Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»
Оценка 5

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
07.06.2019
Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»
Предлагается конспект урока. Цель урока сформулирована следующим образом: познакомить учащихся со способами передачи чужой речи; помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь»; формировать умение передавать чужую речь разными способами; овладеть навыком оформления предложений с прямой речью. Урок включает объяснение темы и закрепление изученного материала, также предлагаются задания для самостоятельной работы.
Урок 88-89. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью..docx
Урок 88 на тему: «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.» Цели: познакомить учащихся со способами передачи чужой речи; помочь  усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь»;  формировать умение передавать чужую речь разными способами; овладеть  навыком оформления предложений с прямой речью. Организационный момент. I. Целеполагание. Объяснение нового. Ход урока 1) Хвалилась Редька, чуть дыша: «Я с медом очень хороша». А Мед, не ставя Редьку в грош, сказал, что он и так хорош. Проблемный вопрос. ­ Определите, что общего с точки зрения грамматики русского языка в данных предложениях и чем они отличаются. Тема нашего урока «Способы передачи чужой речи». Какова будет цель? Она  звучит так – сформировать устойчивые знания о разных способах передачи  чужой речи. 2) Практикум. Работа с текстом. 1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» ­ спросил Миша у своего  отца. 2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен  считается береза. 3) По словам бабули, вряд ли можно представить русское  поле без белой березки. 4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах  умерших. 5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.  Установите соответствие: где предложение(я) А) с прямой речью; Б) с косвенной; В) с предложным падежом и предлогом о; Г) с вводными словами. 3) Тест  1. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены). А. Что с вами приключилось, малыши? Б. Стой, братцы, стой, кричит Мартышка. В. В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост... Г. Учитель спросил ребят, кто из них дежурит. 2. Укажите предложение с косвенной речью. А. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей. Б. «Скоро мост, ­ предупредил он, ­ а там и деревня». В. Дежурный сообщил об отсутствующих. Г. По словам Ф. М. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и  нас самих. 1 3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи. А. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват. Б. Врач спросил, какая у меня температура. В. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом». 4) Вспомните оформление предложений с прямой речью. 1. Николай Рубцов проникновенно восклицал Русь моя, люблю твои берёзы! 2. Русь моя, люблю твои берёзы восклицал Николай Рубцов. Знакомство с новыми схемами: предложения, разорванные словами автора. “П, – а, – п.(? ! …)” «П,(!?) – а. – П.(!?)» Русь моя восклицал Николай Рубцов люблю твои березы. Русь моя люблю твои березы восклицал Николай Рубцов Они символ России. 5) Обобщение и систематизация на основе таблицы. Способы передачи чужой речи С сохранением формы и  содержания Без сохранения всех особенностей речи  говорящего Прямая речь 1)перед словами автора «П,!?» ­ а. 2)после слов автора А: «П.!?» 3)с разрывом “П, – а, – п.(? ! …)” «П,(!?) – а. – П.(!?)» Диалог 1) – Р.(!?) 2) – Р,(!?) – а. 3) А: – П.(!?) 4) ­ Р, – а, – р.(? ! …) 5) ­ Р,(!?) – а. – Р.(!?)   I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ  КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ  (вопросительные) II. Вводные конструкции для  передачи источника сообщения [+++, …]. Простое предложение с дополнением,  называющим тему чужой речи [… _ _ _ ]. Примеры Николай Рубцов проникновенно  восклицал: “Русь моя, люблю  твои берёзы!” Николай Рубцов проникновенно  восклицал, что он любит берёзы Руси. [– =], (что – =). По словам Николая Рубцова, он любит  берёзы Руси. 2 [ +++, – = …] Николай Рубцов проникновенно  говорил о любви к берёзам Руси. III.Закрепление. 1. Чтение по ролям Владимир кипел от негодования. «Позвольте узнать, что это значит», —  спросил он с притворным хладнокровием у веселого исправника.» «А это то  значит, — отвечал замысловатый чиновник, — что мы приехали вводить во  владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих  убираться подобру­поздорову». «Но вы могли бы, кажется, отнестися ко мне,  прежде чем к моим крестьянам, и объявить помещику отрешение от власти...» «А ты кто такой, — сказал Шабашкин с дерзким вызовом.   2. Запишите высказывание, используя прямую речь и вводные слова. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы ! А.С. Пушкин. 3. Расставьте знаки препинания. «И вам не страшно, ­ продолжал я, обращаясь к капитанше, ­ оставаться в  крепости, подверженной таким опасностям?» «Василиса Егоровна прехрабрая дама, ­ заметил важно Швабрин. – Иван  Кузмич может это засвидетельствовать». «Что это, мой батюшка? – сказала ему жена. – Кушанье давным­давно подано, а тебя не дозовёшься». «Пустяки! – сказал комендант. – У нас давно ничего не слыхать». IV. Итоги урока V. На дом: упр. 412 (1­4),выучить таблицу «Способы передачи чужой речи» 3 Урок 89 на тему: «Предложения с прямой речью. Пунктуация в них» Цели: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в  предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, объяснять  условия их выбора. Орфографическая разминка По­прежнему, точь­в­точь, бок о бок, по­видимому, по­товарищески, издавна,   сначала,   снова,   нечаянно,   незачем,   ниоткуда,   видимо­ невидимо, нежданно­негаданно, вряд ли, едва ли. Ход урока I. II. Работа по теме урока 1.Чтение по ролям текста «Семь дочек». Встречали дочери мать после разлуки. «Я, мамочка, ­ сказала первая, ­ скучала по тебе, как маковка по  А четвертая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и       солнечному лучу». «Я ждала тебя, ­ проговорила вторая,­ как сухая земля,  ждет воды». «Я высматривала тебя, ­ прошептала третья, ­ как вишневый сад  высматривает соловья».      принесла ей воды – помыть ноги. 2. Графический диктант 1. Конечно отвечал Швабрин вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость а. «П, ­ а, ­ п». 2. Вот я вас закричал Иван Кузмич Ребята стреляй б. «П, ­ а. – П.» 3. Не говори с ним много Савельич сказала она Он ещё слаб г. «П! – а. – П!» 4. Твоя невеста закричал Пугачёв Что ж ты прежде не сказал д. «П! – а. – П?» 3.Объяснительное письмо. Юнкоры готовясь к праз…нику 9 Мая взяли интервью у Иванова  Валентина Павловича ветерана войны. Валентин Павлович поинтересовались  4 ребята в каком возрасте вы ушли на фронт. Мне было 20 лет ответил  он. Расскажите попросили восьмиклассники о самом памятном событи…  Самое памятное событие сказал фронтовик это конечно День Победы.  Спасибо за интересный рассказ поблагодарили ребята Пожалуйста приходите  к нам чаще. 4. Тест 1. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой  речью: Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе  появятся первые звёзды. 1)    «П»,— а. 2)    «П,— а.— П». 3)    «П,— а,— п».  2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» 2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в  библиотеку». 3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал  Павел. 4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов. 3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» 2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.  3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для  серьезного и ответственного дела». 4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2) «Это что за птица?» — спросила Зиночка. 3) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером». 4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?» III. Итоги урока. 5 IV. На дом: упр. 430 (2­4, 6 – составить предложения с прямой речью,  разорванной словами автора),выучить таблицу «Способы передачи  чужой речи» 6

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.»

Конспект урока «Способы передачи чужой речи.  Предложения с прямой речью.»
Скачать файл