Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"
Оценка 4.7

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 22 (83). Судьба Григория Мелехова.rtf
Урок 22 (83). Судьба Григория Мелехова Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Методические   приемы:  проверка   домашнего   задания   —   корректировка составленного учениками плана, беседа по плану. Ход урока I. Слово учителя Герои Шолохова — люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по­настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии — свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды. II. Проверка домашнего задания Примерный сюжетный план «Судьба Григория Мелехова» Книга первая 1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение). 2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»). 3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке) 4. Стычка со Степаном. 5. Сватовство и женитьба. 6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким. 7. Призыв в армию. 8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры. 9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными. 10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой. 11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой. Книга вторая, ч. 3—4 12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком». 13. 1915 г. Спасение Степана Астахова. 14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого. 15. Предчувствие беды, ранение. 16. Григорий и его дети. Желание конца войны. 17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова. 18. Напоминание об Аксинье. 19. Ранение. Расправа над пленными. 20. Лазарет. «К кому же прислониться?» 21. Семья. «Я — за советскую власть». 22. Неудачные выборы в отрядные атаманы. 23. Последняя встреча с Подтелковым. Книга третья, ч. 6 24. Разговор с Петром. 25. Злоба к большевикам. 26. Ссора с отцом из­за награбленного. 27. Самовольный отъезд домой. 28. Красные у Мелеховых. 29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти». 30. Пьянство, мысли о смерти. 31 .Григорий убивает матросов 32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей. 33. Встреча с Аксиньей. Книга четвертая, ч. 7 34. Григорий в семье. Дети, Наталья. 35. Сон Григория. 36. Кудивов о невежестве Григория. 37. Ссора с Фицхалауровым. 38. Распад семьи. 39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники. 40. Смерть жены. 41.Тиф и выздоровление. 42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске. Часть 8 43. Григорий у Буденного. 44. Демобилизация, разговор с Михаилом. 45. Уход из хутора. 46. В банде Филина, на острове. 47. Уход из банды. 48. Гибель Аксиньи. 49. В лесу. 50. Возвращение домой. III. Беседа — Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»? — Почему главным героем выбран Григорий Мелехов? (Григорий   Мелехов   —   неординарная   натура,   яркая   индивидуальность.   Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей — часть 7, глава 7; смерть Натальи — часть 7, главы 16­18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича). Григорий — человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с   Подтелковым,   столкновение   с   Фицхалауровым   —   часть   7,   глава   10;   решение вернуться на хутор.) —   В   каких   эпизодах   полнее   всего   раскрывается   яркая,   незаурядная   личность Григория? (Ученики подбирают и кратко пересказывают эпизоды.) — Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу? (Он   нигде   не   собрал   перед   собой,   несмотря   на   сомнения   и   метания   (см. внутренние   монологи   —   часть   6,   глава   21).   Это   единственный   персонаж,   мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле — сильнейшее душевное движение: Моим рукам работать надо, а не воевать».) Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда   не   знал   середины.   Трагедия   как   бы   переносится   в   глубины   сознания:   «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал.   Душой   болел,   туда­сюда   качался».   Эти   поиски   оказались,   как   он   считает, «дрянными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.) «Больше всего нужно для писателя,— говорил Шолохов, — ему самому нужно, — передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...» — Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека»   на   примере   судьбы   Григория   Мелехова?   Если   да,   каково,   на   ваш   взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер? —   Есть   ли   в   образе   главного   героя   романа   то,   что   вы   могли   бы   назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается? Основная проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы   и   основного   героя,   каким   является   Григорий   Мелехов,   а   в   сопоставлении   и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке   произведения.   Но   образ   Григория   Мелехова   как   типической   личности   как   бы концентрирует в себе основной и в идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали   огромной   картины   сложной   и   противоречивой   жизни   многих   действующих   лиц, являющихся   носителями   определенного   отношения   к   революции   и   народу   в   данную историческую эпоху. — Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»? —   Что,   на   ваш   взгляд,   позволяет   характеризовать   Григория   Мелехова   как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»? Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия». — Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом разве народ — это только те, кто за красных? —   Как   вы   думаете,   в   чем   трагедия   Григория   Мелехова?   (Этот   вопрос   можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.) Домашнее задание Как   соотносятся   события,   захватившие   страну,   с   событиями   личной   жизни Григория Мелехова? Дополнительный материал к уроку — практикум 1.   «О   судьбе   Григория   Мелехова   можно   было   рассказать   в   сюжетных   и композиционных рамках романа. Изображение «судьбы народной» в узловой, переломный момент истории требовало иной художественной формы. Шолохов нашел такую форму, следуя   лучшим   традициям   русской   классической   и   советской   литературы.   Свободное эпическое повествован не вместило самые разнообразные картины жизни народа в эпоху глубоких потрясении...» (Л. Г. Якименко). — Согласны ли вы с мыслью критика «о судьбе Григория Мелехова» и «судьбе народной». Чьей судьбе посвящен роман? — Действительно ли «Тихий Дон» не укладывается в сюжетные и композиционные рамки романа? Как вы определите жанровую основу «Тихого Дона»? Какие из известных вам произведений русской и советской литературы относятся к такому жанру? 2. Литературовед А. И. Хватов утверждает: «В Григории таился громадный резерв нравственных сил, необходимых в созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды ни обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми». — Что дает право ученому говорить, что «в Григории таился громадный резерв нравственных сил»? Какие поступки свидетельствуют за и против такого утверждения? — Какие «неверные решения» принимает герой Шолохова? Возможно ли вообще говорить «неверных решениях литературного героя? —   Правда   ли   то,   что   «Григорий   никогда   не   искал   мотивов,   ослабляющих   его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми»? 3.   «В   сюжетном   сопряжении   мотивов   художественно   действенны   в   раскрытии образа Григория неизбывность любви, которую дарят ему Аксинья и Наталья, безмерность материнского   страдания   Ильиничны,   преданная   товарищеская   верность   однополчан   и сверстников,   особенно   Прохора   Зыкова.   Даже   те,   с   кем   его   интересы   пересекались драматически, но кому открылась его душа... не могли не ощутить силу его обаяния и великодушия» (А. И. Хватов). — Как проявляется особая роль в раскрытии образа Григория любви Аксиньи и Натальи, страдания его матери, товарищеская верность однополчан и сверстников? — С кем из героев интересы Григория Мелехова «пересеклись драматически»? Раскрывается ли этим героям душа Григория Мелехова? Смогли ли они «ощутить силу его обаяния и великодушия»? 4. Критик В. Каминов писал: «Мы не можем назвать ни одного поступка Мелехова, продиктованного   ему   приверженностью   к   добру,   своему   паю   земли.   Материальные ценности не имеют над ним власти». —   Есть   ли   в   поведении   Григория   Мелехова   поступки,   продиктованные материальной заинтересованностью, стремлением к материальным ценностям? —   Какие   мотивы   поведения   владеют   героем   «Тихого   Дона»?   Как   Григорий пытается сам объяснить их? 5.   Критик   В.   Кирпотин   упрекал   (1941)   шолоховских   героев   в   примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: «даже лучший из них, Григорий, — тугодум. Мысль для него — непосильное бремя». — Есть ли среди героев «Тихого Дона» такие, которых можно назвать грубыми и примитивным», «умственно неразвитыми» людьми? Какую роль они выполняют в романе? — Действительно ли Григорий Мелехов у Шолохова — «тугодум», для которого мысль — эта «непосильное бремя»? Приведите примеры неумения героя мыслить. 6. Критик Ю. Лукин в 1940 г. писал: «Сужаясь до образа человека, выражающего нередко  настроения  всей  массы  среднего  казачества,  до образа  одиночки,  потерявшего почву   под   ногами,   значение   фигуры   Григория   Мелехова   в   то   же   время   расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашедшего своего пути в годы революции». — Как выражаются настроения «массы среднего казачества в образе Григория Мелехова?   В   каких   эпизодах   романа   Григорий   воспринимается   как   образ   «одиночки», который потерял «почву под ногами»? —   Как   проявляются   особенности   героя:   «одиночка,   потерявший   почву   под ногами», типический образ человека, не нашедшего своего пути в годы революции? 7. Критик В. Кирпотин утверждал (1947): «Кто ищет в исторических испытаниях только  свое   эгоистическое  счастье,   идя  ради  него  даже   на  преступления   против  масс, против народа, тот становится поперек дороги всеобщего счастья и теряет самого себя. В этом смысл судьбы Григория Мелехова. И в этом, прежде всего, заключается и смысл всего романа». —   Действительно   ли   Григорий   Мелехов   «ищет   в   испытаниях   только   свое эгоистическое счастье»? — В каких эпизодах романа Григорий идет «даже на преступление против масс, против народа»? — Можно ли согласиться с таким пониманием смысла образа Григория Мелехова и всего романа? 8. Литературовед А. Бритиков писал (1957): «Но верно ли, что в отрыве от народа —   главная   трагедия   Григория?..   Григорий   больше   всего   страдает   от   того   же,   от   чего страдает масса, от ложно понятой правды, от исторического заблуждения... Трагедия же Григория — и сила его трагизма, и общественное содержание ее — в том, прежде всего, что, идя вместе с массой, герой заблудился сильнее ее». — Как проявляется «большее, чем у массы» страдание героя? — Что в романе является самым главным свидетельством того, что Мелехов идет «вместе с массой», но при этом он «заблудился сильнее ее»? 9. Критик В. Перцов писал в 1969 г.: «В трагедии Григория Мелехова не надо искать каких­то «смягчающих обстоятельств» ради «оптимизма». Однако то изображение, та трактовка, которую дает художник этой фигуре в соотношении со всей картиной в целом, полны жизнеутверждающего смысла...» — О каких «смягчающих обстоятельствах» в трагедии Григория Мелехова пишет критик? —   В  чем   заключается   и   как   проявляется   «жизнеутверждающий   смысл»   образа Григория? 10.   «Чем   более   черны   то   небо,   то   солнце,   которые   находят   свое   отражение   в потухших глазах Григория, тем более непреложно ясно будущее народа, справедливое, огромное и сияющее» (В. Перцов). —   В   каких   эпизодах   «Тихого   Дона»   небо   и   солнце   становится   черными?   Как проявляет себя и как выглядит Григорий Мелехов в этих эпизодах? —   Каким   смыслом   наполняется   образ   и   судьба   главного   героя   романа   в   тех эпизодах, когда появляются черное небо и черное солнце? — Не противоречиво ли высказывание критика, что, чем чернее небо и солнце «в потухших глазах Григория», тем более ясным видится справедливое и сияющее будущее народа? 11.   «Особенность   главного   героя   «Тихого   Дона»   как   художественного   типа состоит   в   том,   что   он   представляет   народ   как   главного   героя   действительности,   но представляет его специфически» (А. Бритиков). —   Кем   и   как   представлен   народ   в   романе   «Тихий   Дон»?   Действительно   ли наиболее выразительным представителем народа в романе является Григорий Мелехов? — Верно ли, что Мелехов представляет в романе народ «специфически»? В чем специфичность представления народа Григорием Мелеховым? 12.   «Новаторство   М.   Шолохова   в   разрешении   трагического   конфликта заключается в том, что он не показывает трагической развязки для героя, неизбежной для всех   трагедий   прошлого   времени.   В   «Тихом   Доне»   нет   ни   духовной   гибели   героя,   ни физической его смерти. Мелехов мужественно идет в родной хутор для амнистии, и это дает   возможность   утверждать,   что   в   Григории   Мелехове   сохранились   нравственные возможности   для   дальнейшей   жизни   в   новой,   социалистической   стране,   дружественной человеку труда» (В. Петелин). — На основании чего можно прийти к выводу о том, что в финале нет «духовной гибели героя»? —   Что   свидетельствует   о   том,   что   и   в   конце   романа   «В   Григории   Мелехове сохранились нравственные возможности для дальнейшей жизни»? 13. Критик В. Гришаев писал в 1964 г.: «...Григория Мелехова, с такой открытой порвавшего с контрреволюцией и возвратившегося домой, к своему народу в трудные для Советской власти дни, мы видим сейчас в первых рядах строителей коммунизма на берегах Дона. Крепкий это человек, и той народной правды, к которой он рвался в таких душевных мучениях, он не отдаст никому, ни за что, никогда». — Почему Григорий Мелехов — герой «с открытой душой»? —   Каковы   свидетельства   тому,   что   Григорий   порвал   с   контрреволюцией,   а   в будущем он окажется «в первых рядах строителей коммунизма»? —   В   чем   состоит   «народная   правда»,   если   главным   носителем   ее   является Григорий Мелехов? 14.   «Григорий   Мелехов   и   большинство   других   героев   романа   постепенно втягиваются   в   вопросы   политики.   «Бытовой   человек»   превращается   в   «человека исторического»,   «человека   политического».   В   этом   сказался   основной   процесс революционного развития мира...» (В. Р. Щербина). —   Что   в   романе   Шолохова   показывает   Григория   Мелехова   как   «бытового человека»? — Расскажите об основных этапах превращения «бытового человека» в человека исторического и политического.

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"

Конспект урока "Судьба Григория Мелехова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018