Конспект урока "Способы образования новых слов"
Оценка 4.8

Конспект урока "Способы образования новых слов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
11.03.2018
Конспект урока "Способы образования новых слов"
Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ  В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1. Проверка домашнего задания. 2. Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ). К а р т о ч к а  1. – Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами: Перчатка, рукавица. Вторник, четверг. Услуга, одолжение. К а р т о ч к а  2. –  Найдя   общий   корень   данных   слов,   установите   между   ними   смысловую связь: Наизусть, уста. Племянник, иноплеменник. Сплетни, переплетчик. К а р т о ч к а  3. – Докажите, что данные слова не однокоренные: Улика, улица. Чиркать, циркуль. Запотелый, телодвижение. 3. Лаборатория словообразования. Инсценировка Слово   «дом».   Надоело   так   жить:   быть   все   время   ДОМОМ.   Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам. Суффикс «­ик­». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.) Слово «дом» (размышяя). ... или больше? Суффикс «­ище­». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.  (Становится на место ­ик­.) Слово «дом»  (обрадовавшись).  Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать   маленьким   –   стану,   захочу   быть   большим   –   буду!   Спасибо   вам, Словообразователь. Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.) Исследовательская работа. – Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками? – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов. (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом ­ок­.) –  Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа. – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере­.) – Как называется этот способ? Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем ­един­ и окончанием ­ый. –  Можно   ли   образовать   от   этого   прилагательного   глагол   суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со­, суффиксами ­я­, ­ть­.) –  Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название. – Почему в слове бессуффиксный две С? – Как вы понимаете значение этого слова? (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о­, корнем ­смотр­, суффиксами ­е­, ­ть­.) – Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом. –  Могут   ли   окончания   участвовать   в   словообразовании?   Обоснуйте   свой ответ. – Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов. 4. Упражнения 128, 129. 5. Лингвистическая разминка. –  Как   вы   понимаете   смысл   выражения   «Значение   действия   у   имен существительных вторично»? –  Образуйте   от   этих   глаголов   слова   бессуффиксным   способом:  бегать, поджигать, восходить. –  Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения. 6. Итог урока. Работа с сигнальными карточками. Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную  карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно­суффиксальным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес. Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.

Конспект урока "Способы образования новых слов"

Конспект урока "Способы образования новых слов"

Конспект урока "Способы образования новых слов"

Конспект урока "Способы образования новых слов"

Конспект урока "Способы образования новых слов"

Конспект урока "Способы образования новых слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018