конспект урока "Тема дороги в лирике Пушкина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл. «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...», «Дорожные жалобы», «Телега жизни». Урок   внеклассного   чтения   можно   организовать   в   форме   практикума.   Каждая группа   учащихся   получает   тексты   одного   из   стихотворений   Пушкина   на   тему   дороги, проводит его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщает классу о результатах своих наблюдений. В   урок   может   быть   включено   сообщение   заранее   подготовленного   ученика, который расскажет о результатах исследования стихотворения Пушкина «Странник». Группа 1. «Зимняя дорога». 1.   Какое   настроение   вызывает   это   стихотворение?   Меняется   ли   оно   по   ходу текста? 2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются? 3.   Попытайтесь   проследить   особенности   поэтической   формы   стихотворения   на фонетическом,   лексическом,   синтаксическом,   композиционном   уровнях.   Приведите примеры. 4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков? 5.   Какими   красками,   звуками   наполнен   текст?   Как   это   помогает   понять настроение? 6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»? Группа 2. «В поле чистом серебрится...». 1. Каково настроение стихотворения? 2. Почему 1, 2, 3­я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе? 3.   Какими   звуками,   красками   наполнен   текст?   Как   они   помогают   понять   его смысл? 4. Какие фольклорные мотивы вы заметили? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными? 5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом. О чем думает и что чувствует лирический герой? 6. Какой смысл придает тексту открытый финал? 7. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста? Группа 3. «Дорожные жалобы». 1. Какое настроение является в стихотворении ведущим? Меняется ли оно? 2. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части? 3. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам? 4.   Как   в   художественной   структуре   текста   (существительные,   глаголы, местоимения, союзы, синтаксис и т. п.) прослеживается мотив движения? 5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты? 6. Каков поэтический смысл последнего стиха? Группа 4. «Телега жизни». 1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении? 2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь? 3.   Кто   везет   путника   в   телеге   жизни?   Каков   образ   времени   в   стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах? 4. Как композиция стихотворения связана с его философским смыслом?5. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни? 6. Выявите особенности поэтической формы стихотворения. Каков их поэтический смысл? 7.   Как   автору   удается   создать   картину   непрерывного   движения   времени, неподвластного воле человека? 8.  Индивидуальное   задание.  Как   тема   дороги   отразилась   в   стихотворении Пушкина  «Странник»?  Какое переносное и  символическое  значение  приобретает в нем мотив пути? Итог урока.  Тема дороги в лирике Пушкина приобретает философский смысл. Она понимается поэтом в контексте вечного движения жизни, гармонии и круговорота бытия,   необратимого   бега   времени.   Дороги   в   поэзии   Пушкина   связаны   и   с   темой творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.

Посмотрите также