конспект урока "Способы образования новых слов"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
Иконка файла материала ТемаРЯ.doc
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ  В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1. Проверка домашнего задания. 2. Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ). К а р т о ч к а  1. – Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами: Перчатка, рукавица. Вторник, четверг. Услуга, одолжение. К а р т о ч к а  2. –  Найдя   общий   корень   данных   слов,   установите   между   ними   смысловую связь: Наизусть, уста. Племянник, иноплеменник. Сплетни, переплетчик. К а р т о ч к а  3. – Докажите, что данные слова не однокоренные: Улика, улица. Чиркать, циркуль. Запотелый, телодвижение. 3. Лаборатория словообразования. Инсценировка Слово   «дом».   Надоело   так   жить:   быть   все   время   ДОМОМ.   Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам. Суффикс «­ик­». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.) Слово «дом» (размышяя). ... или больше? Суффикс «­ище­». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.  (Становится на место ­ик­.) Слово «дом»  (обрадовавшись).  Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать   маленьким   –   стану,   захочу   быть   большим   –   буду!   Спасибо   вам, Словообразователь. Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.)Исследовательская работа. – Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками? – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов. (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом ­ок­.) –  Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа. – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере­.) – Как называется этот способ? Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем ­един­ и окончанием ­ый. –  Можно   ли   образовать   от   этого   прилагательного   глагол   суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со­, суффиксами ­я­, ­ть­.) –  Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название. – Почему в слове бессуффиксный две С? – Как вы понимаете значение этого слова? (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о­, корнем ­смотр­, суффиксами ­е­, ­ть­.) – Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом. –  Могут   ли   окончания   участвовать   в   словообразовании?   Обоснуйте   свой ответ. – Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов. 4. Упражнения 128, 129. 5. Лингвистическая разминка. –  Как   вы   понимаете   смысл   выражения   «Значение   действия   у   имен существительных вторично»? –  Образуйте   от   этих   глаголов   слова   бессуффиксным   способом:  бегать, поджигать, восходить. –  Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.6. Итог урока. Работа с сигнальными карточками. Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную  карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно­суффиксальным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес. Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.

Посмотрите также