями.Конспект урока "Социальные отношения"
открытый урок.docx
Т.Т. Чечерина  учитель истории  ГУ «Новорыбинская средняя школа­сад» Аккольский район Акмолинская область Конспект урока по предмету «Человек. Общество. Право»  9 класс Тема урока:   Социальные отношения Цель урока: подвести учащихся к пониманию социальной структуры как определённого способа связи и  взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные статусы и выполняющих социальные роли  в соответствии с принятыми в социальной структуре общества нормами и ценностями. Задачи: 1. Опираясь на знания учащихся о социальной структуре общества и о социальном неравенстве,  познакомить с видами социальной мобильности, социальной стратификацией. 2. Развитие умения сравнивать, выделять главное в тексте документа; делать выводы. 3. Формирование умения работать в паре; выполнять рефлексию. 4. Осознание возможности изменения социального положения человека в обществе. Оборудование урока: Видеоролик «Детский взгляд на взрослую тему» рабочие листы с заданиями.    Наглядный материал Технические средства: компьютер I Организационный момент. II. Изучение нового материала 1. Социальная структура 2. Структура современного общества 3. Социальное обеспечение населения 4. Социальная мобильность III. Закрепление  IV. Подведение итогов урока (рефлексия) V. Выставление оценок  VI. Задание на дом  Структура урока: Ход урока I Организационный момент. ­ психологический настрой на урок ­актуализация знаний Здравствуйте ребята, садитесь. Как  настроение?  Я рада.  Прежде чем мы начнём урок, я хотела  бы у вас спросить, как вы относитесь к путешествиям?  Как вы  относитесь к путешествию по океанским просторам? Сегодня мы с вами начинаем  путешествие по огромному океану под названием «социальная структура  общества».  Он не совсем  обычный,  его нет на карте мира. Но познакомиться мы с ним должны, потому что  знание социальной структуры общества поможет вам  понять  возможности изменения социального положения человека в обществе и осознать  свою собственную социальную позицию. Но прежде мы должны подготовиться, то есть получить определённый багаж знаний, который поможет нам в  пути. Готовы?   Каждый из вас получил опросный лист. В ходе урока вы будете вносить туда свои ответы и  подсчитывать баллы. В конце листа есть таблица., по итогам каждого задания набранные баллы вносятся  и в  конце будут суммироваться.  А начнём мы подготовку к путешествию со знакомства с темой урока. Откройте ваши тетради, запишите тему урока «Социальные отношения» II. Изучение нового материала 1.Социальная структура ­слово учителя Общество можно сравнить с  большим домом, где каждый кирпичик – определённый элемент общества. Все  элементы   находятся в постоянной взаимосвязи между собой  и представляют собой структуру общества.  Выпишите в тетрадь определение понятия структура Структура­ (с лат. Строение) – совокупность и порядок элементов, составляющих систему Людей, составляющих общество, можно подразделить на группы по разным признакам:  ­ по месту жительства По полу По нации ­по образованию ­ по профессии ­по возрасту ­ выполните задание №1: Охарактеризуйте  себя как представителя социальной структуры общества, опираясь на критерии социальной дифференциации: Возраст – Вид деятельности – Место жительства – Пол – Уровень образования – Религиозная принадлежность – Национальность – Мы состоим в разных социальных группах, даже не подозревая об этом.  Группа в зависимости от численности составляющих её людей может быть макрогруппой или микрогруппой  Откройте учебник на с. 77.  Выполните задание № 2: Назовите микро и макрогруппы 1. Класс 2. Казахстанские пенсионеры 3. Нация  4. Политическая партия 5. Бригада рабочих 6.  Семья 2. Структура современного общества ­слово учителя  Знаете, во время подготовки к уроку мне  вспомнился исторический анекдот. В квартиру внучки известного декабриста врываются матросы и упрекают ее в « буржуйском богатстве» и  собираются все конфисковать, чтобы она, хозяйка ничем не выделялась среди бедноты. ­ Странно,­ сказала им в ответ внучка декабриста, ­ а мой дедушка мечтал о том, что все мы будем не  одинаково бедными, а одинаково богатыми людьми. Так какие мы: одинаково бедные, богатые? Проведем исследование. Общество принято рассматривать в разрезе трёх основных классов: высшего среднего и низшего.  Основными принципами, по которым осуществляется деление на классы , являются Отношение к собственности , производимой в обществе, положение в обществе, статус,  Выполните задание № 3 Работа с текстом учебника Заполните таблицу  Средний класс  Высший класс низший класс численность Уровень материальной  обеспеченности  Представители  ­ сделайте выводы Выполните задание № 4:  Сопоставьте свой ролевой  социальный статус с набором жизненных возможностей Сын  акима города  Сын  рабочего завода  Девушка из «глубинки» Дочь учителя средней школы Дочь бизнесмена  Дочь слесаря Сын водителя грузовика  Беспрепятственное поступление в ВУЗ Ежегодная стажировка за границей  Работа в престижной отрасли экономики с учётом полученного  образования Пользование личным автомобилем  Ежегодный отдых на престижном курорте  Собственная жилплощадь Сын руководителя нефтяной компании Выпускник педагогического колледжа  ­  своё решение Вывод: социальный статус влияет на реализацию жизненных возможностей  Пользование услугами платных лечебных клиник Разнообразный досуг Как вы думаете, классы и группы общества  влияют друг на друга?.  Эти взаимосвязи называются  социальными отношениями  ­Приведите примеры социальных взаимосвязей. 3. Социальное обеспечение населения Ребята, кто скажет, как государство осуществляет свою социальную политику в отношении  нетрудоспособных членов общества: сирот, инвалидов, одиноких и больных людей? ( жилье, питание, предметы быта, медицинское обслуживание, бесплатные лекарства, пенсия).  ­ действительно,  важной задачей современного общества является  обеспечение пенсией пожилых  людей. И прежде чем мы обсудим эту тему, я предлагаю вам посмотреть видеосюжет,  подготовленный  Свергун Татьяной  и Чечериной Еленой на тему «Детский взгляд на взрослую  тему» . Что же знают о пенсии воспитанники детского сада и учащиеся начального звена? ­ просмотр видеоролика Итак, а что знаете вы о пенсионном обеспечении в нашей республике?  Выполните задание №5: прочитать текст и найти ошибки (ДА­НЕТ) Пенсионеры, отдавшие Родине десятилетия самоотверженного труда, имеют право на достойную, обеспеченную старость.  Государство обязано материально поддерживать пожилых людей. Вследствие кризиса, охватившего экономику республики в  годы после обретения независимости, государство оказалось не в состоянии вовремя выплачивать пенсии. Пенсионеры  превратились в фактор социального взрыва. Это тяжелое положение побудило провести в Республике Казахстан реформу  пенсионной системы. С начала 1998 г. вступил в силу новый Закон о пенсионном обеспечении. Согласно этому закону, каждый  работающий человек должен ежемесячно перечислять сумму в размере 10% от заработной платы на свой индивидуальный  счет в пенсионном фонде. Эти отчисления производятся до выхода человека на пенсию. Если гражданин не смог воспользоваться личными пенсионными накоплениями (умер, не дожив до пенсии, или сразу после  выхода на пенсию) и не распорядился ими в завещании, то пенсионные средства перечисляются его наследнику. Свои пенсионные  накопления гражданин может завещать любому человеку, предприятию или учреждению. Если владелец пенсионных  накоплений решит уехать за границу, он может либо снять свои средства со счета, либо перечислить их в страну назначения. 1.Если гражданин не смог воспользоваться личными пенсионными накоплениями ( по  причине смерти) ,  то пенсионные накопления  переходят в собственность государства 2. Гражданин не имеет права завещать кому­ либо пенсионные средства 3. Если гражданин РК решил уехать жить за границу, то  он теряет право воспользоваться  своими пенсионными накоплениями 4. Согласно новому Закону о пенсионном обеспечении 1998 года каждый работающий  человек ежемесячно отчисляет 10 от заработной платы на свой индивидуальный счёт в  пенсионном фонде. 5. Если человек, вышел на пенсию и продолжает работать, то он продолжает ежемесячно  отчислять 10 от заработной платы на свой индивидуальный счёт в пенсионном фонде. ­ взаимопроверка в парах 4.Социальная мобильность ­ (звучит Марсельеза)  Вы слышите самую знаменитую  песню Великой французской революции.  Это  Марсельеза . В основе песни лежит главный  лозунг Великой французской революции «Свобода, равенство,  братство!» , ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством  этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения. Проблемный вопрос: если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное  неравенство?  Возможно ли изменение своей социальной позиции? В любом обществе существует определённое неравенство между различными социальными группами. Возможность изменения индивидом или группой своей позиции, места в социальной структуре  снижает опасность серьёзных социальных противоречий и является залогом социальной  справедливости. ­Запишите определение понятия социальная мобильность  социальная мобильность – это возможность перемещения людей из одних социальных слоёв в  другие.  Человек не остаётся всю жизнь представителем какого­либо класса или группы.  Различают вертикальную мобильность и  горизонтальную мобильность Вертикальная мобильность ­  это переход из  одного  социального положения  в  другое  со сменой  уровня  социальной стратификации.   Горизонтальная мобильность  ­ это переход          из  одного  социального положения  в  другое,  но расположенное  на  том  же социальном уровне.   ­  приведите примеры горизонтальной и вертикальной мобильности из  сказок и мультфильмов Различают 2 вида вертикальной мобильности Восходящая вертикальная мобильность  ­ перемещение  вверх  по стратификационной лестнице   социальной системы,  то  есть, улучшение  своего  статуса  Нисходящая вертикальная мобильность  – перемещение  вниз  по стратификационной лестнице   социальной системы,  то  есть, ухудшение  своего  статуса  ­  выполните задание № 6: Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по  следующим позициям: 1.получение военным  очередного звания 2. избрание человека в депутаты представительного органа  3.учитель биологии переквалифицируется в учителя географии 4.Ты рабочий.  И  в  новом  городе ты  снова  устроился  на  ту же самую должность. 5. повышение квалификации в рамках одной профессии; 6. политика избрали президентом 7. переход из 11а класса в 11б класс  8.рабочий стал инженером; 9.получение  диплома  об окончании вуза 10. ученик перешел из одной школы в другую в в г г г в г в в г III. Закрепление Наш урок подошёл к концу.  Нашей задачей было овладеть определённым багажом знаний, для того  чтобы наше путешествие по социальному океану было успешным. А справились мы с этой задачей  или нет, сейчас проверим. На обратной стороне ваших листов нарисуйте ­ лодку – если вы знаете, что такое структура общества Мачту – если вы можете назвать социальные группы нашего общества Парус­ если вы знаете основные классы нашего общества Волны­ если вы знаете какой процент от заработной платы отчисляется на индивидуальный пенсионный счёт. Придумайте название своему кораблю –если вы знаете что такое социальная мобильность Наши  корабли готовы, океан зовёт   нас, можем отправляться в путь.  Совсем скоро вы закончите основную школу. Пусть все ваши мечты сбудутся, выпускники. IV. Подведение итогов урока (рефлексия) ­Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. ­Одним словом охарактеризуйте урок:  Скучно, интересно, плохо, классно, супер, вау,  отлично,  познавательно….напишите это слово на стикере и прикрепите к нашему кораблю. V. Выставление оценок  Подсчитайте  количество баллов за каждое задание От 35­41 балла –соответствует оценке «5» 31­35 баллов –оценка «4» Давайте назовёт самую активную пару на сегодняшнем уроке    VI. Задание на дом  Читать параграф 13  Характеристика исторической личности (О.Кромвель, Наполеон I, Чингизхан  и др.) с точки  зрения социальной мобильности.  Синквейн со словом «общество» Лист самоконтроля ученика 9 б класса _________________________________ Задание №1. Охарактеризуйте себя как представителя социальной структуры общества, опираясь на критерии социальной дифференциации: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Возраст – Вид деятельности – Место жительства – Пол – Уровень образования – Религиозная принадлежность – Национальность – Задание №2: Назовите микро и макрогруппы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Семья Класс Казахстанские пенсионеры Нация Политическая партия Бригада рабочих Средний класс низший класс Задание №3 Работа с текстом учебника. Заполните таблицу Высший класс численность Уровень материальной обеспеченности Представители Задание №4 Сопоставьте свой ролевой социальный статус с набором жизненных возможностей Сын акима города Сын рабочего завода Девушка из «глубинки» Дочь учителя средней школы Дочь бизнесмена Дочь слесаря Сын водителя грузовика Сын руководителя нефтяной компании Выпускник педагогического колледжа Беспрепятственное поступление в ВУЗ Ежегодная стажировка за границей Работа в престижной отрасли экономики с учётом полученного образования Пользование личным автомобилем Ежегодный отдых на престижном курорте Собственная жилплощадь Пользование услугами платных лечебных клиник Разнообразный досуг Задание №5 прочитать текст и найти ошибки (ДА-НЕТ) 1.Если гражданин не смог воспользоваться личными пенсионными накоплениями ( по причине смерти), то пенсионные накопления переходят в собственность государства 2. Гражданин не имеет права завещать кому- либо пенсионные средства 3. Если гражданин РК решил уехать жить за границу, то он теряет право воспользоваться своими пенсионными накоплениями 4. Согласно новому Закону о пенсионном обеспечении 1998 года каждый работающий человек ежемесячно отчисляет 10 от заработной платы на свой индивидуальный счёт в пенсионном фонде. 5. Если человек, вышел на пенсию и продолжает работать, то он продолжает ежемесячно отчислять 10 от заработной платы на свой индивидуальный счёт в пенсионном фонде. Задание №6: Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям: 1.получение военным  очередного звания 2. избрание человека в депутаты представительного органа  3.учитель биологии переквалифицируется в учителя географии 4.Ты рабочий.  И  в  новом  городе ты  снова  устроился  на  ту же самую должность. 5. повышение квалификации в рамках одной профессии; 6. политика избрали президентом 7. переход из 11а класса в 11б класс  8.рабочий стал инженером; 9.получение  диплома  об окончании вуза 10. ученик перешел из одной школы в другую Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 Всего баллов

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"

Конспект урока "Социальные отношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017