Конспект урока "Сведения по материаловедению. ЛПР «Определение пород древесины»" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Сведения по материаловедению. ЛПР «Определение пород древесины» Цели урока: • образовательная: создать условия для получения учениками знаний о древесине ее породах, строении и применении, о древесных материалах; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы • развивающая: способствовать развитию самостоятельности и мыслительной деятельности учащихся при выполнении практической работы • воспитательная: способствовать формированию и развитию творческой личности, умеющей работать в коллективе.
Иконка файла материала конспект.docx
Методическая разработка урока «Сведения по материаловедению. ЛПР «Определение пород древесины» Номинация ­ «Технический труд»;  5 класс                                                                                         Занятие №2.  1Тема:              Сведения по материаловедению.                          ЛПР «Определение пород древесины»  Цели  урока:    образовательная: создать условия для получения  учениками знаний о  древесине ее породах, строении и применении, о древесных материалах;  научить определять по внешнему виду образцов древесные породы развивающая: способствовать развитию самостоятельности и мыслительной  деятельности учащихся при выполнении практической работы  воспитательная: способствовать формированию и развитию    творческой   личности, умеющей работать в коллективе. Тип занятия: комбинированный. Форма проведения: фронтальная и групповая. Используемые методы и приёмы: показ слайдов, беседа, рассказ, инструктаж,  демонстрация,  практическая работа. Межпредметные связи: окружающий мир, физика, химия, русский язык Материально­техническое оснащение: комплекты образцов пород древесины, древесных  пиломатериалов, шпона, фанеры, ДСП, ДВП, интерактивный плакат « Сведения по  материаловедению.  ЛПР «Определение пород древесины»  Литература для учителя: 1. Программа “Технология. Трудовое обучение. 5­11 кл.”. 2. И.А.Карабанов Технология обработки древесины: 5­9 кл. ­ М., Просвещение, 1995. 3. Технология: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для  мальчиков; Под редакцией В. Д. Симоненко. ­ М., Просвещение, 1995 24. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла,  электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5­7 кл.; Под редакцией И.А.Карабанова ­  М., Просвещение, 1995. I. Организационный момент. Ход урока. Проверка готовности учащихся к занятию, наличия материалов и инструментов,  дополнительных источников информации, создает позитивный настрой на  предстоящую деятельность. II.   Проверка пройденного материала. 1.Назовите основные правила внутреннего распорядка в школьной мастерской. 2. Назовите основные части  столярного верстака и их назначение. 3. Назовите основные правила ухода за верстаком. 4. Покажите,  как определить соответствует ли высота верстака вашему росту. 5. Покажите способы крепления заготовки на верстаке. 6. Что  означает термин  ­  «ТЕХНОЛОГИЯ»?  III. Изучение нового материала. Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Главный его продукт ­ древесина ­ применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др.  Из чего же состоит дерево?  Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. Рис. 1 Какие древесные породы вам известны и на какие виды под    разделяются?   Деревья, имеющие листву ­ называются лиственными.  Имеющие хвою ­ хвойными.  К лиственным породам относятся: береза, осина, дуб, ольха, липа и др.;  Ель ­ мягкая, пропитана смолистыми веществами; белая с желтоватым оттенком;  3применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон, дверей. Береза ­ твердая лиственная порода; имеет белый цвет с бурым оттенком; применяется для  изготовления фанеры, мебели, посуды, ручек инструментов, лыж и др. Осина ­ мягкая; белая с зеленоватым оттенком; применяется для изготовления посуды,  игрушек, спичек и др. Липа — белый цвет с розовым оттенком; применяется для изготовления чертежных досок,  карандашей, изделий с художественной резьбой. Ольха ­ мягкая; цвет белый, на воздухе краснеет; применяется  для  изготовления   фанеры,   долбленой  посуды,  упаковочных  ящиков и других принадлежностей. Дуб ­ твердая лиственная порода; цвет светло­желтый; применяется для изготовления  мебели, паркета, облицовывания ценных изделий. Древесина – природный конструкционный материал получается  из стволов деревьев при распиливании их на части.  Ствол дерева (рис.2)  состоит из коры, которая имеет наружный  слой пробковый и внутренний ­ лубяной. Пробковый слой коры  является отмершим. Лубяной. слой (6) ­ проводник соков, питающих  дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на  разрезе видны как годичные кольца (4).    Рыхлый и мягкий центр дерева ­ сердцевина (1).  От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются  сердцевидные лучи (2). Рис. 2       1 – сердцевина; 2 - сердцевинные лучи; 3 – ядро; 4 – годичные кольца; 5 –  Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий  (5) ­ тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в  результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» ­ от  латинского «обмен» (питательными веществами). Для изучения строения древесины различают три основных  разреза ствола (рис.3). Разрез (1), проходящий перпендикулярно серд­ цевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным  кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола,  называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам.  Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине  ствола и удален от нее на некоторое расстояние. 4 Рис. 3   1 – торцовый; 2 – радиальный; 3 – тангенциальный.Породы древесины определяют по их следующим    характерным признакам:  текстуре, запаху, твердости. Текстура (англ.­ texture) ­ естественный рисунок, видимый при разрезе ствола,  визуальная характеристика древесины,  определяемая её анатомической структурой,  шириной и формой годичных колец. Твердость ­ способность древесины противостоять проникновению более твердых тел. Пиломатериалы и древесные материалы. (Рис. 4). При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные  пиломатериалы (рис. 6): брусья (а, б), бруски (в), доски  (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з). Рисунок 4 Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро. (Рис.  5) Рисунок 5 5В   качестве   конструкционного материала широко применяют фанеру.  Как ее получают? Путем наклеивания друг на друга трех и более  тонких листов древесины ­ шпона. Шпон в  переводе с немецкого ­ «щепка». Шпон  срезают (лущат) острым ножом специального  лущильного станка при вращении бревна  длиной около 2,0 м .При этом бревно, как  рулон, раскатывается в ленту шпона. (Рис. 6)      Ленту шпона разрезают на квадратные листы,  которые высушивают в сушилках, намазывают  клеем и укладывают друг на друга так, чтобы  направление волокон в них было  Рисунок 6 перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под  прессом. Так получают фанеру. (Рис. 7). Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не рас­ трескивается, хорошо гнется и обрабатывается.  Где ее применяют?        Рисунок 7 В строительстве, при изготовлении  мебели,            в машиностроении, самолетостроении. Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это  начит? Древесностружечные плиты. (Рис. 8) Их получают путем прессования и склеивания  измельченной древесины в виде стружек, опилок, дре­ весной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10 ­  26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо  обрабатываются режущими инструментами. Рисунок8    Что из них изготавливают? Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют  вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях. 6А что такое   ДВП? Древесноволокнистые плиты. (Рис. 9). Их прессуют в  виде листов из пропаренной и измельченной до  отдельных волокон древесной массы. Они имеют  приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся. Рисунок 9 IV.Закрепление нового материала. • Перечислите хвойные и лиственные породы. Где они применяются? • Перечислите   древесные   породы,   произрастающие    в нашей  местности. На  каких производствах они используются? Какие древесные породы чаще всего применяются  в столярно­мебельном  • производстве? • В каких производствах применяются мягкие лиственные породы древесины? • Почему береза недостаточно  широко  применяется     в строительстве? • Как получают ДСП и ДВП? • Чем отличается фанера от шпона?  V. ЛПР «Определение пород древесины» Оборудование: 1. Образцы пиломатериалов 2. Образцы пород древесины 3. Образцы древесных материалов 4. Линейка 5. Карандаш 7Ход работы: 1. Изучите таблицу с описанием пород древесины. 2. Определите породы древесины по образцам, выданным учителем. 3. Укажите номера образцов с ДСП, ДВП, шпоном, фанерой. 4. Измерьте толщину фанеры и количество слоёв.  5. Найдите в образцах пиломатериалов основные элементы. 6.Результаты работы занесите в таблицу в тетради.  Номер  образца Порода древесины (древесные материалы) Характерные признаки Текущий инструктаж учащихся ­ в процессе целевых обходов. Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов  труда, умения осуществлять зрительный самоконтроль. Путем внимательного осмотра  определять пригодность материалов и инструментов к работе, находить рациональные пути организации рабочего места.  Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической  последовательности операций. Большое внимание следует уделять самоконтролю, на  основе зрительных, осязательных и кинестезических ощущений дети приучаются проверять качество материалов и инструментов. Третий обход: проверить способность осуществления учащимися самоконтроля:  Провести приемку и оценку работ. VI. Заключительный инструктаж   Подведение итогов работы.  8Анализ характерных ошибок и их причин.  Сообщение оценки работы учащихся. VII. Рефлексия  Предлагается выразить отношение к изученному материалу и своей деятельности на  занятии с помощью карточек разного цвета с  картинками. VIII. Уборка рабочих мест  IX. Информация о домашнем задании. Принести  2 простых карандаша ­ твёрдый  и мягкий, линейку, резинку, знать изученные термины и определения.  9