Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 4 (65). Судьбы людей в революции.rtf
Урок 4 (65). Судьбы людей в революции
Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные
моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.
Методические приемы: сообщения учащихся (по вопросам домашнего задания),
беседа по содержанию романа.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые
слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и
речевые характеристики.
1. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена».
Взгляд — мягкий, тревожный: Стрелки на лице Елены — печальные складки.
2. Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патентованная
улыбка», «поджарая фигура... как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь»
разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла,
лишенная малейшего понятия о чести!».
3.
Алексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый,
светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон (часть 1, глава
5).
4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами,
испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли, приятно
помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и
мира».
5. Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова... была
очень красива странной и печальной, и привлекательной красотой давней, настоящей
породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, «один уголок рта приспущен печаль
но», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».
6. Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейбгвардии уланского полка поручик,
ныне адъютант в штабе князя. Белорукова, «наглые глаза», «маленький», великолепный
голос («Все вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского»).
7. Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «маленький,
укладистый и действительно очень похожий на карася».
8. Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из
глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице
«старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз
(символическая деталь!)
9. НайТурс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5,
где НайТурс предстает в облике рыцаря). Индивидуальность речевой характеристики
(картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой».
Часть 3, глава 17 — похороны НайТурса (Николка). 10. Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответственность все!..
все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На
позор не послал!» (часть 2, глава 12).
11. Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире
пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой».
Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях
выбора.
II. Беседа
Слово учителя.
Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы
революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в
связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести,
человеческого достоинства.
Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей.
Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей
стороне истина, историческая правда.
— Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интеллигенции?
(Они считали интеллигенцию хранительницей русской культуры, лучшим
социальным слоем. И сами были ее яркими представителями. М. А. Булгаков в романе
«Белая гвардия» через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас
братоубийственной войны).
— По каким нравственным законам живут Турбины?
(В семье царит культ высокой русской культуры,
духовность,
интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный
герой. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя,
Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба,
ведьма — панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской дочки». В сны
Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский демон.
В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная
скатерть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и
знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни пишет Булгаков. Здесь
женщине поклоняются как богине, а честь — в верности не только царю, белому
знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми).
— Каково отношение Турбиных к интеллигенции?
(Турбины считают интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому
что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в
бронзовой лампе», а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт
кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для них является понятие
чести. Они не меняют своих убеждений, не могут предать.)
— Дружелюбна ли история к Турбиным?
(История выступает как нечто враждебное частной жизни людей. Но
революцию нельзя пересидеть, закрывшись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турбиных — нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым,
неизбежны революционные разгромы и взрывы.)
— Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.
Что вы можете рассказать о судьбе Алексея?
(Алексей Турбин, старший брат — один из заблудившихся в этой революционной
метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий», — мог бы
подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей — убежденный
монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим
долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в
качестве доктора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно
переживает крушение своей веры.
А. Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо
устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь а не воевать, заливая кровью
родную землю. Многое сближает автора с его героем: и спокойное мужество, и вера в
старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)
— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем?
(Николай — самый юный герой Белой гвардии ему семнадцать с половиной лет.
Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с образом
толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. (Анализируется эпизод —
Николка в бою.) Младшему Турбину принадлежат слова: («...слова не должен
нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете Николка мечется
по простреливаемым улицам города, ища близких НайТурса, чтобы сообщить им о его
героической смерти и достойно похоронить.)
— В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ
в романе?
(Елена — хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Она
излучает любовь, свет и добро. На это указывают синонимичные эпитеты: «рыжая,
рыжеволосая, рыжеватая, золотая, красивая. Трагедия ее — в предательстве мужа,
в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло
домашнего очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мысли:
«Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте — пусть
воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».
В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении
Алексея: «... все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)
— Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность
и чувство долга в это смутное время?
(Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои
Булгакова сохраняют человеческое мужество, офицерскую честь, высокое чувства
долга, товарищества, стремление к нормальной — человеческой жизни, к любви.)
(Ученики рассказывают о НайТурсе, Мышлаевском, Малышеве).
— Кто из героев не сохранил этих качеств?
(Прежде всего Тальберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за
беспринципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишенная малейшего
понятия о чести!» Тальберг — это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчетливый, циничный Тальберг, с его «двухслойными
глазами», не обременен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и
делает карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом
и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти.
По мысли автора, убегающий «крысий побежкой» из дома Тальберг — не просто
несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.
Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду,
домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус,
буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за
ставнями. Все, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.)
IV. Комментарий учителя
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по
отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной
человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося
задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложение;
другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания
соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением
«сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль —
физической гнилью, сифилисом, Горболаз — тем, что желал агитаторубольшевику,
которого пытался выдать.
Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их
судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга,
символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока
из «Двенадцати» — революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг
друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся
народная масса.
V. Итог урока
Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4)
Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана,
избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.
Ромай наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории,
блоковским чувством возмездия.
— Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?
(Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет вас думать о
вечности, жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг
перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к
эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро,
книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем
Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсс. Николка приходит в
дом НайТурсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры
героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке» «Белая гвардия» — не только исторический
роман, но и своеобразный романвоспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль
семейная соединяется с мыслью народною).
Домашнее задание
По вариантам: проанализировать две ключевых сцены романа — вечеринка у
Турбиных (часты, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).
романа.
Урок 4 (65). Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
Цели урока: понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий
Методические приемы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.
На доске эпиграф:
«Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если есть зло, то как может быть Бог?»
М. Ю.
Лермонтов
Ход урока
I. Слово учителя
Как мы выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов,
композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира:
«древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».
II. Обсуждение вопросов домашнего задания
— Как связаны между собой эти три мира?
(Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство
то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то
теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)
— Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.
Первый мир — московский. С него начинается действие романа. Обратим
внимание на название первой главы — «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Еще
до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением. Проследим,
как автор ведет за собой в последующем.
В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами
люди. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз, чьим
однофамильцем, по словам Бездомного, является композитор (вспомним Гофмана и
Шиллера из гоголевского «Невского проспекта») — человек умный и образованный.
— Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему? (Мастер отзывается о нем как о «начитанном» и «очень хитром» человеке.
Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им
поэтоврабочих. Его утверждение, что никакого Иисуса вовсе не существовало, не так
уж безобидно. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего, кроме обыденной
реальности, где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне
реальную власть. Ни один из его подчиненных не занят литературой: это завсегдатаи
грибоедовского ресторана, «инженёры человеческих душ», которых интересует лишь
дележка материальных благ и привилегий. Булгаков пародирует «тайную вечерю»
(точнее, это Берлиоз кощунственно пытается пародировать): Берлиоз уверен, что «в
десять часов вечера в Массолите состоится заседание», и он будет «на нем
председательствовать». Однако двенадцать литераторов не дождутся своего
председателя.)
— За что же так страшно наказан Берлиоз?
(За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За
то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?
Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!»
Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)
Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные
нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и
интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу
порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.
— Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же
постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд
говорит: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем...
гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
(Попробуем найти ответ на вопрос Воланда.
Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один
эксперимент за другим, устраивает «массовый гипноз», чисто научный опыт». И. люди
показывают свое истинное лицо. Сеанс «разоблачения» удался.
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди... Любят деньги, но
ведь это всегда было... Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних,
квартирный вопрос только испортил их…».)
— Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствам и автор
изображает обывателей?
(Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика.
Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко
проделанные фокусы. Однако фантастичность происходящего имеет вполне
реалистическое объяснение (вспомним эпизод с расширением квартиры, таинственное
перемещение Степы Лиходеева в Ялту, происшествие с Никанором Ивановичем.)
Фантастика является и средством сатиры. Найдем эпизод (глава 17), где костюм
председателя комиссии (кстати, неважно, какой комиссии) самостоятельно подписывает
резолюции.
— Чьи традиции продолжает здесь Булгаков? (СалтыковаЩедрина
Фантастичен,
фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества.
Чего стоит своеобразная модель этого общества, Массолит, одна из писательских
организаций, насчитывающая три тысячи сто одиннадцать членов.)
(«История одного
города»).
— Что же лежит в основе человеческого поведения — стечение обстоятельств,
ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто
управляет человеческой жизнью?
— Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за
других? Существуют ли какието неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и
человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?
Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах. «Евангельские» главы —
своеобразный идейный центр романа.
шаркающей кавалерийской походкой,
— В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав?
(Если московские главы оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то
первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные: «В белом плаще с
кровавым подбоем,
ранним утром
четырнадцатого числа весеннего месяца нисана...». Если в «московских» главах активен
посредник, рассказчик, ведущий за собой, как бы вовлекающий читателя в процесс игры,
рассказчик, чья интонация может быть и иронической («Эххохо… Да, было, было!..
Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова!») и, лирической («Боги, боги
мои!»), то никакого посредника, никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все
дышит подлинностью.)
Иван Бездомный испытывает эстетическое потрясение: окружающая реальность
теряет смысл, центром его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата (вспомним,
в конце романа Иван Николаевич Понырев — профессор истории).
Филолог и философ П. В. Палиевский пишет: «Он (Иешуа) далеко, слишком, хотя
и подчеркнуто реален. Реальность эта особая, какаято окаймляющая или резко
очертательная: ведь ни где Булгаков не сказал: «Иешуа подумал», нигде мы не
присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир — не дано. Но только видим и
слышим, как действует его разрывающий пелену ум, как трещит и расползается привычная
реальность и связь понятий, но откуда и чем — непонятно, все остается в обрамлении»
(«Шолохов и Булгаков» // Наследие. — М., 1993. — с. 55). Преданный в руки фанатиков
иудеев неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть ИешуаХристос
издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и
его любимому герою.
Через образ Иешуа Булгаков передает свое убеждение в том, что «всякая власть
является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни
какойлибо иной власти». Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий
Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в
ненавидимом им Иерусалиме.
— Что за человек Пилат, в изображении Булгакова?
(Палат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он
даже по ведь миром правит закон силы. За плечами у Пилата большая жизнь воина,
полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель
всегда одинок, у чего не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает
чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.
Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто
поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или
слава. Есть у него живое существо, к которому он очень привязан — это верный и
преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.)
И вот судьба дает ему шанс. Найдем сцену допроса (глава 2). Приговоренного к
смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. Когда
Иешуа обращается к нему со словами «Добрый человек!», Пилат приказывает Крысобою
объяснить арестованному, как следует разговаривать с прокуратором, объяснить, то есть
избить. Допрос продолжается. И вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не
слушается его больше. Он задает обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде.
— Что это за вопрос?
(«Что есть истина?»)
И далее Иешуа говорит Пилату: «Ты производишь впечатление очень умного
человека». Это очень важная характеристика Пилата. Ведь его назовешь примитивным
злодеем. Такое случилось с ним впервые. Он встретил человека, который говорил с ним
откровенно, несмотря на то что был физически слаб и страдал от побоев. «Твоя жизнь
скудна, иегемон», — эти слова не оскорбляют Пилата. Внезапно наступает прозрение —
мысль «о какомто бессмертии, причем бессмертие почемуто вызывало нестерпимую
тоску».
Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать
его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв
душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти
Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения.
— Почему Пилат утверждает смертный приговор?
(Он убеждает себя, что сделал все, что было в его силах: уговаривал Каифу,
угрожал ему. Что он мог еще сделать? Взбунтоваться против Тиберия? Это было
выше его сил. Он умывает руки.)
Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа
легкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казненных в тайне. Возлагает на
Афрания обязанность убить Иуду — человека, который предал Иешуа.
— За что наказан Пилат?
(«Трусость — самый тяжкий порок», — повторяет Воланд (глава 32, сцена
ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и
неслыханную славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
Пилат прощен.)
III. Слово учителя
Какое дело нам, людям ХХ века, до трагического духовного поединка Иешуа и
Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести,
когтистом звере, который не дает спать по ночам.
Домашнее задание
Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита».
Вопросы для подготовки:
1. Москва и москвичи в романе.
2. Символика романа.
3. Сны и их роль в романе.
4. Художественное мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
5. Автор и рассказчик в романе.
6. Личность и толпа в романе.
7. Литературные реминисценции в романе.
8. Эпиграф и его значение в романе.
9. Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?
10. Проблема одиночества в романе.
11. Время и пространство в романе.
12. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Конспект урока "Судьбы людей в революции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.