МБОУ Верхнедонская гимназия
Конспект учебного занятия по обществознанию
7 класс
«Социальный портрет молодёжи»
Коршунова Елена Анатольевна
учитель истории и обществознания
педагогический стаж – 18 лет2
ст. Казанская
2013 год
Тема занятия : Социальный портрет молодёжи
Тип : эвристическая беседа с элементами проектной и исследовательской
деятельности
Цель: дать представление о периодизации молодёжного возраста , объяснить,
каковы новые черты жизни с которыми приходится сталкиваться подростку и
молодёжи
Задачи:
ввести понятие социальный портрет, описать на какие ценности
ориентируются подростки и молодёжь
развивать умение работать одновременно с несколькими источниками
(учебник, иллюстрации, статистические материалы, анкеты )
формирование навыков исследовательской, проектной деятельности
воспитание высоко нравственной гражданскообщественной личности
учащихся
Задействованные педагогические технологии:
традиционная,
компьютерная технология,
технология межпредметных связей,
проблемные технологии,
технология развития критического мышления
Межпредметные связи: ОБЖ, алгебра
Форма организации деятельности:
фронтальная,
групповая
индивидуальная3
Методы
•
словесные,
наглядные,
практические.
•
•
Оборудование:
Учебник «Обществознание» 7 класс, А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
Рабочая тетрадь по обществознанию, 7 класс, И.С. Хромова
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация
статистические материалы, анкеты,
ватман, фломастеры, клей, иллюстрации
Ход урока:
I. Организационный этап
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем с вами сегодня рисовать портрет.
А вот чей портрет, вы узнаете немного позже.
Проверка готовности к уроку
Главное правило : Сегодня на уроке Все должны работать, все должны быть
задействованы
II. Подготовка к активному усвоению новых знаний . Сообщение темы, плана,
постановка цели
Чей же портрет нам предстоит нарисовать?
Я прочитаю вам высказывание одного исторического деятеля, а вы попробуете
определить – чей же это будет портрет?
Чтение отрывка
« Я не питаю особых надежд по поводу будущего нашего народа, когда он зависим от
легкомысленной молодежи, поскольку вся наша молодежь безрассудна сверх всякой
меры… Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но4
сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких
ограничений».
Итак, мы будем рисовать …… портрет молодёжи
Как вы думаете, автор этих строк жил очень давно, в прошлом веке или он наш
современник?
А портрет наш будет социальный
Что это значит?
Обратимся к словарю
Социальный портрет – это описание наиболее существенных черт молодого
поколения, проявляющихся в оформлении внешности, стиле поведения, ценностных
ориентациях, образе жизни.
Итак, ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?
Социальный портрет молодёжи (записать в тетради)
Постановка цели
Сегодня мы должны ответить на вопрос
Какая она современная молодёжь?
III. Изучение новой темы:
Давайте вместе попробуем определить ,кого называют молодежью?
Какое место молодежь занимает в обществе?
Зачем вам 1214 летним изучать эту тему?
Рассказ учителя:
Молодежь – одна из самых многочисленных групп населения. Возрастные границы
молодежи от 14 до 30 лет .В России 39,6 миллион человек молодые люди ,а это 27%
от численности населения.
Работа с презентацией
Возрастной период
Чем характеризуется…5
Работа с данными статистики «Молодой россиянин»
Федеральная служба государственной статистики и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
выпустили статистический сборник «Молодежь в России — 2010».
Прочитать, выделить необходимые нам для нашего портрета данные и назвать
Физминутка:
«Узнай меня получше»
1. Покрутили головой, посмотрели направо, налево и продолжили это делать те, кто
очень любопытный.
2. Поставили руки на пояс и остались в таком положении те, кто часто злится.
3. Подняли вверх руки, помахали всем присутствующим и продолжили это делать те
кто всегда весёлый и позитивный.
4. Присели те кто считает себя умным,… очень умным…. и красивым
А хотели бы вы узнать какие они выпускники 2013года?
Предлагаю провести социологическое исследование.
Социологическое исследование. Работа по группам
Задачи для групп: на основании анкетных данных определить
1.Чем увлекаются? Как проводят свободное время?
2. Кем хотят стать и почему?
3. Ценности современной молодёжи
Эапы работы группы:
1. Анализ данных
2. Подсчёт и обработка информации
3. Оформление работы
4. Презентация
IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала
Откройте учебник на стр. 109
Практикум (по1 высказыванию каждой группе)6
С какими высказываниями можно согласиться? Ответ аргументируйте.
«Ценности современной молодёжи такие же, как и у молодёжи прошлых поколений»
«Современная молодёжь ценит в жизни совсем не то, что ценили молодые в прежние
времена»
«У современной молодёжи нет никаких постоянных ценностей, кроме денег»
V. Подведение итогов. Рефлексия
Итак, какая она современная молодёжь.
Учитель читает текст, а дети называют на их взгляд подходящие по смыслу слова
Современная молодежь очень……. Она планирует многого добиться в жизни
будучи……..и ……... При этом она рассчитывает на свои силы, т.к. в основном
полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него
самого, каждый должен сам достигнуть успеха. Современные юноши ………
и…………, а девушки ……… и……….. .
У молодого поколения есть много проблем, но т.к. молодёжь 21 века …….. и
……… . ей удаётся с ними справиться.
Рефлексия:
А сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы вы посмотрели вот на эти две таблички,
прочитали то, что на них написано, подумали и решили к какой из них вам хотелось
бы подойти?
Я сегодня узнал много интересного, сделал для себя важные открытия.
У меня возникло желание узнать ещё о современной молодёжи.
VI. Объяснение домашнего задания
Нарисовать символ современной молодёжи7