Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"
Оценка 4.7

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Своеобразие   художественного   мира   лирики   М.   Ю.   Лермонтова.   Подготовка   к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения. Урок   может   быть   проведен   в   форме   семинара,   где   будут   обобщены   основные черты художественного мира лирики Лермонтова. План семинара 1. Эволюция образа лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова. 2. Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова. 3. Поэзия, любовь, природа как способы преодоления трагизма жизни. 4. Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта. На   семинаре   возможна   проверка   навыков   интерпретации   лирики,   выявления   ее структурно­семантических и историко­культурных аспектов. Работу можно организовать в группах,   которые   будут   исследовать   два   стихотворения,   отличающихся   спецификой лирического «я», составлять вопросы для анализа стихов. Это «Предсказание», написанное 16­летним поэтом, и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — образец зрелого творчества. Вопросы и задания для анализа стихотворения «Предсказание» 1. Какие слова и выражения создают мрачный колорит стихотворения? 2. На какие смысловые части можно его разделить? (1—10­й стихи — картины смерти, голода, болезней; 11—18­й стихи — образ «мощного человека».) 3.   В   каких   картинах   поэт   изображает   состояние   России?   Смерть,   кровь, незащищенные жены и дети, чума, голод. Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображенным картинам? (Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.) 4. Каким автор рисует «мощного человека»? (В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем.) Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? (Вряд ли он способен к гуманности, если в нем «все ужасно», «в руке... булатный нож», а стон и плач людей вызывают у него только смех.) 5. Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция? (Может быть, это показатель   нерасчлененности   мира,   зависимости   человека   от   мировых   катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.) 6. Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации? Как это   помогает   в   понимании   смысла   стихотворения?   (Вероятно,   поэт   убежден,   что   цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению «мощного человека», сильной личности. Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.) 7.   Какова   цветовая   гамма   стихотворения?   Как   помогают   понять   его   смысл цветовые образы? (Основные цвета стихотворения — это черный и красный. Можно по­ разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение тревоги, беспокойства, — это очевидно.) 8. Как на протяжении текста меняются поэтические интонации? (Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация чувств в словах «И горе для тебя!». Здесь, кроме пронзительной интонации, появляется и образ читателя, собеседника лирического «я», который может стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости «мощного человека».) 9.   Охарактеризуйте   образ   лирического   «я»   в   этом   стихотворении.   Как   в   нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова? 10.   Можно   ли   считать   автора   стихотворения   провидцем,   поэтом­пророком? Докажите свою точку зрения. При   анализе   стихотворения   нужно   сообщить   классу   необходимую   историко­ биографическую   информацию.   1830   г.   для   Лермонтова   —   это   время   окончания Благородного   пансиона   и   начало   учебы   на   нравственно­политическом   отделении Московского   университета.   Лето   1830   г.   —   это   не   только   время   «холерных   бунтов», которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся 27 июля по новому стилю. 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию. Эти события были отражены и в стихотворениях «10 июля (1830)»   и   «30   июля.   —   (Париж).   1830   года».   Датировку   первого   стихотворения исследователи считают ошибочной, предполагая, что вместо «10 июля» следует читать «10 августа». В стихотворениях звучат мотивы «вольности кровавой», когда «гордые восстали» и посылают угрозы царям: «Есть суд земной и для царей». Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении «Смерть поэта». Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 г. был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин. Эти впечатления отразились в настроении стихотворения. Характеристика «мощного человека» — «И будет все   ужасно,   мрачно   в   нем,   /   Как   плащ   его   с   возвышенным   челом»   —   сближает   его   с Наполеоном. В стихотворении «Наполеон» (1830) читаем: «Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом / И две руки, сложенные крестом». В   рукописи   стихотворения   «Предсказание»   рукой   Лермонтова   было   написано: «Это   мечта».   Если   лермонтоведы   советского   времени   трактовали   эту   приписку   как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этим словам придают значение «мечта», «видение», «фантазия». Вопросы и задания для анализа стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» 1. Определите ключевые образы стихотворения. (Он, Она и образ­воспоминание о прошедшей любви. Она и образ­воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».) 2.   Каков   лирический   субъект   стихотворения?   Почему   он   любит   страдание   и ушедшую   молодость?   (По   Лермонтову,   даже   страдание   —   это   признак   живой   души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким­то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я»   своей   погибшей   молодости,   неразделенной   любви.   Теперь   ему   остались   лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал...» поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».) 3. Как понять две последние строки стихотворения? (Можно предположить, что в этих   строках   появляется   образ   самого   поэта.   Если   две   прекрасные   женщины   —   это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы­зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда­то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического   «я»   еще   и   потому,   что   перед   ними   стоит   точка   с   запятой,   знак   конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.) 4. Проанализируйте глагольную лексику текста. (В тексте очень мало глаголов (люблю   —   люблю   —   смотрю   —   говорю   —   говорю   —   ищу),   что   подчеркивает   его статичность, «мгновенность». Время в тексте как бы остановилось.) 5.   Найдите   в   тексте   прилагательные   и   причастия.   Обратите   внимание   на   их порядок и лексическое значение. (При исследовании прилагательных и причастий (прошлое —   ушедшую   —   долгим   —   таинственным   —   юных   —   немые   —   угаснувших)   можно заметить их «кольцевую композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени   —   «прошлое,   ушедшую»,   то   во   второй   строфе   лирическое   «я»   жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт» ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».) Следует   сообщить   классу,   что   это   стихотворение   —   одно   из   последних, написанных Лермонтовым летом 1841 г. Возможный адресат стихотворения — Екатерина Григорьевна  Быховец, дальняя  родственница Лермонтова,  с которой поэт встречался  в Пятигорске в июле 1841 г. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности. Итоги урока.  Лирическое «я» ранней лирики Лермонтова — это романтический герой, мечтающий переделать мир по «книжным» образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты   романтического   героя   в   личные.   Поэтому   судьба   его   лирического   «я»   —   это одиночество,   страдания   и   героическая   смерть.   Драматизм   ранним   стихам   придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью. Лирический   герой   зрелой   лирики   существенно   иной.   Он   отказывается   от гиперболизации   романтических   порывов   в   пользу   психологически   углубленного самовыражения.  Исповедальность сменяется иронией и отрицанием. Иногда лирическое «я» уступает свое место «объективным» персонажам. Трагизм мироощущения связан не только с непониманием толпой душевных порывов, но и с осознанием несправедливости мироустройства.   Безграничность   пространства   противоречит   замкнутости   мира   героя, который   стремится   к   космическому,   вселенскому   мироощущению.   В поздней   лирике лирическое   «я»   признает   неразрешимость   конфликта   с   миром   и   дисгармонию   в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности, усталости. Герой понимает приоритет вечных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, «странную» судьбу. Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом   творчестве   заметно   скрещивание,   взаимопроникновение   жанровых   форм,   что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018