Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—9 кл
07.06.2018
Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс
Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс тихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно-воодушевляющий характер Цели урока: познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувство патриотизма.конспект
конспект.docx
Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно­воодушевляющий характер Цели урока: познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны;  продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать  художественный текст; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому  своей страны, чувство патриотизма. Ход урока. 1.Подготовка к восприятию. ­    Война... Страшное, жестокое время. Война и песня… Что может быть общего между ними?  До песен ли в военные годы? Но оказывается, что поэзия, песня жизненно необходимы и на  войне.      Кто сказал, что надо бросить      Песню на войне?      После боя сердце просит      Музыки вдвойне, ­ писал в 1943 году известный поэт В. Лебедев­Кумач. Песня всегда сопровождала солдата в  походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня  позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала  мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и  командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и  фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже  требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая  песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия,  потому что боец­песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.  О стихах и песнях о ВОв и пойдёт речь сегодня на уроке.  2.Сообщение темы и целей урока. 3.Работа по теме урока. ­ Песни военных лет занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в  годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека,  звали весь народ к борьбе во имя победы. Уже на третий день по всей стране, как призыв,  зазвучала песня на стихи В.Лебедева­Кумача “Священная война”, выражающая всю гамму  чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.  (Запись.) ­ Конечно, в первые дни войны нужны были именно такие песни – призывные, торжественные,  но большинство песен военных лет – это песни о любви. Одним из самых известных поэтов­ песенников был Михаил Васильевич Исаковский, которого называли «соловьиным чудом  России», «смоленским соловьём России», «человеком–песней». Тяжелая болезнь глаз не  позволила Исаковскому надеть солдатскую шинель, и поэт горько переживал невозможность с оружием в руках сражаться на фронте. Зато миллионы людей пели песни «Дан приказ ему на  запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…», часто не зная, что их  автор – Исаковский.      Самой популярной песней поэта стала «Катюша». Музыку на стихи Исаковского написал  наш земляк, композитор Матвей Блантер. Созданная в 1938 году песня посвящена  переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, военнослужащим­ пограничником. Исаковский вспоминал: «Время тогда было тревожное. Мы как бы уже  предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. Впрочем, мы  не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в  1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была  вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на  западных наших границах.     По этим причинам тема родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой  важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической  песне».    Осенью 1938 года «Катюша» была исполнена впервые и понравилась всем. Песня быстро  стала самой популярной из всех советских песен, а через год (а может быть, и раньше)  перешагнула границы Советского Союза. Во всяком случае, уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии, находившееся под властью польских панов,  встречало нашу армию пением "Катюши".  (Запись.)   Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. В  подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года мирную, ласковую песню  М.Исаковского пели с такими словами: Все мы любим милую «Катюшу», Любим слушать, как она «поет»: Из врага выматывает душу, А друзьям отваги придает... Ласковым песенным именем назвали советские солдаты грозное оружие ­ гвардейские  реактивные минометы.       Складывались все новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше­ партизанке, Катюше­бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше ­ медицинской сестре  («Раны Катя крепко перевяжет»). С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о  любимых.      В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления.       Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» ­ самая  любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда  Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах  приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!     А на родине М.Исаковского, стоит сегодня оригинальный памятник песне "Катюша": на  прикрепленной к большому камню медной табличке высечены слова из песни, а рядом беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.      Самый широкий отклик у миллионов современников получило и стихотворение  М.Исаковского «Враги сожгли родную хату», также ставшее песней (музыку написал  М.Блантер). (Запись.) ­ О чём эта песня? Почему она получила широкий отклик у современников? Эта песня о солдате­победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический:  прошагавший пол­Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу  любимой на кладбище у околицы... Потрясение воина­победителя огромно. И вместе с  солдатом слушатели смахивали слезу, потому что боль от утрат, от потери близких, самых дорогих людей была всеобщей. ­ Как поэт­песенник получил известность в годы ВОв и Алексей Фатьянов, на стихи которого  композитор В.Соловьёв­Седой создал песню «Соловьи», названную маршалом Жуковым одной  из лучших песен военной эпохи. (Запись.) ­ «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз — и до войны, и еще много­много раньше — люди в песнях обращались к соловью­соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот  теперь, весной сорок пятого, это случилось снова. Коротки, томительны сновидения весны этой — последней военной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра снова будет  бой», у каждого солдата весна ох как разбередила душу...      Много песен о войне у Б.Окуджавы. Он ушёл на фронт добровольцем, прямо из­за школьной  парты. Был ранен, затем мобилизован. Свои песни бард начал писать в 1950 году, одна из них ­  «Песенка о пехоте». (Запись.) ­ Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны, в 1970 году, Булат  Окуджава написал песню «Здесь птицы не поют…». Кинофильм «Белорусский вокзал», где  впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам  о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все­таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия,  происходящего на экране.      Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев приходит в  гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища,  припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого  батальона».     Самой этой батальонной песни поначалу не было – была только ремарка в сценарии о  необходи­мости и желательности таковой.  Режиссер фильма Андрей Смирнов считал, что это  должна быть песня, которую как бы сложил участник войны, сложил в те далекие военные  годы, пусть и не очень умело, но искренне. Именно это оказалось весьма трудной задачей. Один за другим отвергались предлагаемые варианты песенных текстов и музыки.     Шло время. Уже была отснята добрая половина будущего фильма, а песню все никак не  могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту­фронтовику Булату Шалвовичу  Окуджаве. Но Окуджава отказался,  и режиссёр пошел на отчаянный шаг – решил показать ему  отснятый к тому времени материал. Привез на «Мосфильм», усадил в просмотровом зале…То,  что поэт увидел на экране, и вдохновило его на песню. Её первой и пока непревзойденной  исполнительницей являлась  Н.Ургант, сыгравшая в фильме медсестру Раю. От неё требовалось только одно: спеть и не заплакать. Плачут только мужчины. Дубли шли один за другим, и она  убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень  тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается – как пожар, как набат, как беда! Плачет  Леонов, по­ребячьи, взахлеб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь  сомкнутые веки текут слезы.       А женский голос звенит такой мощью, такой сокровенной клятвой… В самом конце войны родилась песня «Эх, дороги…». (Запись.) ­  Казалось бы – вот уж настоящая военная песня. Фронтовая, солдатская, народная. Но…  появилась она после окончания Великой Отечественной. И была написана по заказу, для  театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер  Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться  определенной сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены и  оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору Анатолию Новикову и поэту Льву  Ошанину был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе. «Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени  создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен.  Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт». Такой песни еще не было…Нас  волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать  раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня,  думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло  на войне».  4.Итоги. ­ По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно». Писать о ней как только о чем­то  парадном, торжественном и легком нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и  ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови ­ это тоже значит  лгать, ибо все это есть, но писать только об этом ­ значит забывать о душе, о сердце человека,  сражающегося на этой войне». 5. Домашнее задание: 1. Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев» (с. 239­240), ответить на вопросы. 2. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».          1. Литература 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М.: Просвещение, 2012  2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М.: ВАКО, 2012 Использованная литература:

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс

Конспект урока "Стихи и песни о Великой Отечественной войне, их призывно - воодушевляющий характер" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2018