Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.06.2018
Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс
КОНСПЕКТ УРОКА Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» (Тема урока) Цель урока 1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны, ценность демократического общества. 2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. 3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, видеть связь поэмы с произведениями устного народного творчества, соотносить оценку критиков с собственной оценкой, строить развёрнутое связное высказывание.конспект
конспект.docx
КОНСПЕКТ УРОКА  Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» (Тема урока) Цель урока  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны, ценность демократического общества. 2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. 3. Предметный   результат   –   знать   историю   создания   поэмы   А.   Ахматовой «Реквием»,   жанровые   и   композиционные   особенности   произведения, связанные   с   особенностями   повествования,   видеть   связь   поэмы   с произведениями   устного   народного   творчества,   соотносить   оценку критиков   с   собственной   оценкой,   строить   развёрнутое   связное высказывание.  Содержание этапа 1. Организационный момент Цель этапа: Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели. Деятельность учителя Сообщение темы урока.  Добрый   день.   Продолжая   изучать   творчество   А.А.   Ахматовой,   сегодня знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Итак, тема урока – Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Попробуйте сформулировать цель урока. Деятельность учащихся Формулировка цели урока на основе объявленной темы. Возможные ответы учащихся Так   как   поэма   называется   «Реквием»,   в   теме   обозначены   понятия   «суд времени», «историческая память», необходимо на примере художественного текста   показать   большую   значимость   нравственных   ориентиров   для человека, особенно в трагические годы 2.   Проверка   домашнего   задания   (выяснить   значение   слова   «реквием»   и определить роль топонима Фонтанный Дом в жизни Ахматовой) Цель этапа: Проверка домашнего задания позволяет создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме. Деятельность учителя Рассказ   об   истории   создания   и   публикации   поэмы   «Реквием».   Задание   для учащихся: Почему окончательный вариант названия поэмы – «Реквием»? Важно, чтобы учащиеся смогли понять широкий исторический, общественно значимый аспект поэмы Ахматовой. Над   лирическим   циклом   «Реквием»,   который   позднее   Ахматова   назовёт поэмой, она работала в 1934­40 гг. и в начале 60­х гг. «Реквием» заучивался наизусть   людьми,   которым   Ахматова   доверяла,   а   таких   было   не   более десяти. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала   поэму   в   редакцию   «Нового   мира».   К   этому   времени   поэма   уже имела   широкое   хождение   среди   читателей   в   самиздатовских   списках   (в некоторых   списках   поэма   носила   конкурирующее   название   –   «Фонтанный дом»). Один из списков попал за границу и впервые был опубликован отдельной книгой в 1963 году в Мюнхене. С публикацией «Реквиема» творчество Ахматовой обретает новый историко­ литературный и общественный смысл. Объясните,   почему   в   окончательном   варианте   поэма   носит   название «Реквием» (не «Requiem», не «Фонтанный Дом»)? Деятельность учащихся Деятельность учащихся основана на выполнении домашнего задания – работа со словарём, со справочной литературой. Возможные ответы учащихся Реквием   –   католическое   богослужение   по   умершим,   а   также   траурное музыкальное произведение. Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem». Латинский текст: «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Вечный покой даруй им, Господи!») Фонтанный   Дом   –   так   называлась   усадьба   графа   Шереметева   (чтобы отличать её от других петербургских), это место жительства Ахматовой в Ленинграде.   Фонтанный   Дом воспринимался современниками не как реальное место обитания Ахматовой, а как образ, непосредственно связанный с её поэзией. Это понятие не столько географическое,   сколько   поэтическое.   Вероятно,   использовался   как   символ творчества для поэтессы. Здесь был написан «Реквием».  Латинское   название   поэмы   могло   вызвать   литературные   и   музыкальные ассоциации («Реквием» Моцарта, «Моцарт и Сальери» Пушкина). Очевидно,   в   названии   «Фонтанный   Дом»   было   бы   очень   много   личного,   а   В   латинском   варианте   много значит,   Сейчас   это   дом­музей   Ахматовой.   неясного   для   читателя. отстранённости.   Русский   вариант,   не   нарушая   широких   культурных ассоциаций, содержит в себе обобщение, символ Смерти и Памяти. Эпиграф к поэме был дописан в 1961 году. Таким образом, содержание поэмы нельзя сводить к личной трагедии, это «народная» поэма, историческая. Деятельность учителя В случае, если класс не смог дома найти информацию, предлагается в классе поработать   со   словарём   –   определить   значение   слова   «реквием»,   вспомнить материал   предыдущих   уроков   о   жизни   Ахматовой,   где   указывалось   место   её жительства в Ленинграде – Фонтанный Дом. 3. Изучение нового учебного материала. Цель этапа: Развитие навыков анализа поэтического текста.  Деятельность учащихся Изучение поэмы Ахматовой предлагается учащимся осуществить в группах.  Рассмотреть,   в   каких   главах   наиболее   остро   звучит   проблема   исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Подумать, зачем автору понадобилось такое многоголосие. Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме. Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»? На данном этапе уроке во время работы с текстом формируется читательская компетенция  учащихся (умение выбирать  материал,  соответствующий  задачам, анализировать,   выделять   главное).   Кроме   того,   работая   в   группах,   учащиеся общаются между собой, обрабатывая информацию, доносят её до каждого члена группы (формирование коммуникативной компетенции учащихся).  Для   более   успешного   выполнения   задания   учащимся   предлагается   заносить результаты наблюдений в тетрадь. Каждой группе предлагаются опорные вопросы. 1 группа Голос поэта В каких главах слышится голос поэта? Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?  Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно? Какие   общекультурные   образы   появляются   в   этих   главах?   Какова   роль   этих образов? Возможный вариант ответа группы Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести   главах   поэмы.   Ахматова,   продолжая   пушкинскую   традицию   (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные   годы   ежовщины»,   «там»   ­   в   лагере,   за   колючей   проволокой,   в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» ­ создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом». «Вместо предисловия» ­ это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить   о   происходящем.   Эта   часть   поэмы   идейно   перекликается   с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо: ­ А это вы можете описать? И я сказала: ­ Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта. Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто­то другой страдает. Я бы так не могла.»  Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт   всю   трагедию,   происходящую   с   Матерью.   Каждая   из   матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти   сына.   Поэтическая   параллель   продолжается:   если   Иисус   погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить?   Не   палачей   ли   своих?   Богоматерь   уже   много   веков   оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.  И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что­то изменить сложно – остаётся только молиться.  Вторая группа Голос матери В каких главах мы слышим голос матери? Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери? Какую лексическую особенность глав можете отметить? Какие литературные ассоциации можете назвать? Возможный вариант ответа группы: Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5­9). Этот рассказ о прошедшем, о   своей   судьбе,   о   судьбе   сына   монотонный,   как   молитва,   напоминает причитание   или   плач:   «Буду   я,   как   стрелецкие   жёнки,   под   кремлёвскими башнями   выть»   (написан   в   соответствии   с   традициями   фольклорных жанров:   обилие   повторов   –   тому   подтверждение:   «тихо»   ­   «тихий», «жёлтый месяц» ­ «жёлтый месяц», «входит» ­ «входит», «эта женщина» ­ «эта   женщина»;   появление   образов   реки,   месяца).   Приговор   судьбы   уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.  Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает   лаконизм   девятой:   смерть   не   приходит,   память   жива.   Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна. Третья группа Голос историка Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах? Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий? Возможный вариант ответа группы Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» ­ в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога». Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под   шинами   «чёрных   марусь»».   Кто   жертва?   Весь   народ,   «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один.   Зато   есть   его   помощники,   разъезжающие   на   «чёрных   марусях».   Их определяет   только   одна   деталь   –   «верх   шапки   голубой».   Поскольку   они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.  В   последней   главе   представлена   история   истерзанной   души   народа:   одна половина   его   в   тюрьмах   –   это   мужья   и   сыновья,   другая   половина   –   в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.  В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка. Результат наблюдения всех групп может быть следующим: В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.  4. Закрепление учебного материала Цель этапа: Закрепление материала, формирование ценностно­смысловых компетенций. Учащимся   предлагается   сделать   вывод   на   основе   проведённых   наблюдений, высказать своё согласие или несогласие со словами А.И. Солженицына. Ответ мотивировать. В  каких  главах   наиболее   остро  звучит  проблема   исторической  памяти  и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Зачем автору понадобилось такое многоголосие? Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме? Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»? Возможно, учащимся сложно будет однозначно ответить: чей «голос» в поэме является определяющим, и этот факт лишний раз доказывает: поэма не о личной трагедии женщины, как утверждает А..И. Солженицын. Поэма о трагедии всего народа. И решалась она в соответствии с традициями литературы (перекличка с поэзией   Пушкина,   с   устным   народным   творчеством).   Память   является определяющим фактором.  Две тысячи лет назад народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит казнить. По сути палачи – сами люди. Они   молчат,   они   терпят,   они   страдают,   они   предают.   Поэт   описывает происходящее, испытывая чувство вины за народ.  Слова «Реквиема» обращены ко всем согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана горькая страница жизни народа. Три голоса, звучащие в ней, сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия   только  делает   картины   всеобщей  глобальной   более  проникновенными   и личными. 5. Задание на дом Цель этапа: Актуализировать   знания   учащихся   по   ранее   изученному   материалу,   соотнести рассмотренный   на   уроке   материал   с   заданиями   ЕГЭ   по   русскому   языку   и литературе. Учащимся   предлагается   вспомнить   произведения   русской   литературы, поднимающие   ту   же   проблему,   что   и   поэма   А.А.   Ахматовой   «Реквием», прокомментировать эту проблему, объяснить её актуальность.

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

Конспект урока "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс
Скачать файл