конспект урока "Своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
Своеобразие   художественного   мира   лирики   М.   Ю.   Лермонтова.   Подготовка   к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения. Урок   может   быть   проведен   в   форме   семинара,   где   будут   обобщены   основные черты художественного мира лирики Лермонтова. План семинара 1. Эволюция образа лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова. 2. Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова. 3. Поэзия, любовь, природа как способы преодоления трагизма жизни. 4. Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта. На   семинаре   возможна   проверка   навыков   интерпретации   лирики,   выявления   ее структурно­семантических и историко­культурных аспектов. Работу можно организовать в группах,   которые   будут   исследовать   два   стихотворения,   отличающихся   спецификой лирического «я», составлять вопросы для анализа стихов. Это «Предсказание», написанное 16­летним поэтом, и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — образец зрелого творчества. Вопросы и задания для анализа стихотворения «Предсказание» 1. Какие слова и выражения создают мрачный колорит стихотворения? 2. На какие смысловые части можно его разделить? (1—10­й стихи — картины смерти, голода, болезней; 11—18­й стихи — образ «мощного человека».) 3.   В   каких   картинах   поэт   изображает   состояние   России?   Смерть,   кровь, незащищенные жены и дети, чума, голод. Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображенным картинам? (Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.) 4. Каким автор рисует «мощного человека»? (В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем.) Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? (Вряд ли он способен к гуманности, если в нем «все ужасно», «в руке... булатный нож», а стон и плач людей вызывают у него только смех.) 5. Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция? (Может быть, это показатель   нерасчлененности   мира,   зависимости   человека   от   мировых   катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.) 6. Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации? Как это   помогает   в   понимании   смысла   стихотворения?   (Вероятно,   поэт   убежден,   что   цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению «мощного человека», сильной личности. Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.) 7.   Какова   цветовая   гамма   стихотворения?   Как   помогают   понять   его   смысл цветовые образы? (Основные цвета стихотворения — это черный и красный. Можно по­ разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение тревоги, беспокойства, — это очевидно.) 8. Как на протяжении текста меняются поэтические интонации? (Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация чувств в словах «И горе для тебя!». Здесь, кроме пронзительной интонации, появляется и образ читателя, собеседника лирического «я», который может стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости «мощного человека».) 9.   Охарактеризуйте   образ   лирического   «я»   в   этом   стихотворении.   Как   в   нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?10.   Можно   ли   считать   автора   стихотворения   провидцем,   поэтом­пророком? Докажите свою точку зрения. При   анализе   стихотворения   нужно   сообщить   классу   необходимую   историко­ биографическую   информацию.   1830   г.   для   Лермонтова   —   это   время   окончания Благородного   пансиона   и   начало   учебы   на   нравственно­политическом   отделении Московского   университета.   Лето   1830   г.   —   это   не   только   время   «холерных   бунтов», которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся 27 июля по новому стилю. 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию. Эти события были отражены и в стихотворениях «10 июля (1830)»   и   «30   июля.   —   (Париж).   1830   года».   Датировку   первого   стихотворения исследователи считают ошибочной, предполагая, что вместо «10 июля» следует читать «10 августа». В стихотворениях звучат мотивы «вольности кровавой», когда «гордые восстали» и посылают угрозы царям: «Есть суд земной и для царей». Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении «Смерть поэта». Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 г. был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин. Эти впечатления отразились в настроении стихотворения. Характеристика «мощного человека» — «И будет все   ужасно,   мрачно   в   нем,   /   Как   плащ   его   с   возвышенным   челом»   —   сближает   его   с Наполеоном. В стихотворении «Наполеон» (1830) читаем: «Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом / И две руки, сложенные крестом». В   рукописи   стихотворения   «Предсказание»   рукой   Лермонтова   было   написано: «Это   мечта».   Если   лермонтоведы   советского   времени   трактовали   эту   приписку   как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этим словам придают значение «мечта», «видение», «фантазия». Вопросы и задания для анализа стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» 1. Определите ключевые образы стихотворения. (Он, Она и образ­воспоминание о прошедшей любви. Она и образ­воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».) 2.   Каков   лирический   субъект   стихотворения?   Почему   он   любит   страдание   и ушедшую   молодость?   (По   Лермонтову,   даже   страдание   —   это   признак   живой   души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким­то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я»   своей   погибшей   молодости,   неразделенной   любви.   Теперь   ему   остались   лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал...» поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».) 3. Как понять две последние строки стихотворения? (Можно предположить, что в этих   строках   появляется   образ   самого   поэта.   Если   две   прекрасные   женщины   —   это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы­зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда­то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического   «я»   еще   и   потому,   что   перед   ними   стоит   точка   с   запятой,   знак   конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.) 4. Проанализируйте глагольную лексику текста. (В тексте очень мало глаголов (люблю   —   люблю   —   смотрю   —   говорю   —   говорю   —   ищу),   что   подчеркивает   его статичность, «мгновенность». Время в тексте как бы остановилось.)5.   Найдите   в   тексте   прилагательные   и   причастия.   Обратите   внимание   на   их порядок и лексическое значение. (При исследовании прилагательных и причастий (прошлое —   ушедшую   —   долгим   —   таинственным   —   юных   —   немые   —   угаснувших)   можно заметить их «кольцевую композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени   —   «прошлое,   ушедшую»,   то   во   второй   строфе   лирическое   «я»   жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт» ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».) Следует   сообщить   классу,   что   это   стихотворение   —   одно   из   последних, написанных Лермонтовым летом 1841 г. Возможный адресат стихотворения — Екатерина Григорьевна  Быховец, дальняя  родственница Лермонтова,  с которой поэт встречался  в Пятигорске в июле 1841 г. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности. Итоги урока.  Лирическое «я» ранней лирики Лермонтова — это романтический герой, мечтающий переделать мир по «книжным» образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты   романтического   героя   в   личные.   Поэтому   судьба   его   лирического   «я»   —   это одиночество,   страдания   и   героическая   смерть.   Драматизм   ранним   стихам   придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью. Лирический   герой   зрелой   лирики   существенно   иной.   Он   отказывается   от гиперболизации   романтических   порывов   в   пользу   психологически   углубленного самовыражения.  Исповедальность сменяется иронией и отрицанием. Иногда лирическое «я» уступает свое место «объективным» персонажам. Трагизм мироощущения связан не только с непониманием толпой душевных порывов, но и с осознанием несправедливости мироустройства.   Безграничность   пространства   противоречит   замкнутости   мира   героя, который   стремится   к   космическому,   вселенскому   мироощущению.   В поздней   лирике лирическое   «я»   признает   неразрешимость   конфликта   с   миром   и   дисгармонию   в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности, усталости. Герой понимает приоритет вечных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, «странную» судьбу. Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом   творчестве   заметно   скрещивание,   взаимопроникновение   жанровых   форм,   что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

Посмотрите также